Авторские колонки

Антон Крылов
журналист

Антон Крылов: Восстание машин обречено

9 октября 2015, 17:17

Чуть более двухсот лет назад по Англии прокатилась волна народных восстаний. Рабочие протестовали против внедрения машин, оставлявших их без средств к существованию.

В идеальной Москве личных автомобилей в центре быть вообще не должно

Война шла не на жизнь, а на смерть – власти вводили войска, вешали недовольных и вели себя так, как еще до недавнего времени было принято в цивилизованных странах. Рабочие, несмотря на то, что это каралось смертной казнью, продолжали уничтожать станки.

Как мы знаем, луддиты проиграли, а машины победили: практически все, что окружает нас, сделано с помощью станков. Позднее извозчики сопротивлялись появлению такси, а сейчас во многих странах мира, включая Россию, разворачивается противостояние «классических» таксистов с Uber и другими интернет-сервисами, удешевляющими и упрощающими контакт между водителем и клиентом.

Прогресс всегда побеждает, а когда на его стороне выступает государство, то он побеждает особенно быстро за явным преимуществом. Власти могу задержать наступление прогресса, но не остановить его.

***

Московские автомобилисты который год протестуют против ужесточения правил парковки, выделенных полос и других мер, призванных сделать жизнь пешеходов и пассажиров общественного транспорта легче.

Увеличение стоимости парковки и сокращение числа парковочных мест одинаково бьет по всем (фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС)

Посочувствовать несчастным владельцам «железных коней», возможно, хотелось бы, но после очередной фотографии «Бентли» со стыдливо прикрытыми номерами это желание пропадает напрочь. К тому же, в отличие от исторических луддитов, современные не платят жизнями за сопротивление прогрессу, а только деньгами.

Автомобиль, по сравнению с общественным транспортом, в современном мегаполисе – это то же самое, что ручной труд по сравнению с машинным. Дорого и медленно. Качество лучше, но за качество надо платить. Причем чем дешевле становится массовый продукт, тем дороже – эксклюзивный.

Российским любителям крутить баранку особенно не повезло – массовая личная автомобилизация 20-го века обошла СССР стороной, автомобиль для большинства был больше роскошью, чем средством передвижения. Поэтому сейчас, когда позволить себе «Ладу» или «Дэу» в кредит может даже человек с зарплатой ниже среднего, им особенно обидно.

Но, несмотря на протесты неолуддитов, стоимость владения автомобилем в столице будет неуклонно повышаться. Более того, она должна повышаться.

***

Все доводы урбанистов общеизвестны, но повторить главные не будет лишним. Нельзя, чтобы один человек использовал для своего передвижения несколько квадратных метров общей городской площади. Нельзя, чтобы его передвижения сопровождались таким ущербом для общей экосферы.

И, поскольку законодательное ограничение на владение автомобилем пока невозможно, власти вынуждены ставить другие барьеры – в частности, финансовые. Судя по заклеенным номерам, считать деньги владельцы «Бентли» и «Феррари» умеют, а значит, их многосотлошадиносильные монстры будут реже покидать гаражи на Рублевке и занимать московские улицы. И это хорошо.

***

В дискуссии про автомобилизацию и урбанизм регулярно приходят женщины, которые говорят, что они матери троих (четверых и более) детей. И без автомобиля никак не получится отвозить младшего в ясли в одном районе, среднего в садик в другом, а старшего в школу в третьем. Так что все эти ограничительные законы направлены против таких, как они, а вовсе не против владельцев «Бентли».

В чем-то они правы. Прогресс не делает разницы между бездетным зажиточным мастером-ткачом и нищим поденным рабочим с десятком голодных детишек. Он просто лишает их возможности дальше зарабатывать ручным трудом. Удорожание владения автомобилем бьет по всем автомобилистам, и это уже задача властей – сделать так, чтобы богатые платили больше, а бедные – меньше.

Равный размер штрафов для всех – это один из самых несправедливых элементов капитализма. Полторы тысячи штрафа для кого-то – дневная зарплата, а для кого-то – меньше дохода за час. Разумеется, отношение к соблюдению правил у них будет разным.

Также несправедливо, когда сын миллионера на «Бентли» и дочь менеджера на «Матизе» платят за парковку одинаково. Дифференциация штрафов и парковочных тарифов в зависимости от стоимости автомобиля была бы правильной с социальной точки зрения, так же как справедлив налог на владение автомобилем в зависимости от мощности двигателя.

Но пока этого нет, и увеличение стоимости парковки и сокращение числа парковочных мест одинаково бьет по всем.

***

В Москве за последние годы сделано немало для облегчения жизни пешеходов и пассажиров общественного транспорта. Хочется надеяться, что, несмотря на экономические проблемы, все новые станции метро и МКЖД будут открыты вовремя.

Но всего этого недостаточно, пока наземный транспорт ходит не по расписанию. Отдельные табло ситуацию не спасают. Про каждую остановку автобуса, троллейбуса, трамвая должно быть известно, когда с нее можно будет уехать. Ожидание должно уйти в историю. Посмотрел в интернете расписание, вышел из дома, пришел на остановку, сел, уехал.

