Авторские колонки

10 ноября 2010, 16:00

Михаил Бударагин: Я сгорел в станице Кущевской

Фото:

Я желаю Олегу Кашину*, за жизнь которого продолжают бороться врачи, скорейшего выздоровления, но колонка будет – вы удивитесь – совсем не о нем. Правда, не о нем. То есть совсем-совсем.

Колонка будет даже не о тех, кто пытается вовсю использовать трагедию Кашина в своих личных целях, и не о тех, кто уже назвал всех виновных, и даже не о тех, кто уверен в том, что Кашин во всем виноват сам, и уж тем более не о тех, кто пишет сейчас о нежданном «триумфе» репортера газеты «Коммерсант».
 

Кущевская – это такая, как любили говорить в слишком сложном Серебряном веке, «Россия в миниатюре

Все это громкая, нужная и полезная корпоративная истерика, в которую – просто по логике событий – вовлечены люди, приноравливающиеся использовать историю уже на ходу, втискиваясь  в последний вагон. Выглядит это то ли смешно, то ли мерзко – не могу разобрать.
 
Мне от избиения Олега Кашина* ничего не надо. Триумф – пусть триумф, лишь бы поправился.
 
А вот от трагедии, произошедшей на Кубани, мне действительно кое-что нужно, поэтому я буду писать о ней. 12 человек в сгоревшем доме, четыре ребенка, один из которых задушен, множественные ножевые ранения – это ведь тема первых полос всех изданий, это не просто преступление, но совершенно чудовищных масштабов, почти национальная трагедия. Трагедия страны, в которой люди доведены до такого остервенения, до такого, стивенкинговского, ужаса.
 
В отличие от немногих блогеров, которые как-то призывают в «Живом журнале» и Твиттере обратить внимание и на кубанское преступление тоже, я этого делать не буду. Каждый пусть пишет, о чем хочет, – у всех своя голова на плечах.
 
И я мог бы задаться вопросом: «Почему избиение Олега Кашина – повод задуматься о наказании за преступления против журналистов, а убийство четырех детей – не повод сказать о том, что за преступления против несовершеннолетних хорошо бы сажать вообще навсегда», но я не могу задаться этим вопросом, потому что класть на одну чашу весов судьбу Олега Кашина, а на другую – четырех мертвых детей – это ... некрасиво, что ли. Да, пусть будет некрасиво.

И молчание как раз тем и объясняется, что смерть 12-ти человек слишком сложно объяснима. Нет ясных координат, нет врагов, нет друзей, нет пользы или вреда. Это – просто общечеловеческая трагедия в самом прямом смысле слова, не в том, каким обычно щеголяют «общечеловеки»: она – общая, потому что миллионами незримых нитей все мы связаны с ней вместе и никто, казалось бы, не связан по отдельности (Кадр телеканала "Россия")

Но ведь я не знаю, почему на первых полосах газет нет кубанской трагедии.
 
Я действительно не знаю, честно. У меня есть версии, но все они слишком некомлиментарны и слишком просты, слишком из-под этого всего будут видны чаши весов, а я – не судья, я – просто гражданин своей страны. И она меня пугает, моя страна.
 
Поэтому я предпочту длинное и сложное объяснение того молчания, которым обошли историю в станице Кущевской. Мы вообще в последнее время так привыкли все редуцировать и сводить к простейшим оппозициям, что уже просто тошнит от этого черно-белого марева.

И молчание как раз тем и объясняется, что смерть 12 человек слишком сложно объяснима. Нет ясных координат, нет врагов, нет друзей, нет пользы или вреда. Это просто общечеловеческая трагедия в самом прямом смысле слова, не в том, каким обычно щеголяют «общечеловеки»: она  общая, потому что миллионами незримых нитей все мы связаны с ней вместе и никто, казалось бы, не связан по отдельности.
 
Кущевская – это такая, как любили говорить в слишком сложном Серебряном веке, «Россия в миниатюре», такой общий обрыв из сложности в простоту, когда «давайте всех уже убьем, черт побери, а обвиним во всем власть/скинхедов/либералов/блогеров/понаехавших и коренных».

Когда сложности нет места, начинается такая простота, которая вообще равняет все с землей в серый пепел сгоревшего дома.  Об этом трудно написать в Твиттер, да и колонку – трудно, тут нужна забытая форма русского романа, новые «Бесы», с лицами, живыми людьми, характерами, болью и кровью. Но никто уже не умеет «Бесов», все умеют Твиттер, и нет того языка, на котором можно написать о том, почему 12 убитых неинтересны никому, кроме следователей, которые делают свою работу.
 
И если завтра сгорят 20 человек, а послезавтра – 40, никто не будет знать, как вообще можно сказать об этом без одиночного пикета и перепалки в «Живом журнале».  И в этом смысле Россия отброшена гораздо дальше, чем в технологическом: мы отстаем не на 2030 лет, а на все 500600, и о том, что из этого мрака вообще можно выбраться, никто не то что не подозревает, но даже не спрашивает.
 
