Telegram-канал Nexta стал главным медиаресурсом белорусской недореволюции и пытался координировать антилукашенковские акции, проходившие в республике в прошлом году. Одним из редакторов канала тогда был хорошо всем теперь известный Роман Протасевич, но вскоре после начала протестов он не выдержал внутривидовой борьбы и покинул проект, став редактором другого, значительно менее популярного канала – «Беларусь головного мозга». Когда же Протасевич имел неосторожность пролететь над родной Белоруссией по пути из Афин в Вильнюс, его в буквальном смысле «достали с неба», сняв с рейса ирландской компании Ryanair.
Поимка блогера обошлась Лукашенко недешево: секторальные санкции Евросоюза, принятые в связи с внеплановой посадкой европейского самолета в Минске, могут лишить белорусскую экономику валюты более чем на миллиард долларов в год. Но еще раньше стало очевидно, что Протасевич тоже дешево не отделается.
Формально он сразу и добровольно пошел на сотрудничество со следствием. Как именно его на это уговорили, доподлинно неизвестно, но договор Протасевича с белорусскими властями явно включает работу по специальности, то есть в интересах пропаганды. В этом угадывается «хозяйственная» жилка Батьки: раз, мол, нашкодил, наподдакивал вражьим голосам, компенсируй теперь ущерб, как умеешь.
Сперва радикальный оппозиционер ограничивался заявлениями на камеру, демонстрируя полную покорность. Затем дал большое интервью, в рамках которого изобличал других беглых белорусских оппозиционеров и хвалил Лукашенко за «стальные яйца» (буквально так и хвалил). Потом неожиданно появился на пресс-конференции, посвященной экстренной посадке самолета и своему собственному аресту, на которой объявил, что его родители находятся в Польше «в заложниках».
К тому моменту Протасевича уже отпустили под домашний арест вместе с его девушкой, россиянкой Софьей Сапегой. А теперь настолько расщедрились, что позволили арестованному вести аккаунт в Twitter. Точнее, Протасевич сообщил об этом на видео, а кто на самом деле ведет аккаунт в Twitter (кстати, новый; старый якобы «заблокирован из-за подозрительных действий») – вопрос не праздный.
Вызывает некоторые сомнения такой сценарий, когда Протасевичу в Белоруссии предоставляют открытый канал связи с внешним миром, которым он будет пользоваться, как сам написал, «без присмотра».
Как бы там ни было, ничего особо интересного этот аккаунт пока не поведал. Но успел ответить на вопрос одного из пользователей, сделал ли Протасевич прививку. «Пока еще нет, но планирую. И да, с высокой долей вероятности это будет как раз «Спутник», ответил Протасевич или кто-то от его имени.
Другими словами, у человека, оказавшегося в центре крупного международного скандала, отрезанного от внешнего мира на месяц и максимально ограниченного в возможности с кем-либо встречаться (а значит, заражаться и заржать), перво-наперво решили спросить, привился ли он и чем именно – «Спутником V» или, может быть, «ЭпиВакКороной» (вариантов у белорусов немного). Несколько неожиданно.
У белорусских властей, мягко говоря, своеобразные методы работы с информационным пространством. Когда Батька из «братских» чувств пытается поделиться наработками в этой области с российскими властями, бывает очень неловко – как, например, в тот раз, когда он презентовал «перехват» разговора «Майка и Ника» про «крепкий орешек».
Кто на самом деле и по каким причинам решил вот так вот отрекламировать «Спутник» – вопрос открытый. Но можно вполне уверенно утверждать, что этот процесс полностью контролируется белорусскими властями, а «Спутник V» в подобной рекламе не нуждается.