Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
13 комментариевБизнесмен в суде Лондона решил вернуть деньги на покупку виллы Чигиринского
Бизнесмен в суде Лондона решил вернуть деньги на покупку вил
Бывший высокопоставленный таможенный чиновник через лондонский суд пытается вернуть деньги компаний, бенефициаром которых является, потраченные на приобретение виллы на Лазурном берегу Франции для бизнесмена Шалвы Чигиринского.
Иск в лондонский суд подали кипрские компании Slocom Trading Ltd и Derbent Management Ltd, бенефициаром которых является Круглов. Ответчики - Tatik Inc Чигиринского, Sibir Energy Plc (сейчас принадлежит «Газпром нефти», в прошлом контролировалась Чигиринским) и компания-владелец виллы Maritime Villa Holdings.
Анатолий Круглов, в 1992-1998 годах возглавлявший Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ, пытается вернуть деньги семейного траста, которые были потрачены на приобретение виллы для бизнесмена Шалвы Чигиринского.
В центре спора - Villa Maria Irina в Кап Мартен, одно из крупнейших частных владений на Лазурном берегу Франции. Покупку Чигиринским элитной недвижимости Круглов «профинансировал», сам того не подозревая, через общего банкира - Урса Хенера.
«Мистер Круглов был высокопоставленным таможенным чиновником, который сумел использовать свое положение в период распада СССР для извлечения прибыли из реорганизации таможенной администрации - как через членов семьи, оперировавших частными таможенными терминалами, так и посредством предоставления консультационных услуг компаниям в условиях стремительно менявшихся правил», - описывает источник богатства семьи Кругловых судья Питер Рот, текст решения которого был опубликован во вторник.
В ходе перекрестного допроса прозвучал «ясный намек» на то, что законность происхождения средств семьи Круглова сомнительна, и это вызвало возмущение экс-главы ГТК, повествует судья. Его ответы на вопросы по этой теме, тем не менее, не показались судье вполне откровенными, говорится в тексте решения. Впрочем, эта проблема не стоит в центре иска, оговаривается Рот, передает «Интерфакс».
Круглов впервые встретился с Хенером, который на тот момент возглавлял московский офис HSBC, вскоре после своей отставки - в 1999 году. Недавний глава ГТК сообщил банкиру, что он и члены его семьи располагают существенными денежными средствами и хотят инвестировать их, «не привлекая внимания». Стремление Круглова к конфиденциальности, по мнению судьи, подтверждается и тем, что отчеты об инвестировании доставлялись непосредственно на дом: пользоваться почтой или электронными каналами связи бывший чиновник не хотел.
Хенер посоветовал Круглову зарегистрировать несколько фондов в Лихтенштейне. Так появились семейные фонды Amurela, Bilanda, Hanipen и Lemala, принадлежащие Круглову, двум его дочерям и зятю. На их счета в Verwaltungs und Privat Bank AG было зачислено чуть больше 31 млн долларов. Все полномочия по их инвестированию получил Хенер.
В 2005 году Круглов прочитал статью (вероятно, в российской прессе - английским он не владеет, констатирует судья), в которой говорилось о грядущем ужесточении требований к раскрытию информации в Лихтенштейне, и попросил Хенера перерегистрировать бизнес. Так появилась кипрская Derbent Management. Это название Круглов выбрал из списка предложенных, так как во время службы в армии бывал в дагестанском Дербенте, вспоминает Хенер.
Шалва Чигиринский (Фото: ИТАР-ТАСС) |
В середине 2001 года Чигиринский обратился к Хенеру с просьбой об организации финансирования для покупки виллы Villa Maria Irina на Лазурном берегу, которая тогда находилась в плохом состоянии и стоила лишь около 14 млн долларов. Хенер, который постепенно стал «правой рукой» Чигиринского в финансовых вопросах, решил предоставить на эти цели кредит в размере 13 млн долларов под 10% годовых из средств семьи Кругловых. Вилла приобреталась на компанию Tatik, зарегистрированную в штате Делавэр, ее акции служили залогом по кредиту.
В течение 2002 года У.Хенер выдал Ш.Чигиринскому еще три кредита из средств фондов семьи Кругловых на общую сумму $8 млн. Часть этого долга была обеспечена акциями ST Oil Ltd, через которую Чигиринский владел долей в СП с британской BP - операторе сети АЗС в московском регионе.
Деньги Чигиринский использовал как на реконструкцию и обслуживание виллы (100-150 тыс. евро ежемесячно), так и на личные нужды, вспоминает Хенер, давший показания посредством видеосвязи.
В 2004 году Чигиринский привлек еще один кредит - на 12,5 млн долларов, в результате чего суммарный долг бизнесмена перед фондами Кругловых вырос до 36 млн долларов. Особенность ситуации была в том, что о конечном заемщике сам Круглов ничего не знал: он полностью доверял своему банкиру и не интересовался деталями инвестиционного процесса, обращая внимания лишь на итоговый доход. Из показаний Круглова следует, что если бы он знал о том, кому одалживаются семейные деньги, то не одобрил бы эти сделки. «Мы (с Чигиринским) люди, сделанные из разного теста», - цитирует судья ответ Круглова на просьбу аргументировать эту позицию.
Тогда же, в 2004 году, Чигиринский заключил соглашение с Виктором Рашниковым о продаже за 150 млн долларов 50% в компании Leondaris Holding Ltd, владеющей девелоперскими активами в Москве. Из этих средств задолженность перед фондами Круглова была погашена - чтобы освободить из залога акции Tatik, задействованные в транзакции с владельцем Магнитогорского металлургического комбината. Эта сделка была сопряжена и с обязательствами Чигиринского: он гарантировал аналогичные вложения в Leondaris со своей стороны.
