После отказа со стороны США по отношению к России во вступлении в ВТО в период в июле 2006 года, американская сторона сначала заявила о возможности лишения России торговых преференций (потери от данной меры могут достигать до 500 миллионов долларов в год для России), а потом пошла на введение санкций против двух российских компаний.
Со своей стороны Россия объявила о возможной отмене торговых преференций по отношению к ввозу американской мясной продукции, а также о планах пересмотра всех ранее достигнутых договоренностей в контексте вступления в ВТО, если США не пойдут на подписание двустороннего соглашения об условиях присоединения России к данной международной организации.
Такого рода взаимная конфронтация в торговой сфере противоречит стремлению России интегрироваться в мировое хозяйство, а также глобальной роли США в качестве лидера экономической либерализации в мировом хозяйстве.
Для России вступление в ВТО, которое во многом находится в руках США, может принести значительные выгоды для роста потребления и экономического роста в целом
Помимо американской миссии по либерализации мировой торговли, торговые ограничения со стороны США по отношению к России также противоречат современной концепции американской торговой политики, которая получила название «конкурентной либерализации». Эта стратегия предполагает избирательную либерализацию торговли со стороны США на региональной, двусторонней и многосторонней (в рамках ВТО) основе для максимизации встречных торговых уступок со стороны стран-контрагентов.
В настоящее время стратегия испытывает значительные проблемы практически на всех направлениях торговой либерализации. В области многосторонней торговой либерализации недавний провал торговых переговоров Дохийского раунда по отзывам многих стран – членов ВТО был вызван отказом США от масштабного снижения своих сельскохозяйственных субсидий. В области региональной интеграции попытки создания Общеамериканской зоны свободной торговли в 2006 году обернулись неудачей. В сфере двусторонних отношений переговоры США с рядом стран были отложены или полностью отменены.
В этих условиях обострение в торговых отношениях между США и Россией никак не на руку американской администрации с точки реализации стратегии «конкурентной либерализации». Прорыв в переговорном процессе между США и Россией по вступлению нашей страны в ВТО мог бы способствовать перелому неблагоприятных тенденций во внешнеэкономической сфере для США, а торговые уступки, которые Россия готова предоставить США в контексте своего присоединения к ВТО, позволили бы американской администрации смягчить давление, которое она испытывает внутри страны из-за растущего торгового дефицита.
Для России вступление в ВТО, которое во многом находится в руках США, может принести значительные выгоды для роста потребления и экономического роста в целом. Очевидно, что рост торгового взаимодействия между Россией и США сулит обеим странам существенные дивиденды.
Интересно, что ответом на отказ США пустить Россию в ВТО стала реализация стратегии, которая вбирает в себя некоторые элементы американской «конкурентной либерализации». Так, в условиях, когда продвижение к вступлению в ВТО застопорилось, Россия активизировала региональную интеграцию: на недавнем саммите ЕврАзЭС страны – члены данной организации заявили об ускоренном построении таможенного союза. Помимо этого Россия заметно активизировала и свои двусторонние экономические связи со странами «дальнего зарубежья». Такого рода инициативы во многом призваны компенсировать потери, которые несет Россия, оставаясь вне ВТО.
Двусторонняя встреча президентов РФ и США перед открытием саммита G8 |
Подводя итоги, можно констатировать, что в условиях кризиса многосторонней торговой либерализации в рамках ВТО мировая экономика в растущей степени переориентируется на проведение торговой либерализации на двусторонней основе. С этой точки зрения имеющие эмпирические оценки ясно показывают, что нынешний уровень взаимной торговли между Россией и США находится существенно ниже своего потенциала. Соответственно, активизация двусторонних экономических связей в торговой и инвестиционной сфере могла бы стать существенным подспорьем для экономического роста обеих стран. Первым шагом к нормализации двусторонних торговых отношений могло бы стать заключение двусторонней договоренности об условиях присоединения России к ВТО.
С этой точки зрения фактор приближающихся выборов как в России, так и в США делает достижение скорого соглашения по условиям вступления России в ВТО между двумя странами особенно настоятельным. Помимо этого, начиная со второй половины следующего года, американский конгресс получает существенно больше полномочий по внесению изменений в торговые соглашения, которые заключаются американской администрацией. В предвыборных условиях это может привести к существенному затягиванию подписания торговых соглашений с США как для России, так и для других стран мировой экономики.