В народе бытует два прямо противоположных мнения относительно святой крещенской воды, иначе именуемой (на греческий манер) агиасмой.
Некоторые, в духе, навеянном протестантизмом, полагают, что великое освящение воды – дикое суеверие, которому нет основания в Библии.
Стоя в очереди за святой водой, важно не забывать, что святыни – это не цель, но средство
Другие же, и их большинство, считают, что святая крещенская вода, обладая чудодейственной силой, набранная в нужном количестве, способна подзаряжать ее счастливого обладателя «энергетикой» круглый год, независимо от его нравственного состояния и, что самое абсурдное, желания богообщения.
Поэтому, считают вторые, нужно раз в год сходить в церковь и, с ворчаньем отстояв длиннющую очередь (у нас в храме в первые четыре часа раздают около 15–20 тонн воды), пропустив всю праздничную службу, наполнить заветную канистру огромных размеров и на этом считать свой религиозный долг выполненным вплоть до времени освящения куличей и яиц перед Пасхой.
Конечно, неправы и те и другие, а истина, как это часто бывает – посередине между протестантским неверием и псевдоправославным обрядоверием – фетишизмом.
Главная проблема у нас все же не в неверии, а в обрядоверии (фото: Виктор Драчев/ТАСС)
|
Библия утверждает принципиальную возможность причастности материи к божественной благодати: «…место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5) – говорит Бог Моисею во время его призвания у неопалимой купины и велит ему в знак благоговения снять обувь.
Конечно, Моисей мог и не согласиться, ответив Богу в протестантском духе: «Зачем, Господи, этот ненужный символизм? Я и в сандалиях могу с тобой поговорить». Но тогда бы он уже не был Моисеем.
Многие, наверное, помнят библейский сюжет вознесения пророка Илии на огненной колеснице. Этому событию предшествовала беседа Илии с его учеником Елисеем, в которой последнему будет дано обещание, что благодать, которая пребывала на учителе, перейдет на ученика вдвойне, если тот увидит, как Илия будет взят от него.
И вот Илия возносится на огненной колеснице, а Елисей кричит ему вслед: «…отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Царств 2:12). Кстати, здесь Елисей использует слово «отец» в духовном смысле, так как доподлинно известно, что Илия не был его отцом по плоти.
Это опровергает однобокое толкование протестантами запрета Спасителя (Мф. 23:9), повелевающее, как они неправильно считают, называть кого-либо отцом в духовном смысле этого слова.
После вознесения пророка Илии к ногам Елисея падает милоть – верхняя одежда учителя. Елисей берет эту одежду и, призывая Бога Илии, ударяет ей по водам Иордана, и они расступаются, чтобы пророк перешел по сухому дну.
Благоговейное отношение Елисея к верхней одежде своего учителя и тем более ее использование в чуде расступления вод очень хорошо иллюстрирует тезис о том, что материи может быть причастна благодать.
Здесь, конечно, важно отметить, что когда Елисей ударял милотью по водам, то он призывал Бога. То есть милоть не была для него неким фетишем – волшебной палочкой, обладающей самостоятельной властью.
Самый же яркий библейский пример того, что Божия благодать может почивать на вещах материальных, включая останки святых людей – мощи, связан с той же личностью пророка Елисея. В 4-й Книге Царств, в 13-й главе, повествуется о том, как благодать, почивающая на останках этого святого, воскресила покойника, прикоснувшегося к ним.Впрочем, главная проблема у нас все же не в неверии, а в обрядоверии и в излишне фанатичном почитании таких святынь, как святые мощи и, пожалуй, крещенская вода.
Очень многие люди, искренне считающие себя православными, убеждены, что вся религиозная жизнь состоит из ежеквартальных поездок «к Матронушке» и употребления крещенской воды наряду с гомеопатическими средствами или, прости Господи, уринотерапией.
Стоя в очереди за святой водой, важно не забывать, что святыни – это не цель, но средство.
Почитание святых состоит прежде всего в подражании им, а крещенская вода, принятая с благоговейным обращением к Богу, может помочь нам не только утихомирить головную боль (что тоже возможно по вере), но и, что самое главное, измениться нравственно и приблизиться к Богу – Источнику этого чуда.