Авторские колонки

12 сентября 2007, 13:41

Павел Руднев: Режиссер русской боли

За довольно быстрый срок Лев Эренбург стал в петербургской театральной среде явлением едва ли не культовым. Начав с несколько простодушного театра, теперь он сосредоточен на цикле постановок русской классики.

Ее он ставит так, как пел Высоцкий – на разрыв аорты, полупьяно, хрипло, остервенело и удавиться как нежно. Жизнь в России, по Эренбургу, как цыганский романс: весело и больно.

Режиссер-основатель негосударственного, лишенного собственного здания и поддержки официального Петербурга «Небольшого драматического театра (НеБДТ)», он начал цикл с «На дне», вызвавшей неоднозначную реакцию на гастролях в Москве (фестиваль «Золотая маска»), сейчас ставит чеховского «Иванова». В прошлом сезоне в Магнитогорске Эренбургом была сделана великолепная «Гроза», которая должна с сентября проехаться по всем крупным театральным фестивалям России.

В яркой гамме эмоций Льва Эренбурга отсутствуют такие элементы, как ненависть и жестокость

Эстетически Лев Эренбург наследует режиссерский канон Льва Додина: предельный, на грани отчаяния трагизм бытия, острота ощущений – как порезанный лук, известная форма натурализма, безжалостность по отношению к зрителю и представление о частной истории как о сюжете, в котором можно задуматься обо всех судьбах России разом. Эпический театр, всеохватный – в драматургической классике Эренбург прозревает культурный код страны, «последние вопросы», ни больше ни меньше.

Петербургская промозглая простуженная эстетика с ее гипертрофированным интересом к маленьком человеку в его бесполезной борьбе против общества и государства живет и поныне – в спектаклях Льва Эренбурга, философских, полных трагической христианской символики, слезных.

Смесь суровости и сентиментальности, жалости к героям и безжалостности героев к самим себе. «На лицо ужасные, добрые внутри» – это про героев Эренбурга.

Для достижения своих целей он порою безжалостно кроит и режет классический текст (от текста «Грозы», к примеру, остается только 40 %), создавая не точную копию драматургического канона, а сгущенную атмосферу, набросок темы, пластическую композицию, философский диспут.

В «Грозе» Магнитогорского театра драмы Россия Островского не глянцевая и не ситцевая, не христианская, а языческая, богоборческая. Жестковата, как городской романс, спетый нетрезвым суицидником.

Сцена разделена на две части – на баню и бассейн. Бассейн (имитирующий реку) зрителю виден только в зеркало, зависающее с колосников: вид на купающихся только сверху. Река – образ потустороннего мира, мир теней, долина смерти, хитроумно преображенная зеркалом.

Баня – аллегория «здешности», место, где пытаются отмыться от нечистоты, быта, но и место, где тут же грязнятся – пьют, балаганят, утопают в скотстве. Баня – и церковь, и кабак такой «Грозы», которую представляет Эренбург.

Спектакль начинается с закланий-заговоров Кабанихи: «Восстань сила половая Тихона на половую силу Катерины».

Она, бедная, до сих пор уверена в том, что причина нелюбви супругов – нездоровье Тихона. А им просто тошно друг с другом жить. Тошнота по-настоящему, без дураков, без капризов.

В этом городе Калинове вообще все любят чужих, не своих; жизнь так устроила, что взаимной любви нет и в помине, только трагические судьбы и одиночество.

Катерину тошнит от поцелуев Тихона, а Тихон залезает на Катерину только пьяный и после неудачи лезет сперва в петлю, а потом от отчаяния горлом на вилку насаживается.

Мать Кабанова режет ему ногти портняжными ножницами, моет сыну ноги и хлещет березовым веничком. Дитя, маменькин сынок, у него ничего не выходит, ни черта не получается быть самостоятельными. И все время мыло из рук выскальзывает, и с лавки падает. Тридцать три несчастья. В другой сцене Тихон явится нам в платочке, чихающим, болеющим в своем грустном похмелье.

