Клуб читателей

Николай Андрющенко
моряк, переводчик

Капитан «проморгал»

7 апреля 2015, 12:20

Фото: из личного архива

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Николая Андрющенко о том, что больше всего пугает моряков во время рейсов.

Тех сведений, которые появились в открытой печати, вполне достаточно, чтобы определить безошибочно причину гибели траулера «Дальний Восток», эксперты и «эксперты» не требуются. Пропороть борт выше двойного дна по всей длине судна, тем самым нарушить водонепроницаемость всех отсеков в открытом море для судна типа БАТ невозможно.

Самое страшное в море – это беспорядок и бардак, который проистекает, если капитан – трус и дурак

Не стоит грешить ни на льдину, ни на айсберг, ни на подводную лодку. Значит, только одно – потеря остойчивости. Это происходит тогда, когда нижние помещения судна пусты, а верхние загружены/перегружены. Значит, танки двойного дна были пусты, либо имели свободную поверхность, не запрессованы, что гораздо хуже и опаснее.

Когда выбирают трал (а не верхний – это тоже сапоги) на промысловую палубу, из него нужно вылить улов в бункер, который находится ниже, в рыбном цеху. Для этого используются грузовые стрелы, и неважно, какую долю кутца застропили, достаточно и одной тонны, чтобы центр тяжести мгновенно взлетел вверх, метацентрическая высота стала отрицательной, и хватит дуновения ветерка, чтобы судно перевернулось.

Просто удивительно, что успели спастись в таких условиях столько людей. Почему танки оказались пусты – тоже ясно. Балластную воду из топливных танков нужно сдавать в порту на очистительные станции, не все порты Дальнего Востока такими станциями располагают.

Слить «замазучку» в Охотское море – означает нарушить конвенцию МАРПОЛ, а это значит – лишиться рабочего диплома и, может быть, загреметь на нары. Можно не создавать каких-либо комиссий и «комиссий» – в гибели судна виноваты только два члена экипажа – капитан и его второй помощник, который отвечает за груз (и как статья нагрузки, и как товар).

И если капитан «проморгал», то последний был обязан сообщить о неудовлетворительной остойчивости и настоять на своем мнении. Знаю это по собственной шкуре – с одним жадным дураком у меня были конфликты на этой почве. Если капитан перед судовладельцем не отстоял свое мнение – значит, он трус.

Вопрос третий начну очень издалека. Как-то однажды собрались у меня бывшие моряки на застолье, и с подачи единственной женщины, жены механика, речь пошла о том, было ли страшно в море. Механик сказал, что ему всегда было страшно: «Сидишь в машине, как в подвале, и не знаешь, взойдет ли нос на волну или уйдет под воду».

Технолог говорит, что самое страшное в море – это капитан-дурак, и не простой, а с инициативой. С таким намучался в одном рейсе: каждый день у него какая-нибудь новая безумная идея: то новые швартовы, то новые кранцы, то новая краска, некогда работать, нужно отбиваться от идей.

Начальник радиостанции поправил: «Нет, капитан-трус гораздо опаснее. Например, был такой – капитан К., мы шли зимой по Каттегату, нас затерло льдом, так он прибежал ко мне дать аварийную РДО. Или получит какую-нибудь дурацкую «телегу» с берега (РДО), тут же, не подумав, не оценив обстановки, берет под козырек.

А как противоположность: капитан Р. – мне не было страшно с ним, когда в Черном море тонули. Я лично СОС отправлял, а капитан так службу организовал, что ни один человек не пострадал и все документы спасли».

А штурман рассказал: «А мне однажды было страшно, и даже очень, правда, это потом осознал. Шли домой через Большую Ньюфаундлендскую банку, как раз там, где «Титаник» затонул. Дело было на вечерней вахте. Я стоял у телеграфа на правом крыле, а старпом – на левом.

Сильно штормило, шли на попутной волне. Есть такое явление, называется брочинг – судно разворачивает и опрокидывается за секунды, если попадает на попутную волну, которая движется с той же скоростью, как и судно. В такое положение мы и попали.

Я почувствовал – доли секунды, и мы перевернемся, винт вышел из воды, весь корпус завибрировал, волной накрыло среднюю часть палубы, корма провалилась. Я закричал старпому: «Федорович, что делать?» Тот: «Малый!» И я передернул телеграф на малый, механики отработали немедленно, обороты упали, волна нас обогнала. А как волна сошла с палубы – что она натворила! – все, что было на палубе – все смыла, включая 80 тонн муки и метров 20 фальшборта».

Продолжил матрос: «Надо же, у меня тоже один случай связан с тем самым местом, где утонул «Титаник». Дело было в начале марта, и тоже – мы шли домой в грузу. Я был рулевым у второго помощника. И что ж он учудил... С механиком закрылся в штурманской рубке и отмечал день рождения.

А мне сказал: «Поглядывай в локатор...». Полный штиль, видимость метров 300, снег валит, в воду падает и не тает, значит, где-то рядом льды или айсберги, а мы шпарим на все 18 узлов. Действительно было страшно...».

Судили-рядили и все-таки порешили, что самое страшное в море – это беспорядок и бардак, который проистекает, если капитан – трус и дурак одновременно. Как гласит итальянская пословица: «Выше капитана только бог».

От себя добавлю, исходя из 22-летнего морского опыта – капитан юридически сочетает в себе:

1) представителя флага судна;

2) представителя судовладельца;

3) представителя грузовладельца;

4) главу экипажа.

А интересы этих перечисленных лиц далеко не одинаковы, противоречивы, и все зависит от того, как капитан себя поставит перед всеми перечисленными.

Последний, четвертый вопрос: морское право. Только специалист в этой области объяснит, почему на судне были иностранцы и почему численность экипажа была больше, чем количество спальных и спасательных мест. И множество сопутствующих вопросов, которые возникают из всех перечисленных. Таких специалистов не только в России, но и в мире единицы.

От себя могу сказать, что современное морское право, и российское, и международное, запутано, как паутина, как говорил император Юстиниан: «Закон должен быть темным и непонятным...»

ИМО, а затем МО про ООН за полвека наплодила столько актов и конвенций, что черт в них не разберется. Эти акты созданы не для того, чтобы облегчить жизнь морякам и судовладельцам, а для того, чтобы США могли следить и контролировать все мировое мореплавание.

Вам может быть интересно

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Выигравшая 100 млн рублей москвичка рассказала о талисманах для привлечения денег

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

Российские войска за неделю освободили семь населенных пунктов в ДНР

В течение недели российские войска освободили семь населенных пунктов на территории Донецкой народной республики, нанеся значительные потери украинским формированиям, включая уничтожение американских боевых машин пехоты Bradley, сообщило Минобороны.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Психолог рассказал, как сохранить рабочий настрой перед Новым годом

Психолог Станислав Самбурский объяснил, как завершить все дела до конца года, несмотря на сезонное аффективное расстройство, благодаря планированию и праздничной эйфории.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?