Теперь на фоне той страшной катастрофы, которая происходит сейчас на братской Украине, многие глубокомысленно рассуждают о том, с чего все началось у них там и с чего все начнется (а может, уже и началось, упаси Господи) у нас здесь.
Старшее поколение прошляпило возрождение самого настоящего фашизма в их родной стране
Я согласен с очень многими тезисами, излагаемыми разного рода патриотами – и самыми левыми, и крайними правыми – всеми теми искренними людьми, кто не продался в прямом и переносном смысле бунинскому аллегорическому «господину из Сан-Франциско», который сам, скорее всего, за свои многие беспринципные злодеяния, коим нет числа, весьма скоро сыграет в ящик.
1
Экономика, энергоресурсы, геополитика и многие другие направления, в контексте которых маститые эксперты разбирают причины нынешних и грядущих катаклизмов, бесспорно важны.
Но мне бы хотелось поделиться личным наблюдением о небольшом аспекте бытия нашего современного общества, который как-то упускается из виду, хотя без него, уверен, нет нам спасения как гражданам самостоятельного и процветающего государства.
Одна из главных проблем, на мой взгляд, очень проста: подавляющее большинство наших соотечественников воспринимает себя как некий объект, на который кто-то воздействует, помещая его в ту или иную ситуацию, создавая ему определенные условия бытия и очерчивая ему его жизненные горизонты. И крайне редко сегодняшний человек ощущает себя хозяином своей судьбы, могущим исправить что-то в своей жизни и в жизни своего села, города, а тем более целой страны.
Всмотритесь внимательно в своих соседей, да и в самих себя – верим ли мы вообще в то, что окружающий мир можно положительно изменить? Предпринимаем ли для этого хоть какие-нибудь попытки? Увы, чаще всего нет. Молодежь – ужасно глупая и невоспитанная, цены – растут, по телевизору – одну гадость показывают, и везде, куда ни глянь, это коварное правительство, олигархи, и, конечно же, лично он – Путин...
2
Совсем недавний пример из моей практики. Село, где я сейчас провожу свой отпуск, по ночам сотрясают децибелы ночных дискотек, проводимых местной и приезжей молодежью в самом его центре, рядом с ДК. Выглядит это так: приезжает «джигит» на автомобиле с усиленными динамиками и врубает «музыку», от которой сотрясаются все близлежащие строения в радиусе полукилометра. «Музыку» сопровождают неистовые вопли, в которых невозможно угадать – зовет ли подвыпивший человек на помощь или это он так радуется.
Стонут от ночных сборищ все: не только местные бабки и дедки, но и немногочисленная работающая молодежь, приезжие дачники и даже собаки, полуночный вой которых кажется, по сравнению с творимой какофонией, драматично-возвышенной арией князя Игоря из одноименной оперы.
Наутро у честных граждан волна негодования, или же грустная констатация вслух факта: как ныне все плохо, особенно с подрастающим и уже подросшим поколением. Непременно скажут: «Время такое – страну разворовали, молодежь запустили». Ну и дальше – про злых людей да прочие непреодолимые обстоятельства, жертвой которых и стал наш исстрадавшийся народ...
#{image=823358}А сами-то вы что сделали, чтоб жизнь была спокойней? Элементарно сходили бы да попросили сделать потише, ан нет – все отсиживаемся и больше, чем на брюзжание, нас не хватает.
3
Меня вот недавно допекло, и около двух ночи, в самый разгар веселья, я, надев рясу с крестом и отринув жену, выбежавшую за мной в темноту с причитаниями, что она не желает оставаться вдовой с тремя детьми, пошел в самую гущу событий провести краткий импровизированный митинг, в котором вежливо изложил все претензии, попутно попросив хотя бы сделать потише.
И что же? Без единого слова супротив не только сделали потише, но через полчаса и вовсе разошлись. Вот, оказывается, проблема-то как просто разрешается: вежливо попросил – и воцарился порядок.
