Этот вопрос я задал Андрею Макарову в понедельник в эфире своей программы «Честный Понедельник», обсуждая трагедию в станице Кущевской.
– Не знаю, – ответил он мне после паузы, – я не знаю.
Классическая постанова – а давайте спросим себя, не мы ли виноваты в том, что у нас такие ОНИ (например, милиция, суд, прокуратура, ГИБДД, чиновничество – нужное подчеркнуть)?
Это страшно. Еще страшней, когда читая документы Ольги Костиной, ощущаешь бессилие жертв. «Цапки» вели себя в станице как зондеркоманды и эйнзацгруппы СС. Они методично уничтожали местное население, которое могло оказать им хоть какое-то сопротивление, превращая в скот остальных. И всех ОСТАЛЬНЫХ не мог защитить никто. У всех ОСТАЛЬНЫХ было, в общем, три выхода: молчать, сдохнуть или собрать вещи и переехать.
За время с момента массового убийства появилось много вопросов к местной администрации, много вопросов к органам охраны правопорядка, к прокуратуре. Ко всем, кто должен ЗАЩИЩАТЬ людей.
Но вот, ближе к концу прошлой недели, некоторые представители «социокультурной элиты» вспомнили и про людей. В Интернете появилось самое отвратительное, что могло появиться, на мой взгляд. Появился вопрос из разряда шельмовства, из разряда передергивания и манипуляции:
«А давайте спросим себя, нет ли нашей, народной вины в том, что бандиты в Кущевской, они такие бандиты... продажные чинуши, милиция и суд... они такие продажные? Не мы ли сами не смогли себя защитить и потакали произволу?»
Классическая постанова – а давайте спросим себя, не мы ли виноваты в том, что у нас такие ОНИ (например, милиция, суд, прокуратура, ГИБДД, чиновничество – нужное подчеркнуть)? Ведь это же мы всем им взятки даем?
Иными словами – это не государство не может коррупцию победить, а сам народ, всячески занося ИМ откаты, виноват. И если в сфере товарно-денежных и бытовых вопросов такой пассаж, может быть, с натяжкой уместен, то в ситуации, когда ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ людей насилуют, грабят и убивают, это звучит откровенным издевательством.
Это до какой же степени низости нужно дойти, чтобы вывернуться этак наизнанку и выдавить из себя моралите праведного гнева и псевдосамобичевания: а не рабы ли мы сами? Мы, которые не смогли себя защитить... Стыдно должно быть ВСЕМ НАМ...
Это из витиеватых. Но попадаются и конкретные разъяснения. Откровенно мразотные, но честные. Что называется, от сердца:
Милые мальчики и девочки, плюющие в лицо людям подобные обвинения, не боитесь ли вы доиграться?
«А конкретно – трагедия в Кущевской произошла потому, что народ там – ЧУДОВИЩНОЕ ГОВНО. Ссыкливый, уе**щный, малодушный, без чести и достоинства, мелкопоместный говнистый народишко. Тли, гнидятки, сявки и терпилы. Такие бздиловатые южные куркулики».
Несмотря на блатной жаргон и стиль, это писала не потаскуха из бандитского притона. Не «шмара» в их терминологии. Это писала Божена Рынска, светская обозревательница. Писала о жителях станицы Кущевской.
Та самая, которая неделями выла у себя в блоге о том, как она, несчастная, защитила свои честь и достоинство, зарядив электрошокером в человека, ухватившего ее за честь и достоинство. За задницу.
Если бы Рынска оказалась в той станице и применила электрошокер к первому, схватившему ее за задницу, то сей предмет самообороны немедленно оказался бы засунутым в ее честь и достоинство. В задницу. А снурые работники правопорядка еще бы и протокол помогли оформить, по которому это она сама засунула себе электрошокер в зад, поправ устои жителей станицы. А в наказание за оскорбление общественной морали Рынску передали бы на исправительные работы «цапкам» в коровник для перевоспитания. Где бы она и сгинула, оставив домашним животным доедать сумку «Биркин».
Потрясающая мерзость – бросать обвинения в трусости подавленным и испуганным людям. А пенять людям на то, что в собственном страхе они не смогли объединиться против врагов, – мерзость, паскудство, но, главное, ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОЧЕНЬ ОПАСНОГО ПУТИ.
Страх не может объединить людей. Людей может объединить общий враг, угрожающий их жизни...
И если вы, подбоченясь, спрашиваете людей, как же отдавали они дочерей своих и жен своих, отчего не защищали очаг свой, то следующим шагом вы, вероятно, укажете людям, от кого именно им следовало защищаться?
От «цапков», убивая их из обрезов? Забивать их в ответ арматурой? Уничтожать их по одному, чтобы через пятнадцать минут после справедливой мести тебя загребли купленные менты? Защищаться от милиции? От купленной прокуратуры и судей? От местной администрации?
Милые мальчики и девочки, плюющие в лицо людям подобные обвинения, не боитесь ли вы доиграться? Не боитесь ли вы, что когда вы исполните спектакль «праведной самокритики» и вернетесь в свою привычную жизнь уютных заграничных домов, ресторанов с «приличной кухней» и распродаж, народ примет ваши слова как руководство к действию?
Вы предлагаете Войну Всех Против Всех? Под лозунгом: Сила в правде? Это из какого кино? Из «Брата-2» или из «Ворошиловского стрелка»? Или не из кино, а из жизни... жизни «приморских партизан»?
Вы верно подзабыли, что это у вас связи, ужины, «созвончики» и визитки для защиты своей жизни и имущества. А для защиты всего прочего гражданского населения есть МВД, ФСБ, есть армия и флот, есть суд и прокуратура.
ЛЮДИ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАЩИЩАТЬ СЕБЯ ОТ БАНДИТОВ. Их должно защищать государство.
После терактов в Лондоне английская Королева произнесла знаменитую фразу: Keep calm and carry on.
В моменты ужаса, паники и отчаяния всегда должен найтись кто-то, кто скажет Keep calm and carry on.
Только в данной ситуации это нужно сказать дважды – первый раз «вчера», а второй раз – через неделю, месяц, полгода. После того как Людям будут предъявлены убийцы, заказчики, те, кто покрывал бандитов, те, кто зарабатывал с бандитами, пил с ними водку и летал на совместный отдых. Предъявить сидящими за решеткой.
Предъявить, чтобы Люди поверили, что ИХ ЗАЩИЩАЮТ. Что ГОСУДАРСТВО исполняет свои функции.
А после того как Государство восстановит функцию ЗАЩИТЫ, можно вести со своим НАРОДОМ любые диалоги о морали, раболепии и гражданской консолидации.
Если не делать ни черта и пытаться бросаться друг в друга вопросами, «а что же мы сами», то эти МЫ САМИ очень скоро появятся. Чтобы восстановить Порядок и Справедливость доступными, на их взгляд, методами.
Они могут быть сформулированы в одном коротком абзаце:
«Протест – это когда я заявляю: то-то и то-то меня не устраивает.
Сопротивление – это когда я делаю так, чтобы то, что меня не устраивает, прекратило существование.
Протест – это когда я заявляю: всё, я в этом больше не участвую.
Сопротивление – это когда я делаю так, чтобы и все остальные тоже в этом не участвовали».
Это цитата из статьи Ульрики Майнхоф. Спросите у «Яндекса», кто это, дешевые моралисты.