Утрачены ведь не какие-то сложные навыки, потеряны азы сопереживания и общей боли. «Я убит подо Ржевом» – это ведь не буквально о том, что автор убит подо Ржевом, а о том, что он умирает вместе со всеми теми, кто каждый день идет под пули и падает, падает, падает без числа и счета, и вот он – тоже среди них, а значит, они все – не безымянное варево, а люди живые, теплые, настоящие.
 
Всего этого больше нет.
 
Оппозиционер Илья Яшин* написал, что все мы – Кашины. Это хорошо, если бы Кашины. А вдруг все мы сгорели в станице Кущевской, и четверо из нас – дети, и дела до нас никому больше нет и никогда уже больше не будет.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Вам может быть интересно

Адмирал Бауэр: НАТО обсуждает превентивные высокоточные удары по России
Темы дня

Как в Абхазии убирали президента и забор

Ушедший в отставку под давлением протестующих президент Абхазии Аслан Бжания вновь выдвинул свою кандидатуру на выборах главы государства. Спецкор газеты ВЗГЛЯД пообщался с теми, кто захватывал администрацию Бжания, и узнал, почему они за Россию, но против соглашения с российскими инвесторами, и что общего у современной Абхазии и позднего СССР.

Как бойцов российской ЧВК подставили в Африке

Сообщается о новых потерях в рядах бойцов российских ЧВК, помогающих борьбе с террористами в Африке. Это уже вторая за полгода засада подобного рода. Что идет не так с ликвидацией джихадистских группировок в странах Сахеля – и как наладить систему, которая позволит минимизировать потери среди российских военных специалистов?

СДПГ выдвинула Шольца канцлером на второй срок

Авиаэксперт объяснил, как сдвиг ветра мог привести к возгоранию Superjet в Анталье

Стратегия Запада на фоне успехов СВО. Как России не попасть в ловушку

Новости

Рябков: Никаких ограничений на развертывание «Орешника» нет

Развертывание ракетных систем средней дальности «Орешник» ничем не ограничено, так как США вышли из договора о ликвидации РСМД и он прекратил свое существование, заявил замминистра иностранных дел Сергей Рябков.

Кабмин счел недоработанным проект о запрете мигрантам привозить семьи в Россию

Правительство России считает, что законопроект о запрете трудовым мигрантам привозить семьи в страну требует существенной доработки, поскольку он может создать правовую неопределенность, следует из копии проекта отзыва кабмина.

Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет

Российские средства противовоздушной обороны за минувшие сутки успешно перехватили восемь баллистических ракет, сообщило Минобороны.

РФ представила ОЗХО доказательства применения Украиной химоружия в Курской области

Россия передала ноту Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) с доказательствами использования Украиной химических веществ в районе Суджи Курской области, заявил глава российской делегации, замминистра промышленности и торговли РФ Кирилл Лысогорский.

Стали известны последние слова пилота упавшего в Литве самолета

Экипаж самолета DHL, разбившегося в Литве, запрашивал разрешение на посадку по приборам у диспетчеров, согласно имеющейся аудиозаписи.

The Times за пять дней написала о взрыве посылки DHL в Литве

Ведущая британская газета The Times за пять дней до катастрофы самолета DHL в Литве опубликовала статью о возможных атаках с использованием посылок DHL.

Законопроект о запрете приема в школы детей мигрантов внесли в Госдуму

Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил о внесении проекта закона, запрещающего принимать в российские школы детей мигрантов, не владеющих русским языком.

Шойгу рассказал о планах России исключить талибов из черного списка

Москва планирует исключить талибов (исламистское движение «Талибан» находится под санкциями ООН за террористическую деятельность, запрещено в РФ) из черного списка для развития отношений с Афганистаном, заявил секретарь Совбеза РФ Сергей Шойгу.

Журавеля приговорили к 14 годам за госизмену и поджог Корана

Волгоградский областной суд вынес приговор Никите Журавелю, осудив его на 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима по делу о государственной измене. Об этом сообщает объединенная пресс-служба судов Волгоградской области.

Кофе подорожал до максимума за 13 лет

Цены на кофе арабика достигли рекордного уровня за 13 лет из-за неблагоприятных прогнозов урожая в Бразилии.

Киев показал иностранным журналистам обломки «Орешника», но попросил молчать о них

Агентствам Associated Press и Reuters продемонстрировали обломки новейшей российской баллистической ракеты средней дальности «Орешник».

Турция проведет расследование ЧП с российским SSJ-100 в Анталье

Турецкий Центр расследования происшествий на транспорте займется расследованием инцидента с российским самолетом Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в аэропорту Антальи, сообщили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК).
Мнения

Тимур Шафир: Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством сверхдержавы. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах». Ну, ок.

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие родители.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?