Эстетически Лев Эренбург наследует режиссерский канон Льва Додина

После бани – настоящее скотство, пьяный разгул, случки с дворовыми девками, Кудряш заставляет сына петь им с Тихоном подблюдные песни.

Кудряш – он такой, бедовый: будет зверски, на улице, овладевать Варварой, а потом недвусмысленно приставать к Борису.

Нет предела похоти, властвующей над миром. Дикая, тварская, пьяная, разухабистая, бестолковая жизнь. Работает только сумасшедший изобретатель Кулигин – да так, что аж валится от усталости.

Зачастую Лев Эренбург вообще лишает сценическое действие слов Островского и делает пластические сцены. Пьют мужики, носятся у обеденного стола дворовые девки, и среди них одна Матрена – сонная, слепая дуреха – бегает по двору, натыкаясь на все подряд, и орет как резаная, заполошная: «Горим!» И ей, как слепой Кассандре, не верят, потому что перед этим точно так же шутканул Дикой.

Кусок сцены, на котором разыгрываются события, – крошечный и приплюснутый сверху, как русская хата. Из бассейна торчат прямо на зрителя, как гигантские растопыренные пальцы, толстенные половые доски.

С одной стороны, низкий потолок, клонящий человека к земле, к «простоте», не дающий крыльев, о которых мечтает Катерина. С другой стороны – мостки на речке, с которых уходит Катерина под воду.

Маячат доски перед глазами, вибрируют, ударить больно грозятся. На самую кромку доски залезает Катерина и, балансируя, еле удерживаясь на ней, с риском для жизни, признается Тихону в прелюбодеянии.

Кабанова у Эренбурга в своем вдовстве достойная купчиха. Аккуратная, упакованная в платок и шаль, в толстых очках, она похожа на какую-нибудь старуху с фотопортретов Александра Родченко.

Хозяйственница, матушка Забота. Она знает про всех всё наперед – и кто дурит, и кто взаправду страдает. Она иронизирует в своих монологах над своими же увещеваниями, но понимает, что должна играть роль матери, охранительницы семейного очага, который никогда и не возгорался.

Ею движет вера в абсурд, в то, что вдруг, каким-то мистическим вихрем навеет Тихону и Катерине и почтение, и страсть, и любовь, и покорность. Не ругается, не бранится – свершает ритуал, как священник, обязанный служить обедню вне зависимости, есть ли прихожане в храме или нет.

Лев Эренбург основывает свой психоанализ на фантомных болях своих героев. Находит их болевую точку, как китайский иглотерапевт. Катерина в бассейне имитирует роды, несбыточно мечтая стать любимой женой и матерью любимого ребенка. И в этой «безбрачной» несчастной остервенелости, ощущении бесплодно растраченной молодости тянется она к Борису как к чужаку, случайно встретившемуся ей на пути. Борису стоит только обкурить Катерину запахом нездешних папиросок, и она уже «подсаживается» на этот мужской запах как на наркотик.

Кабанова страдает без любви и в своем не менее остервенелом воспитании чужой нравственности сублимирует тотальное одиночество, избывает комплексы старухи.

Он начал цикл с «На дне», вызвавшей неоднозначную реакцию на гастролях в Москве (фестиваль «Золотая Маска»), сейчас ставит чеховского «Иванова»

Эта истерика приобрела в последних сценах серьезные богоборческие интонации. «Застуканная» Эренбургом за поеданием водки с сушками, Кабаниха встает на стол и, приговаривая «Аще кто согрешит, то родителям ответ нести в день Страшного суда», начинает свое хлыстовство, экзорцизм. «Давай наказывай меня!» – орет она и просит у небес мгновенного распинания, вдруг разражаясь криком: «А может, нет Тебя?»

На примере постановки Львом Эренбургом пьесы «На дне» заметно, как драматургии Горького по-прежнему удается оставаться идейной, на острие общественных проблем.

Режиссер просквозил «На дне» беспредельной абсурдной любовью, таинством гармоничного сожительства несчастных.