Этого в Москве нет, как нет и давно обещанного перевода маршруток на единый проездной. Отдельный билет на электричку также является весьма неудобным реликтом, как и дневные перерывы на внутригородских маршрутах. 

Одними запретами и увеличением стоимости обладания автомобилем решить транспортную проблему столицы нельзя. Общественный транспорт должен работать как часы. В общественном транспорте должны быть места даже в час пик.

Многие автомобилисты были бы готовы пересесть в общественный транспорт, если бы качество жизни при этом не менялось так резко. Если вернуться к аналогиям двухвековой давности, вещи, произведенные на станках, не были сильно хуже аналогичных ручной работы, а в чем-то даже превосходили их.

Первоочередная задача московских властей – предоставить достойную альтернативу тем, кто отказывается от поездок на автомобиле, а не увлекаться только запретами и штрафами.

***

В идеальной Москве личных автомобилей в центре быть вообще не должно. Зато должны быть ходящие каждые несколько минут трамваи и троллейбусы, а также такси с электрическими двигателями.

Каршеринг (все-таки надо бы придумать для этого явления нормальное русское слово) должен превратиться из экзотики в нормальное явление. Надо многодетной матери развезти детей по разным точкам назначения – взяла общественный автомобиль, развезла, оставила машину на стоянке возле дома.

Ситуация меняется так быстро, что, возможно, все это будет еще при нашей жизни, а не в каком-то прекрасном далеко.

Главное – понимать, что автомобилисты, требующие бесплатной парковки, обречены так же, как были обречены луддиты. А вот требовать от властей улучшения работы общественного транспорта – можно и нужно. И в этом нет никакого новомодного урбанизма, а только забота об общественном благе.

Вам может быть интересно

ВС России поразили штаб оперативного командования ВСУ «Юг»
Темы дня

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

Медведев поздравил с 1 Мая советским плакатом с Зеленским вместо Гитлера

Российские войска нанесли удар по штабу ВСУ в Одессе

Яркую вспышку «без взрывов» заметили над Украиной

Новости

ВС Польши предупредили о передвижении военной техники у границы с Россией

Армия Польши массово передислоцирует технику на север страны в начале мая в связи с учениями НАТО Steadfast Defender 2024.

Британия захотела присоединиться к созданию «Небесного щита» против России

Власти Британии задумались над участием в создании новой общеевропейской системы противовоздушной обороны «Небесный щит» для противодействия России, пишет Daily Mail со ссылкой на главу британского Минобороны Гранта Шаппса.

ФСБ сообщила о выдворении нелегальных мигрантов после рейдов в ДНР

В Мариуполе и Тельмановском районе Донецкой народной республики выявлены нарушения миграционного законодательства, сообщила пресс-служба управления ФСБ по региону.

Маск: Украине нужно было соглашаться на сделку с Россией в Стамбуле

Американский предприниматель Илон Маск выразил мнение, что Киеву и его западным союзникам нужно было пойти на сделку с Россией в ходе переговоров в Турции в 2022 году.

В Госдуме высказались об отказе США признавать уничтожение ракет ATACMS

Отказ Вашингтона признавать уничтожение американских оперативно-тактических ракет ATACMS средствами противовоздушной обороны России обусловлен страхом, заявил депутат Госдумы от Крымского региона, член комитета по безопасности Михаил Шеремет.

Эксперт: Стоимость техники на выставке трофеев в Москве достигла миллиардов долларов

Совокупная стоимость образцов военной техники, представленной на выставке трофеев на Поклонной горе в Москве, достигает миллиардов долларов, рассказал старший научный сотрудник Центрального музея вооруженных сил Андрей Любчиков.

Захарова резко высказалась о заявлении польского министра об украинцах

Официальный представитель МИД России Мария Захарова резко раскритиковала призыв Варшавы к ЕС выдать Киеву украинских граждан призывного возраста.

ВС России поразили ангар с техникой ВСУ под Николаевом

ВС России силы уничтожили ангар с украинской военной техникой в селе Дмитровка Николаевской области, заявил координатор местного подполья Сергей Лебедев.

Экс-сотрудник СБУ назвал спланированной операцией трагедию в Одессе

События 2 мая 2014 года в Одессе официально считаются на Украине трагическим стечением обстоятельств, на деле же это было целенаправленной операцией, заявил бывший подполковник Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Прозоров.

Украинцы высмеяли свой МИД из-за сгенерированного ИИ спикера

Министерство иностранных дел Украины презентовало нового спикера Викторию, созданную с помощью искусственного интеллекта, чем вызвало шквал насмешек в свой адрес со стороны украинцев.

В парламенте Грузии начались потасовки из-за закона «О прозрачности»

Потасовками и словесными оскорблениями сопровождается в среду обсуждение в парламенте Грузии во втором чтении законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Украина отказалась платить пенсии почти 300 тыс. переселенцев

Почти 300 тыс. переселенцев перестанут получать пенсии, так как не прошли физическую идентификацию, сообщил Пенсионный фонд Украины.
Мнения

Борис Акимов: Почему мы не хотим работать

День труда – праздник со слезами на глазах, праздник для людей, которые перестали видеть в труде ценность. Почему это случилось и как нам с этим жить дальше?

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?