Допускаю, что все могло пойти по другому, менее оптимистичному сценарию, при котором ночные хулиганы могли, например, нагрубить, или даже вдарить «по мордору», но моя совесть была бы чиста – я хотя бы попытался повлиять на ситуацию, уберегая сон своих младенцев. А если бы каждый раз к «тусовщикам» кто-то выходил и взывал к сочувствию, апеллировал к нуждам старшего поколения в покое и тишине? А если бы все окрестные жертвы «стеклотрясения», собравшись вместе, еженощно бы выходили к «меломанам»?
Это, кстати, вообще отдельная тема – сейчас, кроме родителей, рядом с современной молодежью фактически не встретишь человека, могущего вовремя сказать простые и отрезвляющие слова, которые в определенных обстоятельствах могли бы уберечь от беды.
Я абсолютно уверен: при вежливой (что очень важно) настойчивости любая подобная ситуация уж если бы не разрешилась, то в любом случае сдвинулась бы от хаоса в сторону гармонии. И это лишь небольшой пример того, как, почувствовав себя субъектом, творящим свое бытие, но не объектом чьего-либо воздействия, можно добиться хорошего результата.
Другой пример – тоже из последних, летних наблюдений. Вот уже два раза за лето в русской глубинке встретил я дивно благоустроенные места для отдыха на берегу реки. Рядом село с загаженными улицами, а на берегу чистота, глубокие ямы для мусора, периодически кем-то сжигаемого, лавочки, столы, умывальники из баклашек, плакаты о пользе чистоты... Спрашивал местных: что за диво? Один раз мне ничего толком не объяснили, в другой – указали на один-единственный дом: там, мол, живут московские дачники – они и убирают, и даже песок прицепом возят. А могли бы спокойно сидеть да ругать «сельское быдло»...
4
Мой очень хороший друг – украинец, рассказывал мне недавно, как старшее поколение прошляпило возрождение самого настоящего фашизма в их родной стране. Они попросту старались или вовсе не замечать, или сильно приуменьшать проблему национализма, сравнивая молодых бандеровцев с вполне безобидной субкультурой типа хиппи или эмо (хотя и безобидность этих субкультур – еще большой вопрос).
Ну а когда эту проблему уже никак нельзя было игнорировать, они ограничились лишь тем, что стали поносить власть имущих, начиная от Горбачева и заканчивая нынешним Порошенко.
Теперь вот под руководством отъявленных бандитов граждане в погонах, часто не разделяющие их убеждений, став жертвами новых обстоятельств, вынуждены стрелять по жилым кварталам – по женщинам, старикам и детям. А когда стреляющих, уже плененных, спрашивают: «за что?» и «почему?», то они, понурив головы, отвечают: мол, боялись ослушаться приказа, а то посадят; то есть читай: «Я жертва насилия бандеровцев и ответственности ни за что не несу».
***
С такой вот духовной импотенции, при которой человек считает, что это нормально – плыть, аки нечистоты, по течению, куда бы оно ни несло, всегда начинается любая социально-политическая катастрофа. Ей же она и заканчивается, подытоживая полное уничтожение нации. Главной причиной этого недуга служат, на мой взгляд, совершенно размытые представления о добре и зле. Одним словом – отсутствие духовного стержня в душе человека, да и во всем обществе.
Так что теперь самое время говорить не столько о политике и экономике, сколько о личной ответственности каждого за существование своей малой и большой Родины. И всякое наше разглагольствование о судьбах Родины и о коварстве Запада должно предваряться именно этими размышлениями о том, чем лично я смог противостоять хаосу и что я для этого предпринял.
Если этого не сделать, то никакое импортозамещение, которое так радостно сейчас обсуждают отечественные производители и эксперты, не поможет. Как зарастали наши поля и головы сорняками, так и будут зарастать. Как запускали мы нашу молодежь, отдавая ее наркоте, субкультурам, телевизионной попсе и даже нацистам, так и будем запускать.