Спустя всего месяц Ш.Чигиринский взял новый кредит у фондов Круглова - 42 млн долларов под 10% под залог акций нефтетрейдера Mantrac Invest Inc, а также доли в ST Oil. Впоследствии заем был увеличен до 49,75 млн долларов и переведен с виргинской компании, инвестировавшей деньги Кругловых - Willow Tree - на кипрскую Derbent («Уиллоу, Биллоу, Дербент - мне все равно», - цитирует Хенер ответ Чигиринского на вопрос о том, не смущает ли его формальная смена кредитора).
В середине 2008 года Хенер организовал еще один кредит для компании Чигиринского, на сей раз - для Russian Land (около 6 млн долларов).
#{crime}Осенью 2008 года на фоне кризиса финансовое положение Ш.Чигиринского ухудшилось, в первую очередь, из-за падения капитализации Sibir Energy, акции которой он закладывал в обеспечение кредитов. В частности, ему грозил margin call по крупному кредиту Merrill Lynch, рассказывает судья.
«По моему суждению, реальность состоит в том, что в середине 2008 года мистер Чигиринский сильно нуждался в деньгах, и, зная от том, что мистер Хенер контролирует частный инвестфонд, многократно обращался к нему (за деньгами) в связи со срочной необходимостью», - пишет судья, отмечая, что хотя банкир следил за тем, чтобы кредиты погашались и конечный бенефициар - семья Кругловых - получал доход, он не успевал юридически фиксировать новые заимствования, и поэтому картина теперь выглядит весьма запутанной.
В 2009 году Sibir Energy начала судебный процесс против Чигиринского по обвинению в незаконном выводе из компании, крупным акционером которой он являлся, около 400 млн долларов. Ответчиками были также экс-глава Sibir Генри Кэмерон и компания Чигиринского Gradison. Хенер, который входил в совет директоров Sibir, также мог стать ответчиком, однако заключил с компанией досудебное соглашение. В обмен на отказ от претензий он, в частности, согласился предоставить Sibir, пытавшейся вернуть выведенные деньги, необходимую информацию и документы.
В январе 2010 года Sibir заключила соглашение с Чигиринским, одним из пунктов которого была продажа компанией бизнесмена Tatik французской виллы за 70 млн евро (сделка закрыта весной того же года).
Незадолго до этого супруга Хенера позвонила Круглову, который находился на лечении в США, и сообщила ему о разбирательстве между Sibir и Чигиринским. Жена банкира посоветовала экс-главе ГТК, использовав связи, надавить на Sibir, чтобы в ходе процесса не всплыла информация о нем как о бенефициаре Derbent Management. Круглов ответил, что сейчас проходит медицинские процедуры и ничем помочь не может, поинтересовавшись лишь, есть ли риск для его инвестиций. Определенного ответа на вопрос он не получил.
Этот звонок насторожил Круглова, и, вернувшись в Москву, он попросил своего друга (в материалах суда он обозначен как «мистер Мотылев»; возможно, речь идет об Анатолии Мотылеве, бывшем владельце банка «Глобэкс», в совет директоров которого в свое время входил Круглов), владеющего английским, помочь разобраться в ситуации. В начале 2010 года Круглов и Мотылев встретились с Хенером в Цюрихе. Осознав, что кредит, выданный из его денег, теперь фактически ничем не обеспечен, Круглов лишил банкира права подписи во всех своих компаниях.
В иске, направленном в суд Лондона, Slocom и Derbent потребовали от компании Чигиринского Tatik 37,5 млн евро плюс проценты по ставке 15% годовых. Также истцы попросили суд предписать Maritime Villa (компания, выступившая покупателем виллы в рамках соглашения об урегулировании между Чигиринским и Sibir) вернуть объект в собственность Tatik.
#{interviewsociety}Судья Рот принял неоднозначное решение: с одной стороны, он отклонил требование аннулировать сделку по продаже виллы компании Maritime, с другой, счел, что объект должен находиться в залоге у Slocom. Все требования Slocom к Tatik судья признал обоснованными.
Практические решения на основании выводов судьи будут сделаны позже, следует из текста решения.
Анатолий Круглов родился в 1951 году, до назначения председателем ГТК руководил таможней аэропорта «Шереметьево». После отставки из ГТК возглавлял совет директоров компании «Таможенная карта», входил в совет директоров банка «Глобэкс», был президентом Национальной ассоциации таможенных брокеров.
В базе данных «СПАРК-Интерфакс» есть немало компаний, так или иначе связанных с семьей Кругловых.
Экс-глава ГТК является гендиректором ООО «К.А.М.А.-К.», которой владеет вместе с дочерьми Анной Кругловой-Арутюнян и Маргаритой Нероденковой-Кругловой (видимо, название компании образовано от первых букв имен и фамилии членов семьи). У «К.А.М.А.-К.» есть дочерние компании ЗАО «ТрансЭк» и ООО «Питомник Жарден». В ООО «Консалтинговый центр АК» бывший чиновник также является гендиректором, а его дочери - собственниками. Анна Круглова-Арутюнян владела 50% ЗАО «НАТЭК» (ликвидировано в 2002 году). Сестры числятся учредителями ООО «Сити Стик», вместе с Андреем Нероденковым владеют ЗАО «Евроком Инк» (гендиректор - Анатолий Круглов, суммарная выручка за 2006-2010 годы - около 200 млн рублей). Наконец, у семьи есть доли в ТСЖ «Кондоминиум Остоженка».