Клуб читателей

Николай Андрющенко
моряк, переводчик

Капитан «проморгал»

7 апреля 2015, 12:20

Фото: из личного архива

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Николая Андрющенко о том, что больше всего пугает моряков во время рейсов.

Тех сведений, которые появились в открытой печати, вполне достаточно, чтобы определить безошибочно причину гибели траулера «Дальний Восток», эксперты и «эксперты» не требуются. Пропороть борт выше двойного дна по всей длине судна, тем самым нарушить водонепроницаемость всех отсеков в открытом море для судна типа БАТ невозможно.

Самое страшное в море – это беспорядок и бардак, который проистекает, если капитан – трус и дурак

Не стоит грешить ни на льдину, ни на айсберг, ни на подводную лодку. Значит, только одно – потеря остойчивости. Это происходит тогда, когда нижние помещения судна пусты, а верхние загружены/перегружены. Значит, танки двойного дна были пусты, либо имели свободную поверхность, не запрессованы, что гораздо хуже и опаснее.

Когда выбирают трал (а не верхний – это тоже сапоги) на промысловую палубу, из него нужно вылить улов в бункер, который находится ниже, в рыбном цеху. Для этого используются грузовые стрелы, и неважно, какую долю кутца застропили, достаточно и одной тонны, чтобы центр тяжести мгновенно взлетел вверх, метацентрическая высота стала отрицательной, и хватит дуновения ветерка, чтобы судно перевернулось.

Просто удивительно, что успели спастись в таких условиях столько людей. Почему танки оказались пусты – тоже ясно. Балластную воду из топливных танков нужно сдавать в порту на очистительные станции, не все порты Дальнего Востока такими станциями располагают.

Слить «замазучку» в Охотское море – означает нарушить конвенцию МАРПОЛ, а это значит – лишиться рабочего диплома и, может быть, загреметь на нары. Можно не создавать каких-либо комиссий и «комиссий» – в гибели судна виноваты только два члена экипажа – капитан и его второй помощник, который отвечает за груз (и как статья нагрузки, и как товар).

И если капитан «проморгал», то последний был обязан сообщить о неудовлетворительной остойчивости и настоять на своем мнении. Знаю это по собственной шкуре – с одним жадным дураком у меня были конфликты на этой почве. Если капитан перед судовладельцем не отстоял свое мнение – значит, он трус.

Вопрос третий начну очень издалека. Как-то однажды собрались у меня бывшие моряки на застолье, и с подачи единственной женщины, жены механика, речь пошла о том, было ли страшно в море. Механик сказал, что ему всегда было страшно: «Сидишь в машине, как в подвале, и не знаешь, взойдет ли нос на волну или уйдет под воду».

Технолог говорит, что самое страшное в море – это капитан-дурак, и не простой, а с инициативой. С таким намучался в одном рейсе: каждый день у него какая-нибудь новая безумная идея: то новые швартовы, то новые кранцы, то новая краска, некогда работать, нужно отбиваться от идей.

Начальник радиостанции поправил: «Нет, капитан-трус гораздо опаснее. Например, был такой – капитан К., мы шли зимой по Каттегату, нас затерло льдом, так он прибежал ко мне дать аварийную РДО. Или получит какую-нибудь дурацкую «телегу» с берега (РДО), тут же, не подумав, не оценив обстановки, берет под козырек.

А как противоположность: капитан Р. – мне не было страшно с ним, когда в Черном море тонули. Я лично СОС отправлял, а капитан так службу организовал, что ни один человек не пострадал и все документы спасли».

А штурман рассказал: «А мне однажды было страшно, и даже очень, правда, это потом осознал. Шли домой через Большую Ньюфаундлендскую банку, как раз там, где «Титаник» затонул. Дело было на вечерней вахте. Я стоял у телеграфа на правом крыле, а старпом – на левом.

Сильно штормило, шли на попутной волне. Есть такое явление, называется брочинг – судно разворачивает и опрокидывается за секунды, если попадает на попутную волну, которая движется с той же скоростью, как и судно. В такое положение мы и попали.

Я почувствовал – доли секунды, и мы перевернемся, винт вышел из воды, весь корпус завибрировал, волной накрыло среднюю часть палубы, корма провалилась. Я закричал старпому: «Федорович, что делать?» Тот: «Малый!» И я передернул телеграф на малый, механики отработали немедленно, обороты упали, волна нас обогнала. А как волна сошла с палубы – что она натворила! – все, что было на палубе – все смыла, включая 80 тонн муки и метров 20 фальшборта».

Продолжил матрос: «Надо же, у меня тоже один случай связан с тем самым местом, где утонул «Титаник». Дело было в начале марта, и тоже – мы шли домой в грузу. Я был рулевым у второго помощника. И что ж он учудил... С механиком закрылся в штурманской рубке и отмечал день рождения.

А мне сказал: «Поглядывай в локатор...». Полный штиль, видимость метров 300, снег валит, в воду падает и не тает, значит, где-то рядом льды или айсберги, а мы шпарим на все 18 узлов. Действительно было страшно...».

Судили-рядили и все-таки порешили, что самое страшное в море – это беспорядок и бардак, который проистекает, если капитан – трус и дурак одновременно. Как гласит итальянская пословица: «Выше капитана только бог».

