Напомним: Анна Чапман требует от владельцев LifeNews компенсацию в размере 10 миллионов рублей за кадры, сделанные год назад, на которых видны не согласованные с истицей бретельки. В связи с постоянным измельчанием поводов к защите «чести и достоинства» иски превращаются уже в насмешку над базовыми понятиями. Перефразируя известный анекдот, так и до бретелек можно досудиться. Кроме того, судиться с желтой прессой – с теми, кто немало поспособствовал славе Чапман, – как-то нелепо. Но ладно.
Звезда может быть сколь угодно пошла и вульгарна, но она должна совершать поступки. Она должна быть избыточна. Выходить за рамки и делать глупости
Год назад я писал, не без восхищения, о том, что если шпионкой Чапман оказалась так себе, то уж зато настоящей светской дивой ей быть в самый раз: в кои-то веки у девушки настоящая «биография», какое-то дело, а не только тело. И что она оживит скучнейший поп-ландшафт, состоящий на 90% из негорючей пластмассы, а на остальные 10% – из ветеранов броуновского движения: Собчак и Волочкова, Волочкова и Собчак, и так уже 10 лет. Ну, и еще Киркоров, конечно, регулярно побивающий лиц противоположного пола и затем кающийся в интерьерах психиатрических лечебниц. (И да, как ни смешно, но и это – примета «путинского времени»: несменяемость элит, в том числе и поп-элит).
Между тем наличие живой, скандальной поп-среды очень важно не только для LifeNews, но и для всех нас. Поведение звезды – отражение подспудных, автохтонных желаний масс. Коллективного бессознательного. Поп-среда – пространство эксперимента, где нарушаются границы дозволенного, допустимого: по звездным скандалам можно судить о здоровье общества не хуже, чем по результатам соцопросов. Но попса в России давно ничего не отражает, а только искажает.
Я не слежу за поп-жизнью и тем объективнее могу судить. Потому что звезды – это то, что должно вторгаться в мою жизнь, не спросясь. Настоящие поп-звезды и скандалы – это то, что я хотел бы не замечать, но не могу. Адорно в своей чудовищной по слогу (или из-за перевода) «Эстетической теории» писал, что в сверхпопулярности того или иного вульгарного явления всегда есть доля истины, правды. Что современность таким образом что-то хочет нам сказать. И что сверхслава – это всегда закономерно, неслучайно.
#{image=413928}Однако ничего подобного с Анной Чапман не произошло, хотя у нее, казалось бы, были для этого все шансы. Идею Чапман можно было бы сформулировать так: патриотизм и сексуальность не противоречат друг другу. Однако эротическая аура не терпит правильности, а БИО Чапман за последний год была как раз набором «правильностей». Про телепередачу, которую она ведет, вспоминают именно как про «какую-то передачу». Все помнят еще, что она получила должность в «каком-то» банке, стала заместителем по чему-то там такому. Конкретные названия не важны – просто у бывшей шпионки началась сладкая жизнь, «упакованная», о какой мечтают миллионы россиян. Но это как раз совершенно предсказуемо и неинтересно, и ждали чего-то большего.
Звезда может быть сколь угодно пошла и вульгарна, но она должна совершать поступки. Она должна быть избыточна. Выходить за рамки и делать глупости (гуглости или яндексти), причем невольные. Когда Волочкова снимается topless, это одновременно и скандально, и органично, потому что отражает то состояние самоупоения, в котором балерина давно уже находится. Точно так же самоупоена и Собчак, которая не сдерживает себя в оценках современников. Пусть это все – их внутренние психологические проблемы, которые лечатся путем вытаскивания наружу, но именно эта неправильность, неадекватность и превращает человека в отдельный жанр.
У Чапман были все шансы стать народной героиней, но она предпочла обменять символический капитал на деньги. Она и оголялась как-то слишком рационально, отдавая по кусочкам свое тело разным журналам (надеюсь, этими словами я не оскорбил честь и достоинство А. Ч.), но в данном случае это воспринималось уже как повтор. Однако на контрасте с одежками в стиле вамп и садо-мазо сама Чапмен выглядела на редкость вяло: ничего не «заявила», кроме каких-то банальностей. И книгу – обещанную – не написала: видимо, посоветовали старшие товарищи – не время, не сейчас, ближе к старости.
Леонид Бершидский недавно заметил – героями в России сегодня считаются те, кто не получают официального признания. Что блогосфера, например, признает настоящими героями не летчиков, которые аварийно посадили самолет в тайге, а того человека, который многие годы расчищал никому не нужную взлетно-посадочную полосу. Чапмен повредило то, что к ее раскрутке была причастна власть. Власть асексуальна: там давно ничего нет, никакой страсти, как бы ни старались политтехнологи. Зато она способна лишить животворной энергии тех, кто к ней прислоняется.
Заметим: на контрасте – как резко поднялась в этом году Волочкова: несмотря на скандальную фотосессию, в памяти остались не сиськи, а выход из правящей партии. Стало ясно, что эротика – не только раздевание; что эротической энергией может обладать и слово, и поступок. Поразительный факт, задумайтесь над этим: выйти из «Единой России» сегодня эротичнее, чем раздеться.