Здесь каждый из героев не знает, почему он здесь, почему свершаются преступления и бесчинства. Но ни один из них не может уйти из этого странного круга людей, привыкших друг к другу, как в добропорядочной семье, где милые бранятся – только тешатся.

Бьют и тут же целуются, пьют и одаривают друг друга последней горбушкой, унижают соседа и тут же ложатся с ним в обнимку, словно бы это такая детская игра.

Игра, в которое самое важное правило – не допустить одиночества, одиночества, грозящего суицидом, как это и случилось с Актером в финале пьесы.

Желание согреться в «бомжатнике», в свальном грехе голодных, коченеющих людей Эренбург называет любовью. А в бездельничающей пьяной своре он видит совесть нации – какая жизнь, такая и нация.

В яркой гамме эмоций Льва Эренбурга отсутствуют такие элементы, как ненависть и жестокость. Бездна благодушия, и никакого обратного чувства. Все герои одинаковы, одинаковы ухлестанные алкоголем мужчины, одинаковы ухлестанные бытом женщины.

Все на одно лицо, у всех одна одежда – рваная, сальная, замызганная, помоечная. И всех, буквально всех жалко. Нестерпимо жалко. Всех до одного – включая хозяев ночлежки, очень быстро смешивающихся со своими рабами.

Эренбург не верит Максиму Горькому, который просил, умолял, бился головой об стенку – через Сатина – «не унижать человека жалостью». Эренбург взял и всех в «На дне» унизил – этой проклятой жалостью, когда нельзя вот так вот взять и проклясть эту пьяную шоблу, эту ночлежку-разваляйку, где ни один человек не то чтобы не может, а не имеет ни малейшего желания выйти на волю и стать человеком деятельным. Где никто не имеет воли к жизни.

Эренбург унижает их жалостью, низводит до скотского состояния, где не жалость нужна, а стыд и срам, увещевание и устыжение. Не люди перед нами – свиньи. Свиньи, безумно любящие друг друга. Так спектакль и плывет по волнам зрительского восприятия: от ненависти к любви, на острие ножа.

Конечно, можно теперь не принимать философии классового общества и не верить, что человек эксплуатирует человека, что есть хозяин и раб, феодал и крестьянин.

Можно не признавать социалистической философии Максима Горького, но нельзя не знать, не видеть рядом с любовью и ненависть, и чувство презрения, и ненависть человека прежде всего к самому себе. Какие самовлюбленные герои получаются у Эренбурга!

Как они лелеют свои грехи, обсасывают и облизывают свои преступления, берегут и нежат свои пороки, словно бы это манна небесная, данная им свыше.

Приидите ко мне, убогенькие, и аз успокою вас. Зрелая, холеная, махровая мармеладовщина – разлюли-малина русская, раздолбайская, подленькая. Пожалеем всем собором Мармеладова. На убитую мужем Катерину Ивановну в убожестве и гневе ее даже не взглянем. Но пожалеем Мармеладова, пьяненького, веселенького, такого русского...

Парадоксальный спектакль Эренбурга, который вызывает сильные эмоции – либо раздражение и злобу, либо страсть и умиление, едва ли не христианское милосердие, действительно сделан свежо, бодро, ядрено, смело, рискованно, адреналинно.

Это какое-то новое качество «шептального реализма» с массой замечательных актерских работ и чувством локтя, развитым у труппы на уровне инстинкта.

Жалость или презрение, бесконечная любовь и чувство брезгливости, пробуждающая к деятельности, пьяная, но честная русская душа или железный характер – вот философские вопросы, выходящие за рамки эстетики, но превращающие искусство театра в диспут о нравственности и, что ни говори, вечном «русском вопросе».

Именно сегодня нужно присмотреться к театру Эренбурга повнимательнее: он вырастает в одну из идеологически важных для современного театра фигур, которые будут определять движение сцены в ближайшее десятилетие уж точно.

