В истории можно найти мало примеров того, как президент уничтожает себя и свою страну во имя некоей умозрительной идеи, которую с ним никто не разделяет. Ющенко хотел сделать Украину членом НАТО. Можно долго спорить о причинах, вспоминать места работы его жены и постоянные аудиенции у посла США (вы все правильно прочитали – не аудиенции посла у президента, а аудиенции президента у посла) – но это все лучше оставить историкам. Причины сейчас не так уж и важны, важно то, что идея эта захватила Ющенко целиком. Народ Украины в НАТО не очень хотел, поэтому Ющенко планомерно пытался заставить его захотеть. А когда народ хочет в НАТО? Когда чувствует угрозу со стороны. И Ющенко все пять лет своего президентства создавал эту угрозу. Притеснения церкви Московского патриархата, фактический запрет русского языка на телевидении, радио и в кино, миф о многотысячелетней истории украинцев и, самое главное, миф о голодоморе как геноциде украинского народа. Все эти его действия мы видели своими глазами. А вот то, чего мы не видели:
Ющенко не выполнил ни одного из своих обещаний, но не потому, что он не смог. Ему это было не надо
1. Создания 5 млн рабочих мест;
2. Обеспечения приоритетного финансирования социальных программ;
3. Увеличения бюджета при уменьшении налогов;
4. Борьбы с коррупцией;
5. Укрепления моральных ценностей;
6. Развития украинского села;
7. Повышения боеспособности армии и уважения к военным;
8. Внешней политики в интересах народа Украины.
Знаете, что это за пункты? Это предвыборная программа Виктора Ющенко, с которой он шел на выборы в 2004 году.
Ющенко не выполнил ни одного из своих обещаний, но не потому, что он не смог. Ему это было не надо (фото: Reuters) |
Ющенко обещал раскрыть тайну своего якобы отравления – не раскрыл. Ющенко обещал раскрыть тайну убийства журналиста Гонгадзе – не раскрыл. Ющенко не выполнил ни одного из своих обещаний, но не потому, что он не смог. Ему это было не надо. Его реальная, личная предвыборная программа состояла из одного-единственного пункта: сделать Украину членом НАТО. И то, что он не смог сделать этого, – его настоящий провал. Потому что это был единственный шанс. Любой народ только один раз бывает таким глупым, как русский народ в 1993 году или как украинский народ в январе 2005 года. Но исторический опыт очень быстро накапливается. И теперь одурачить украинцев вряд ли получится.
И пока политологи и аналитики гадают, кто же выиграет – Янукович или Тимошенко, – я говорю, что это не имеет значения. Конечно, Тимошенко – патологически лживая женщина и никогда не выполнила ни одной своей договоренности. Но она очень любит деньги и власть, а с этим уже можно работать. Янукович – человек очень осторожный и прагматичный, что тоже вполне себе фундамент для переговоров. В любом случае, эти люди будут договариваться с Россией, несмотря на все их заявления о стремлении в Евросоюз и о том, что национальный язык на Украине останется только один.
А Ющенко с Россией договариваться было не о чем. Он договаривался с американским послом.
И именно бесславный уход Ющенко, его грандиозный провал (никогда и нигде еще действующий президент не получал такого ничтожного результата на выборах) является главным итогом «оранжевой революции». Провал Ющенко – это провал украинской политики Соединенных Штатов Америки. И Россия поступила исторически правильно, уйдя из Украины пять лет назад и предоставив украинцам самим решить, с кем они действительно хотят быть.
Украинцы решили. И теперь Америке придется уйти.
И перед Россией теперь встает очень важный и сложный вопрос: что мы можем предложить украинцам? Старая схема «дешевый газ в обмен на трубопроводы» их как-то не очень заинтересовала. То есть, может, новое правительство и продаст свои трубопроводы – но после первого секса с любимой девушкой предстоит прожить еще долгую жизнь. Вести совместное хозяйство, вместе мыть посуду, убирать квартиру, стирать белье. В том, что совместное хозяйство у России и Украины получится наверняка лучше, чем у Украины и Евросоюза, можно убедиться, посмотрев хотя бы на страны Прибалтики. Они-то к Европе куда как ближе в культурном смысле, чем Украина, – однако же Европа их кинула.
Если Россия теперь попытается кидать Украину – это будет катастрофическая ошибка. Ошибка, по сравнению с которой кампания 2004 года покажется невинной шалостью. Тогда мы потеряли Украину на пять лет (которые, впрочем, бессмысленно потеряла и сама Украина), теперь мы можем потерять ее навсегда.
И сейчас России следует мобилизовать все свои интеллектуальные силы для того, чтобы сделать Украине достойное предложение. Совместные культурные программы, совместное (совместное! без выкручивания рук!) хозяйствование в стратегически важных областях. Инвестиции в украинскую экономику. Развитие украинского языка в России. (Почему нет? Прекрасный язык!) Мораторий на дискуссии о принадлежности Крыма. Упрощение таможенного и пограничного режимов. Развитие транспортной сети между странами. Мы должны прирасти к Украине, а Украина должна прирасти к нам. И когда мы объединимся фактически, это можно будет оформлять уже юридически. Все к этому будут готовы.
Все это значительно важнее, чем модернизация или даже борьба с коррупцией. Потому что модернизацию и борьбу с коррупцией начинать никогда не поздно – а вот с Украиной нам сейчас предоставляется исключительный шанс.
Ющенко свой шанс упустил.
Так давайте же не будем как Ющенко.