От себя добавлю, исходя из 22-летнего морского опыта – капитан юридически сочетает в себе:

1) представителя флага судна;

2) представителя судовладельца;

3) представителя грузовладельца;

4) главу экипажа.

А интересы этих перечисленных лиц далеко не одинаковы, противоречивы, и все зависит от того, как капитан себя поставит перед всеми перечисленными.

Последний, четвертый вопрос: морское право. Только специалист в этой области объяснит, почему на судне были иностранцы и почему численность экипажа была больше, чем количество спальных и спасательных мест. И множество сопутствующих вопросов, которые возникают из всех перечисленных. Таких специалистов не только в России, но и в мире единицы.

От себя могу сказать, что современное морское право, и российское, и международное, запутано, как паутина, как говорил император Юстиниан: «Закон должен быть темным и непонятным...»

ИМО, а затем МО про ООН за полвека наплодила столько актов и конвенций, что черт в них не разберется. Эти акты созданы не для того, чтобы облегчить жизнь морякам и судовладельцам, а для того, чтобы США могли следить и контролировать все мировое мореплавание.

Вам может быть интересно

МИД России назвал фейком сообщение AP об эвакуации посольства из Венесуэлы
Темы дня

Как улучшит Су-57 загадочное «изделие 177»

В России появился новый авиадвигатель для боевых самолетов – летающая лаборатория на базе Су-57 впервые поднялась в воздух с использованием так называемого изделия 177. Какими характеристиками обладает данная силовая установка и как она способна усилить российские истребители пятого поколения?

События 2025 года пророчат финал политического режима Зеленского

Четыре ключевых процесса развивались в последний год вокруг Украины – и их сложное сочетание привело к тому, как идут сегодня и боевые действия, и мирные переговоры по поводу украинского кризиса. О чем идет речь и почему главным из этих процессов является тот, что затрагивает и личную, и политическую судьбу главы киевского режима Зеленского?

Писториус отверг сценарий «нападения» России на страны НАТО

Лукашенко назвал максимальное число «Орешников» в Белоруссии

В НАТО заподозрили Россию в разработке оружия против спутников Starlink

Новости

Умер британский певец Крис Ри

Крис Ри, британский певец и автор песен, скончался на 75-м году жизни. О смерти артиста сообщили его родственники.

Экипаж вертолета из россиян и белорусов покинул Тунис

Удерживаемые несколько суток в транзитной зоне аэропорта Джерба семь граждан России и двое белорусов успешно покинули территорию Туниса, сообщило посольство РФ в Тунисе.

Голикова назвала сроки первых результатов разработок по замедлению старения

Российские ученые ведут активную работу по изучению механизмов старения и разработке способов его замедления, сообщила вице-премьер Татьяна Голикова на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина.

Роскомнадзор допустил полную блокировку WhatsApp в России

Роскомнадзор предупреждает о возможности полной блокировки WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской) в России, если мессенджер не выполнит законодательные требования.

Песков назвал гибель генерал-лейтенанта Сарварова страшным убийством

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал гибель генерал-лейтенанта Фанила Сарварова.

«Ашан» опроверг слухи об уходе с российского рынка

Ритейлер «Ашан» опроверг слухи о возможном уходе с российского рынка и объявил о планах открытия новых магазинов.

В Мордовии впервые оштрафовали мужчину за склонение к аборту

В Саранске мужчину впервые в России привлекли к административной ответственности за склонение к аборту, обязав выплатить штраф в 5 тыс. рублей.

При обыске у экс-генпрокурора Украины Пискуна в Ницце нашли 3 кг золота

Во Франции при обыске имущества на вилле у бывшего прокурора Украины Святослава Пискуна нашли 1 млн евро и 3 кг золота, сообщили украинские СМИ.

Песков прокомментировал заявления Вэнса о прорыве в переговорах по Украине

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что не располагает информацией о том, что имел в виду вице-президент США Джей Ди Вэнс, говоря о «прорыве» США в вопросе переговоров по Украине.

Финские ученые обвинили российских волков в сокращении поголовья оленей

Юкка Куяала – финский специалист по постпродакшну и визуальным эффектам, пожаловался CNN на сокращение числа оленей на его ферме «Мир северных оленей» в Лапландии, заподозрив российских волков в причастности к проблеме.

Спикер Рады назвал условия для проведения выборов на Украине

Спикер Верховной рады Украины Руслан Стефанчук назвал четыре основных условия для проведения выборов в стране.

Зеленский заявил о секретных гарантиях безопасности от США

США готовы предоставить Украине двусторонние гарантии безопасности, однако часть положений этих договоренностей останется недоступной для широкой публики, заявил глава киевского режима Владимир Зеленский.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Почему потомки Уленшпигеля не дали украсть российские деньги

Бельгия – один из столпов европейской цивилизации со всеми ее выдающимися и отвратительными особенностями. И она же стала порогом, о который споткнулась самая серьезная попытка Запада совершить открытый грабеж российских средств.

Ирина Алкснис: «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.

Владимир Касютин: Собаки и кошки – мягкая сила России

Выяснилось, что среди наших соседей – бывших республик СССР и даже стран Восточной Европы – велик запрос на простые человеческие истории о любви и преданности. Что забота о животных и признательность к ним – универсальна.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов