В Литве продолжается скандал вокруг бывшего спикера Сейма Миндаугаса Бастиса, причем интерес вокруг этой надуманной истории, напоминающей о временах инквизиции, явно поддерживается искусственно. Задумка проста: политиков Литвы «дрессируют», вдалбливая одну простую мысль – если не хотите неприятностей, не имейте никаких контактов с Россией.
Дело Бастиса
Сегодня лишь немногие политики в Литве открыто заявляют о том, что государство движется к катастрофе
Миндаугасу Бастису пришлось уйти с поста вице-спикера парламента и приостановить своё членство в Социал-демократической партии после того, как Департамент госбезопасности (ДГБ) отказал ему в допуске к секретной информации, обнаружив, что вице-спикер поддерживает «ряд сомнительных знакомств». В их числе бизнесмен и бывший сотрудник КГБ Петр Воейко, ведущий телеканала «Россия-1» Эрнест Мацкявичюс и представитель Росатома Евгений Костин, отвечающий, по данным литовской разведки, за поддержание позитивного имиджа строящейся в Белоруссии АЭС, которой Вильнюс фактически объявил войну.
«Эти знакомства не оказывали на меня никакого влияния как на депутата Сейма. Расследование должно показать, что я не сделал ничего того, что бы могло противоречить литовским законам», – оправдывался Бастис. Но это не остановило травлю: сорок пять парламентариев подписали требование начать против него обвинительный процесс.
По мнению политолога Александра Носовича, список претензий к контактам уже бывшего вице-спикера позволяет сделать интересные выводы о современной Литве. «Во-первых, литовское государство пылает такой ненавистью к Белорусской АЭС, что приравнивает к шпиону и диверсанту любого сотрудника Росатома, особенно если тот пытается доказать, что БелАЭС – это полезный, выгодный для Литвы проект. Соответственно, всякий литовец, знакомый с таким человеком, автоматически попадает под подозрение в измене Родине, и открывать государственные тайны такому человеку категорически нельзя», – отмечает Носович.
Во-вторых, в «чёрные списки» спецслужб Литвы попадают за знакомство с телеведущим российского государственного канала, пусть даже этот человек сам литовец по происхождению. «То-то Даля Грибаускайте в прошлом году бегом убежала от съемочной группы телеканала, на котором работает Эрнест Мацкявичюс. – напоминает он. – Она знала, что стоит ей начать отвечать на вопросы российского телевидения, рано или поздно ею же сформированная репрессивная машина обвинит свою создательницу в связях с «кремлёвской пропагандой». В «демократической» Литве по ряду особо важных для власти вопросов может быть только два мнения: официальное и неправильное. И тот, кто отстаивает неправильное мнение, – шпион, диверсант и пропагандист. Не дай бог быть знакомым с таким человеком – сочтут потенциальной угрозой национальной безопасности, как Бастиса».
Наконец, в-третьих: «Если в Литве могут обвинить в политической неблагонадежности за знакомство с бывшим сотрудником КГБ, то все литовские политики неблагонадежны. Без исключения. Потому что все литовские политики без исключения знакомы с Витаутасом Ландсбергисом и Далей Грибаускайте. За это их всех нужно лишить доступа к государственной тайне и снять с должностей: знакомство с бывшими сотрудниками КГБ – это не шутка!». В данном случае Носович намекает на то, что и первого главу постсоветской Литвы, и её нынешнего президента подозревали в связях с КГБ.
Главная же мораль этой басни, по его же словам, в том, что литовцам запрещено общаться с россиянами. Ведь «дело Бастиса» коснулось не его одного – прозвучало предложение проверить всех депутатов и других высокопоставленных политиков «на наличие связей, несущих потенциальную угрозу национальной безопасности». Таким образом власти «дрессируют» общественно значимых лиц, побуждая их кричать о «российской угрозе» и «агрессоре с востока». Не будешь кричать – заработаешь неприятности.
Радиоактивные деньги
Департамент госбезопасности представил и более конкретные обвинения против Бастиса. Кромешный ужас – он хотел привести в страну российские инвестиции.
Если верить докладу, который ДГБ представил парламентскому Комитету по национальной безопасности и обороне (КНБО), корпорация «Росатом» строила планы на то, чтобы закрепиться и в Литве. В докладе упоминаются имена Костина и Воейко, уже звучавшие в связи с делом Бастиса, а также бывший сотрудник КГБ Кястутис Пуйдокас. По мнению литовской разведки, пользуясь знакомством с Бастисом, Костин пытался сблизиться с верхушкой его партии и заручиться благосклонностью лидера социал-демократов и тогдашнего премьер-министра Альгирдаса Буткявичюса. В частности, Бастис помог представителю Росатома Александру Мертену встретиться с Буткявичюсом и с тогдашним спикером Сейма Видасом Гядвиласом. В ходе этих переговоров было заявлено, что Росатом хочет перенять часть акций литовской компании Vetruna и предлагал Вильнюсу участие в проекте Балтийской АЭС, которую планировалось построить в Калининграде. А если бы Вильнюс начал строить свою АЭС в Висагинасе, россияне готовы были принять участие и в этом проекте. При этом Росатом надеялся воспользоваться услугами гидроаккумулирующей электростанции, расположенной близ города Круонис.
