Тимур Шерзад Тимур Шерзад Как приблизит победу новая группировка войск «Север»

В зоне специальной военной операции у ВС РФ появилась новая группировка войск – «Север». Что это – косметическое переименование, или предвестник очень плохих новостей для противника?

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

16 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
28 октября 2015, 16:15 • В мире

Из-за Поланского Польша готова отказаться от суверенитета

Из-за Поланского Польша готова отказаться от собственного суверенитета

Из-за Поланского Польша готова отказаться от суверенитета
@ Kacper Pempel/Reuters

Tекст: Антон Крылов

В результате выборов в Польше сменилась власть, а вместе с ней и отношение к вопросу о выдаче знаменитого режиссера Романа Поланского США в связи с преступлением 38-летней давности. Удивляться этому не стоит: хотя победившая партия Качиньского позиционирует себя как националистов, более проамериканской партии в ЕС попросту нет.

Не успел закончиться подсчет голосов, как бывший премьер-министр и серый кардинал польских консерваторов Ярослав Качиньский (по факту именно он – реальный лидер победившей на выборах партии «Право и Справедливость») решил показать, кто теперь в доме хозяин. В интервью The Guardian он заявил, что 82-летний режиссер Роман Полански должен быть экстрадирован в США, чтобы быть осужденным за совершенное в 1977 году преступление.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что изнасилование несовершеннолетней – тяжкое преступление, наказание за которое должно быть максимально жестким

«Существует точка зрения, согласно которой Полански не должен нести ответственность за свои поступки, так как является выдающимся, всемирно известным режиссером. Мы полностью отвергаем эту позицию», – цитирует Качиньского РИА «Новости».

Уже 30 октября в Варшаве должно состояться заседание суда, который примет решение, экстрадировать или нет Поланского в США за преступление 38-летней давности. Разумеется, в Польше, как и в любой другой стране Европы, судебная ветвь власти формально независима, но однозначное заявление лидера правящей партии по поводу того или иного процесса сложно рассматривать иначе как давление на суд.

Самое время напомнить, в чем обвиняют Романа Поланского и как США пытались добиться от Европы его выдачи.

С Сены выдачи нет

Роман Полански (имя при рождении Раймунд Роман Либлинг) родился в Париже в 1933 году в семье еврейских мигрантов из Польши. В 1937 году они решили вернуться на родину. После захвата Польши гитлеровской Германией вся семья сперва оказалась в Краковском гетто, а затем – в концлагерях. Мать погибла, отцу и сыну удалось выжить.

В 1948 году Роман Полански сыграл главную роль мальчика Вани Солнцева в спектакле по повести Валентина Катаева «Сын полка». А в 1955-м, сыграв в фильме Анджея Вайды «Поколение», актер решил переквалифицироваться в режиссера. Сняв в ходе обучения несколько нашумевших короткометражек и женившись на актрисе Барбаре Квятковской, в 1962 году он поставил фильм «Нож в воде». Герметичный триллер с открытым финалом подвергся критике в Польше, но в США был номинирован на «Оскар», однако уступил шедевру Федерико Феллини «8½». В том же 1962 году Полански развелся с первой женой и уехал во Францию, а оттуда – в Британию. В 1968 году он женился на американской актрисе Шэрон Тейт и переехал в США, где снял культовый фильм «Ребенок Розмари».

9 августа 1969 года находившаяся на девятом месяце беременности Тейт вместе с тремя друзьями семьи была убита в их доме в Лос-Анджелесе членами секты Чарльза Мэнсона. Полански в это время был в Лондоне. Похоронив жену, он снова вернулся в Европу.

В 1974 году Полански снял фильм «Китайский квартал», получивший 11 номинаций на «Оскар». Однако статуэтку в результате получил только сценарист Роберт Таун, победителем в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучший фильм» стал Фрэнсис Форд Коппола и его «Крестный отец – 2».

Наконец, в 1977 году произошло то самое событие, из-за которого Полански четвертое десятилетие преследуется американскими властями. В доме актера Джека Николсона он вступил в сексуальную связь с 13-летней моделью Самантой Геймер, которую напоил шампанским и одурманил наркотиком метаквалоном. Вскоре режиссер был арестован, и ему было предъявлено обвинение. Полански решил заключить сделку со следствием и признать вину, чтобы получить более мягкое наказание (речь шла об условном приговоре). Однако судья отверг предложение прокуратуры об условном сроке, и перед вынесением приговора Полански сбежал сперва в Британию, а потом во Францию. Правоохранительные органы этой страны не считали преступление Поланского доказанным.

После этого режиссер жил в Европе, снимал фильмы, его любовницей была 15-летняя Настасья Кински, а в 1989-м он в последний раз женился на актрисе Эммануэль Сенье.

В 2003 году Полански наконец получил «Оскара» как лучший режиссер за фильм «Пианист». В номинации «Лучший фильм» тогда победил мюзикл «Чикаго». За своей наградой он в Лос-Анджелес не приехал, поскольку прокуратура по-прежнему добивалась его выдачи. Шесть лет спустя режиссер был задержан в Швейцарии по запросу США от 1978 года. Тогда же и выяснилось, что режиссер примирился с семьей Геймер, выплатил денежную компенсацию, а сама Саманта обратилась в суд Лос-Анджелеса с просьбой снять с режиссера все обвинения. Впрочем, безуспешно. В поддержку Поланского тогда высказались многие мировые деятели кино, включая Никиту Михалкова, назвавшего происходящее «каким-то бредом». 

Швейцарский суд отказал США в экстрадиции режиссера. Тогда американцы направили запрос в Польшу, и заместитель министра иностранных дел страны Рафал Тшасковский заявил, что его страна не видит оснований для выдачи режиссера.

Власть сменилась, и если с берегов Сены и Цюрихского озера выдачи нет, то с Вислы, похоже, теперь есть.

Неотвратимость и суверенитет

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что изнасилование несовершеннолетней – тяжкое преступление, наказание за которое должно быть максимально жестким. Более того, за прошедшие с 1977 года десятилетия общественный консенсус по этому поводу сместился в сторону максимального ужесточения кары, независимо от гениальности преступника.

Неотвратимость наказания важна даже больше, чем его жестокость. Только когда преступник знает, что будет наказан в любом случае, это сможет его остановить. И вот тут-то начинаются расхождения.

В Израиле, Франции, Испании, Британии, США и ряде других стран живут люди, которых Россия обвиняет в уголовных преступлениях различной тяжести. Однако выдача даже граждан России идет крайне неторопливо, а уж тем, кто успел получить гражданство или статус политического беженца, вообще не грозит риск когда-либо оказаться в российском суде.

В конституциях многих стран мира четко прописан отказ выдавать своих граждан иностранным государствам, в каких бы преступлениях они ни обвинялись. А если гражданин арестован в другой стране – священный долг дипломатов всячески ему помогать, а в случае вынесения приговора добиваться его отбывания на родине.

Ярослав Качиньский и его ПиС позиционируют себя в качестве националистов. Они пришли к власти под антимигрантскими лозунгами и обещали защищать все польское. Однако готовность отдать своего гражданина другой стране по обвинению 38-летней давности вступает в явное противоречие с этими обещаниями.

Фактически, заявив о желательной экстрадиции Поланского, Качиньский признал свою страну 51-м штатом США. Точнее, даже не штатом – это достаточно самостоятельная территориальная единица, а заморской территорией, управляемой непосредственно из Вашингтона.

Самому Поланскому вряд ли грозит реальная выдача в США – он просто перестанет приезжать в Польшу. Но если польский суд примет желаемое Качиньским решение, это станет весьма ярким примером отказа Варшавы от собственного суверенитета.

..............