Вам может быть интересно

В ДНР объяснили значение освобождения Новобахмутовки
Темы дня

Днепровская флотилия получит поддержку с воздуха

На юге России продолжается процесс укрепления водных рубежей. Днепровская военная флотилия получит десантно-штурмовые вертолеты, батальон морской пехоты и береговой ракетный дивизион. Эксперты отмечают, что данные изменения позволят нарастить не только оборонительный потенциал флотилии, но и наступательный. Какие именно преиущества получит Россиия в районах Днепра?

Как Россия освобождала Италию «от безбожников и французов»

Ровно 225 лет назад, 28 апреля 1799 года случилась одна из самых ярких побед русского оружия. Александр Суворов разгромил французскую армию под началом одного из лучших военачальников этой страны – генерала Жана-Виктора Моро. Россия тем самым вновь показала, что может освобождать от вражеской оккупации не только себя, но и европейских союзников.

Военкор: Выставка трофейной техники в Москве нервирует НАТО

СМИ: Германия яростно мешает изъятию российских активов

Сырский признал отступление ВСУ из трех населенных пунктов в Донбассе

Новости

Опубликованы кадры эвакуации трофейного танка Abrams из зоны СВО

Журналист Владимир Соловьев показал видеокадры того, как подбитый американский танк Abrams впервые эвакуируют из зоны спецоперации.

Полянский пригрозил Литве «жалостным нытьем» из-за Крымского моста

Заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский осудил угрозы в адрес Крымского моста, прозвучавшие со стороны экс-главы МИД Литвы, который сейчас является послом этой страны в Швеции, Линаса Линкявичюса.

Боррель: Европейцы не пойдут умирать за Донбасс

Европейцы не пойдут умирать за Донбасс, но помогут украинцам перестать умирать за Донбасс, будут поддерживать Киев до окончания военных действий, которое наступит не скоро, заявил глава евродипломатии Жозеп Боррель на сессии Всемирного экономического форума в Эр-Рияде.

В Казахстане прокомментировали данные о передаче самолетов для нужд ВСУ

Казахстанская компания «Казспецэкспорт» не продавала 117 списанных военных самолетов Украине, следует из сообщения фирмы.

Член сборной Украины по рукопашному бою сбежал в Россию (видео)

Член сборной Украины по армейскому рукопашному бою Сергей Кузнецов сбежал с чемпионата Европы в Польше и транзитом через Чехию добрался до России.

Песков назвал участь Зеленского предрешенной

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что участь президента Украины Владимира Зеленского предрешена.

Адмирал США обвинил Китай в использовании стратегии «лягушка в кипятке»

Китай наращивает силы в Индо-Тихоокеанском регионе, но действует постепенно, согласно стратегии «лягушки в кипятке», заявил глава Индо-Тихоокеанского командования США (USPACOM), адмирал Джон Акилино, пишет The Financial Times.

Посол Армении в ЕС назвал самоубийством подрыв интересов России на Кавказе

Армения и России исторически тесно связаны, попытки подорвать российские интересы в регионе станут самоубийственным шагом для Еревана, заявил посол Армении в Евросоюзе Тигран Балаян в интервью изданию Politico.

В Тбилиси потребовали от Вашингтона пересмотреть отношения

Грузино-американские отношения нуждаются в перезагрузке, заявил в воскресенье председатель парламентского большинства правящей «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе.

Макрон порассуждал о применении ядерного оружия

Президент Франции Эмманюэль Макрон выступил за начало дискуссии о будущем европейской обороны, включая ядерное оружие. Об этом он заявил в беседе с французской молодежью.

Поддержавшему ВСУ студенту МГУ сократили срок пребывания в России

Украинский студент МГУ, арестованный в столице за попытки собрать средства для ВСУ и публикации постов с призывами ударов по Москве, получил уведомление о сокращении срока пребывания в России.

СМИ: Россия может создать новое оружие из трофейной техники НАТО

ВС России могут использовать захваченную на Украине трофейную технику НАТО для разработки нового вооружения и совершенствования своих бронемашин, сообщает Defense TV.
Мнения

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?