Авторские колонки

Антон Крылов
журналист

Антон Крылов: Восстание машин обречено

9 октября 2015, 17:17

Чуть более двухсот лет назад по Англии прокатилась волна народных восстаний. Рабочие протестовали против внедрения машин, оставлявших их без средств к существованию.

В идеальной Москве личных автомобилей в центре быть вообще не должно

Война шла не на жизнь, а на смерть – власти вводили войска, вешали недовольных и вели себя так, как еще до недавнего времени было принято в цивилизованных странах. Рабочие, несмотря на то, что это каралось смертной казнью, продолжали уничтожать станки.

Как мы знаем, луддиты проиграли, а машины победили: практически все, что окружает нас, сделано с помощью станков. Позднее извозчики сопротивлялись появлению такси, а сейчас во многих странах мира, включая Россию, разворачивается противостояние «классических» таксистов с Uber и другими интернет-сервисами, удешевляющими и упрощающими контакт между водителем и клиентом.

Прогресс всегда побеждает, а когда на его стороне выступает государство, то он побеждает особенно быстро за явным преимуществом. Власти могу задержать наступление прогресса, но не остановить его.

***

Московские автомобилисты который год протестуют против ужесточения правил парковки, выделенных полос и других мер, призванных сделать жизнь пешеходов и пассажиров общественного транспорта легче.

Увеличение стоимости парковки и сокращение числа парковочных мест одинаково бьет по всем (фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС)

Посочувствовать несчастным владельцам «железных коней», возможно, хотелось бы, но после очередной фотографии «Бентли» со стыдливо прикрытыми номерами это желание пропадает напрочь. К тому же, в отличие от исторических луддитов, современные не платят жизнями за сопротивление прогрессу, а только деньгами.

Автомобиль, по сравнению с общественным транспортом, в современном мегаполисе – это то же самое, что ручной труд по сравнению с машинным. Дорого и медленно. Качество лучше, но за качество надо платить. Причем чем дешевле становится массовый продукт, тем дороже – эксклюзивный.

Российским любителям крутить баранку особенно не повезло – массовая личная автомобилизация 20-го века обошла СССР стороной, автомобиль для большинства был больше роскошью, чем средством передвижения. Поэтому сейчас, когда позволить себе «Ладу» или «Дэу» в кредит может даже человек с зарплатой ниже среднего, им особенно обидно.

Но, несмотря на протесты неолуддитов, стоимость владения автомобилем в столице будет неуклонно повышаться. Более того, она должна повышаться.

***

Все доводы урбанистов общеизвестны, но повторить главные не будет лишним. Нельзя, чтобы один человек использовал для своего передвижения несколько квадратных метров общей городской площади. Нельзя, чтобы его передвижения сопровождались таким ущербом для общей экосферы.

И, поскольку законодательное ограничение на владение автомобилем пока невозможно, власти вынуждены ставить другие барьеры – в частности, финансовые. Судя по заклеенным номерам, считать деньги владельцы «Бентли» и «Феррари» умеют, а значит, их многосотлошадиносильные монстры будут реже покидать гаражи на Рублевке и занимать московские улицы. И это хорошо.

***

В дискуссии про автомобилизацию и урбанизм регулярно приходят женщины, которые говорят, что они матери троих (четверых и более) детей. И без автомобиля никак не получится отвозить младшего в ясли в одном районе, среднего в садик в другом, а старшего в школу в третьем. Так что все эти ограничительные законы направлены против таких, как они, а вовсе не против владельцев «Бентли».

В чем-то они правы. Прогресс не делает разницы между бездетным зажиточным мастером-ткачом и нищим поденным рабочим с десятком голодных детишек. Он просто лишает их возможности дальше зарабатывать ручным трудом. Удорожание владения автомобилем бьет по всем автомобилистам, и это уже задача властей – сделать так, чтобы богатые платили больше, а бедные – меньше.

Равный размер штрафов для всех – это один из самых несправедливых элементов капитализма. Полторы тысячи штрафа для кого-то – дневная зарплата, а для кого-то – меньше дохода за час. Разумеется, отношение к соблюдению правил у них будет разным.

Также несправедливо, когда сын миллионера на «Бентли» и дочь менеджера на «Матизе» платят за парковку одинаково. Дифференциация штрафов и парковочных тарифов в зависимости от стоимости автомобиля была бы правильной с социальной точки зрения, так же как справедлив налог на владение автомобилем в зависимости от мощности двигателя.

Но пока этого нет, и увеличение стоимости парковки и сокращение числа парковочных мест одинаково бьет по всем.

***

В Москве за последние годы сделано немало для облегчения жизни пешеходов и пассажиров общественного транспорта. Хочется надеяться, что, несмотря на экономические проблемы, все новые станции метро и МКЖД будут открыты вовремя.

Но всего этого недостаточно, пока наземный транспорт ходит не по расписанию. Отдельные табло ситуацию не спасают. Про каждую остановку автобуса, троллейбуса, трамвая должно быть известно, когда с нее можно будет уехать. Ожидание должно уйти в историю. Посмотрел в интернете расписание, вышел из дома, пришел на остановку, сел, уехал.

Этого в Москве нет, как нет и давно обещанного перевода маршруток на единый проездной. Отдельный билет на электричку также является весьма неудобным реликтом, как и дневные перерывы на внутригородских маршрутах. 

Одними запретами и увеличением стоимости обладания автомобилем решить транспортную проблему столицы нельзя. Общественный транспорт должен работать как часы. В общественном транспорте должны быть места даже в час пик.

Многие автомобилисты были бы готовы пересесть в общественный транспорт, если бы качество жизни при этом не менялось так резко. Если вернуться к аналогиям двухвековой давности, вещи, произведенные на станках, не были сильно хуже аналогичных ручной работы, а в чем-то даже превосходили их.

Первоочередная задача московских властей – предоставить достойную альтернативу тем, кто отказывается от поездок на автомобиле, а не увлекаться только запретами и штрафами.

***

В идеальной Москве личных автомобилей в центре быть вообще не должно. Зато должны быть ходящие каждые несколько минут трамваи и троллейбусы, а также такси с электрическими двигателями.

Каршеринг (все-таки надо бы придумать для этого явления нормальное русское слово) должен превратиться из экзотики в нормальное явление. Надо многодетной матери развезти детей по разным точкам назначения – взяла общественный автомобиль, развезла, оставила машину на стоянке возле дома.

Ситуация меняется так быстро, что, возможно, все это будет еще при нашей жизни, а не в каком-то прекрасном далеко.

Главное – понимать, что автомобилисты, требующие бесплатной парковки, обречены так же, как были обречены луддиты. А вот требовать от властей улучшения работы общественного транспорта – можно и нужно. И в этом нет никакого новомодного урбанизма, а только забота об общественном благе.

Вам может быть интересно

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»

Президент России Владимир Путин выразил благодарность создателям системы «Орешник» на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о прямом участии НАТО в конфликте на Украине

Зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев сообщил, что страны НАТО полностью включились в конфликт на Украине, отметив возможность его эскалации.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?