Журналисты, политики и аналитики гадают: Медведев или Иванов? Иванов или Медведев? А может, кто-то еще?
Не будем вставать в общий нескладный строй. Еще не объявили сбора всех частей. Поговорим о другом.
Одно из крупнейших заблуждений общественности состоит в том, что за действиями политиков стоит их более-менее свободное желание или идеологическая позиция. В действительности – большинство действий в политике продиктованы неизбежностью. Если конкурент успел быстрее выступить «за», то мне не остается ничего другого, как быть резко против. Если конкурент договорился с «теми», то мне придется договариваться с «этими», которые против «тех». Бывает доминирующая тенденция «такая-то» и конкуренты за нее, а не поддержать равно «выступить против» – шаг влево, шаг вправо – побег, прыжки на месте – как провокация. Тогда деться некуда – придется кричать громче «за». Если «они» имеют базовое позиционирование «там» и получили поддержку этих групп населения, то приходится смещаться «туда» (влево, вправо, вперед, к истокам) и апеллировать к чувствам других групп.
Оба родились в одном городе, закончили один университет, оба – рука об руку – более восьми лет проработали на высоких и высших должностях, оба относятся к одной команде и ближайшему кругу президента Путина
Исходя из этих принципов в текущий период «президентской неопределенности» ведут себя Д. Медведев и С. Иванов. На этом отрезке в один год, а именно этот год и предопределит все, каждый из них будет пытаться оптимизировать свои ресурсы и полномочия. В неменьшей степени эту своеобразную предопределенность формирует биография. Ни одна из строчек в ней не проходит бесследно, каждая из них выставляет своеобразные метки и маркеры, по которым люди оценивают совпадение своих ценностей с предполагаемыми ценностями героев, воспринимают их в качестве их выразителя. В первую очередь именно сочетание полномочий и биографии создает своеобразную матрицу, в которой они находятся и которую собой формируют. Их место в этой матрице и предопределяет их поведение.
Итак, Д. Медведев (1965): «Юридический факультет ЛГУ. Кандидат юридических наук, доцент. Преподаватель университета. Советник председателя Ленинградского городского совета, эксперт комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Заместитель руководителя аппарата правительства РФ. Первый заместитель руководителя администрации президента. Председатель совета директоров ОАО «Газпром». Руководитель администрации президента. Первый заместитель председателя правительства РФ». Д. Медведев – сфера ведения: национальные проекты, единство и свобода экономической деятельности, природные ресурсы, массовые коммуникации, прокуратура и юстиция. Что из этого следует?
При прочих равных как выразителя своих интересов его склонен будет воспринимать успешный средний класс, молодежь, более широко – люди, ориентированные на общемировые ценности, частную собственность, представители бизнеса, благодаря кураторству национальных проектов к ним прибавится целый ряд различных «бюджетников». Д. Медведеву гармонично соответствуют следующие ценности: общемировые подходы, акцент на частной жизни и частной собственности, ориентация на западный уровень, поддержка национального капитала, кооперация с западными компаниями, в том числе и через обмен промышленными активами в энергетике, поддержка иностранных инвестиций, открытость в экономике и государстве, решение острых социальных вопросов, «Россия – великая энергетическая держава».
Сергей Иванов |
Что из этого следует? Вне зависимости от отношения к С. Иванову со стороны старого генералитета и даже «ста тридцати дел сычевых», при прочих равных, представители специальных служб, правоохранительной сферы, милиция, военные, работники ВПК, атомной и ракетно-космической промышленности, скорее всего, именно его будут воспринимать как выразителя своих интересов. Более широко к нему будут склоняться все те, кто больше придерживается традиционных, коллективных форм сознания, а также люди с имперским сознанием и ностальгией по СССР. С. Иванову гармонично соответствуют следующие ценности: акцент на независимость России и противодействие попыткам вмешательства в ее внутренние дела, восстановление позиций страны в мире, преемственность истории России, умеренный антиамериканизм, иерархичность, традиционализм, семейные ценности, коллективизм «Россия – великая держава».
И первый, и другой заняли свое место в матрице или, точнее, в нескольких матрицах. Поменять свое место им будет крайне сложно и невыгодно. На это нет ни смысла, ни времени, ни лишних ресурсов и союзников. Упрощая до крайности, даже если бы Д. Медведев отправился в Ирак и лично перерезал горло убийцам российских дипломатов, это не добавило бы ему существенного политического веса. И, напротив, такой шаг был бы очень значим для политического веса С. Иванова.
С начала статьи мы специально делали вид, что сценариев развития ситуации только два – с окончанием в виде занятия поста президента РФ Д. Медведевым или С. Ивановым. На самом деле их намного больше. Они даже не сводятся к тому, на какую фамилию поменяется и поменяется ли вообще табличка в Кремле. Существует много вопросов, которые вместе почти равнозначны этому. На каких постах и с какими гарантиями останутся нынешние члены команды? Как будут перераспределены центры власти? Например, какие полномочия де-факто будут у владельца Главного кресла? Как перераспределятся легитимность и моральный авторитет? К примеру, долгое время Дэн Сяопин определял и вектор кадровой политики руководства Китая, и стратегическую линию развития страны, занимая лишь место председателя Всекитайской ассоциации игроков в бридж. Но, как я и обещал, время не пришло – в данном случае мы обсуждаем не это.
Дмитрий Медведев |
Итак, дамы и господа, внимание: мы присутствуем при рождении нового принципа и новой реальности в истории постсоветской России. Люди, с которыми непосредственно связаны перспективы развития страны, различающиеся идеологическими подходами и базой поддержки, на деле принадлежат к одной, единой, консолидированной элите. Их взгляды на развитие страны совпадают не только в основополагающих вопросах, но и во второстепенных на 70-80%. Не начало ли это того принципа, на которой мы с завистью заглядывались в западной практике: вне зависимости от партии или группы, пришедшей к власти, в основополагающих принципах общее направление развития страны остается неизменным?
Итак, мы совершили круг. Спортивная борьба двух превращается в их же классический танец. Поверьте, это намного важнее ответа на вопросы: первый или второй? второй или первый? А может, кто-то третий?
Несколько выводов.
В стране внутри власти постепенно вызревает элита, представляющая собой различные идеологические подходы и представляющая интересы различных групп населения. Базовые принципы при этом остаются незыблемы. А «демократия и суверенитет» (Д. Медведев: «Демократия и государственный суверенитет должны быть вместе») или «суверенитет и демократия» (С. Иванов: «суверенная демократия, сильная экономика») – как кому приятнее. Важно, что все это носит публичный характер и у народа есть возможность оценить и идеи и личностей, а у личностей – сформировать подходы, адекватные запросам российского народа. Почему бы не провести аналогию с Демократической и Республиканской партиями в США? Следующий этап – формирование ответственных и сильных партий с сохранением основополагающих принципов – извините, не раньше 2011 года. Следующий – партийный президент – извините, не раньше 2012. Будем учиться ждать.
Это раз.
В определенном смысле С. Иванов символизирует понятие «суверенитет» и представляет ту большую часть российского народа и элиты, для которой это понятие первично. Продолжая мысль, Д. Медведев символизирует понятие «демократия» и представляет другую большую часть населения и элиты, для которой это понятие более важно. Вместе они являются консолидированной элитой, придерживающейся общего взгляда на развитие страны и символизирующей общий курс «суверенная демократия», ныне активно обсуждаемый. А в остальном: «Взгляды людей по отдельным вопросам могут различаться. Это хорошо» (Д. Медведев).
Это два.