«Было решено учредить консорциум в составе Росатома, а также компаний Vetruna, Eika и Panevezio statybu trestas. В октябре 2012 года в Москве по этому поводу встречались Евгений Костин и представитель Vetruna Адольфас Гинайтис», – заявили в Департаменте госбезопасности.
Переговоры, по данным литовской разведки, шли трудно. После того как в СМИ появилась информация о встречах представителей Росатома и Миндаугаса Бастиса, они вовсе прекратились. По данным ДГБ, планы Росатома в Литве подорвал украинский кризис: когда в республике начала нагнетаться антироссийская истерия, литовские бизнесмены стали опасаться, что связи с госкорпорацией РФ навредят их репутации. Договориться не удалось ещё и по той причине, что президент Даля Грибаускайте противилась инвестициям со стороны российского концерна. Спустя несколько лет эта история вышла Бастису боком – его стали обвинять в том, что он является «агентом влияния».
#{ussr}В ближайшее время бывшему вице-спикеру грозит лишение мандата. «Я точно не хочу морализировать и говорить, хороший или плохой Бастис член парламента, и как он мог или не мог поступить. Меня выводы КНБО убедили, и если дело дойдет до голосования по импичменту, то я буду голосовать против того, чтобы он оставался в Сейме. Бастис осуществлял сотрудничество и выполнял роль протеже одной из компаний, которая не очень доброжелательно настроена в отношении Литвы», – заявил нынешний премьер страны Саулюс Сквярнялис. Со своей стороны, КНБО утвердил документ, в котором говорится, что «Бастис, поддерживая близкие и постоянные связи с представителями российской госкорпорации, действовал против государственных интересов Литвы». К этой же категории преступлений относится и знакомство Бастиса с «близкими к Кремлю журналистами».
Сезон охоты на ведьм
Обвинения в адрес Бастиса вызвали град насмешек со стороны комментаторов литовских СМИ. Вот типичный пример: «Ах, какие негодяи из Росатома, закрепиться в Литве они хотели, но тут ДГБ как даст! А ведь они на полном серьёзе радуются, что не получили инвестиции, рабочие места, возможности для развития производства. Нацикам во главе с Далей лучше сидеть без денег, наблюдая, как уезжает из страны народ, и вопя о «российской агрессии». Короче, «история успеха» по-литовски. Катамаран дураков, сидящий на мели».
В самих СМИ отмечается, что в целом идея Росатома была вполне выгодной для Литвы. Предполагалось связать Белорусскую АЭС с Круонисской ГАЭС в единое предприятие, после чего, используя распределительный узел, оставшийся от Игналинской АЭС, войти на рынок UCTE (энергообъединение европейских стран) и Скандинавии. Литве как месту размещения диспетчерского и распределительного узла оставалось только получать деньги.
Деньги Литве действительно нужны. Другая болезненная проблема республики – отток населения. Сейчас в Литве активно обсуждают прогноз Eurostat, по мнению аналитиков которого к 2050 году в стране останется 2 млн жителей, а к 2080 году только 1,65 млн жителей, то есть на 1,2 млн меньше, чем сейчас. Но власти озабочены совершенно иным, их приоритеты – «российская угроза» и выявление внутренних врагов.
На днях Даля Грибаускайте, выступая на церемонии открытия нового здания Департамента госбезопасности, заявила: «Государство находится в безопасности лишь до тех пор, пока власть служит не различным группам влияния, «росатомам» или пропагандистам Кремля, а людям, которые хотят быть свободны, независимы и услышаны в своем государстве. Поэтому разведка должна сосредоточиться не только на внешнем враге, но и на противостоянии внутренним угрозам».
«Своим заявлением о выявлении врагов и противостоянии внутренней угрозе она фактически дала карт-бланш агентам ДГБ, запустив новую охоту на ведьм, – отмечает в связи с этим литовский публицист Денис Лепский. – Об этом свидетельствует и то, что она косвенно упомянула о деле Бастиса. Сегодня лишь немногие политики в Литве открыто заявляют о том, что государство движется к катастрофе».
Доведённый до отчаяния Бастис обратился к генпрокурору Литвы Эвалдасу Пашилису: «Выводы КНБО составлены так, что из них получается, будто в моих действиях есть признаки преступления. Я прошу начать досудебное расследование в отношении меня по признакам, предусмотренным в 118 статье УК». Эта статья предусматривает, что тот, кто помог другому государству или организации действовать против Литвы (её конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности, обороны или экономической мощи), наказывается лишением свободы сроком до семи лет.
Пока трудно сказать, как сложится его дальнейшая судьба. Возможно, до тюрьмы не дойдет, но с политической карьерой, скорее всего, покончено. Урок для остальных литовских политиков ясен: даже не пытайтесь иметь дела с россиянами.