Президент Украины Петр Порошенко заявил, что приказал вооруженным силам страны (ВСУ) прекратить огонь в Донбассе с 1 апреля.
Еще ни разу эти перемирия в полной мере не соблюдались
«Я дал все необходимые команды Генеральному штабу и министру обороны», – заявил накануне глава украинского государства, говоря о режиме прекращения огня в Донбассе. При этом он особо подчеркнул, что этот режим и именно с апреля предложил установить Киев.
Меж тем вряд ли инициатива принадлежит именно украинской стороне, поскольку это уже не первое «пасхальное перемирие», его принципы вырабатываются совместно, а уже затем задним числом под ними приписываются миссия ОБСЕ или европейские переговорщики в минской Контактной группе. И происходит это именно для того, чтобы ни у кого не возникало желания объявить себя главным «миротворцем».
У этого «пасхального перемирия» нет каких-либо принципиальных отличий от других аналогичных деклараций, которые регулярно подготавливаются в связи с едва ли не всеми православными престольными праздниками и некоторыми светскими. Но еще ни разу эти перемирия в полной мере не соблюдались и в 100% случаев срывались именно по вине ВСУ.
Естественным новшеством остаются некоторые технические детали. Сейчас, например, опять дополнительно проговариваются сроки и даты разведения сторон у станицы Луганской и у КПП «Золотое».
При этом надежд на то, что у Луганской действительно удастся развести стороны или, если точнее, вынудить украинскую сторону отвести свои войска и технику, традиционно немного. Но у Золотого кое-какие шансы есть в силу того, что ВСУ в последнее время активно минировали подходы к КПП (это, кстати, тоже противоречит минским соглашениям), так что они могут позволить себе оставить заминированную полосу.
Однако терриконы вокруг самого села Золотого и КПП на его окраине все равно останутся «серой зоной», а именно в ней кроется причина постоянных споров.
В последний день перед перемирием ВСУ прямой наводкой из танков обстреляли Ясиноватую, погибли двое мирных жителей, есть несколько раненых. Активные столкновения продолжаются и на южном участке фронта, обстрелам традиционно подвергается Докучаевск и несколько прифронтовых сел мариупольского направления, в первую очередь уже почти до конца разрушенное Коминтерново.
В самом Мариуполе при этом происходят события на первый взгляд странные, но тоже уже привычные. Сперва боевики «Правого сектора*», уже давно считающие Мариуполь чем-то вроде своей феодальной вотчины, разгромили в городе несколько игральных клубов (не все, а выборочно; видимо, борьба с конкурентами), после чего вынуждены были оправдываться и даже чуть ли не извиняться.
А уже в пятницу на самодельном взрывном устройстве в городе подорвался автомобиль, в котором ехал полковник СБУ с охраной, отвечавший при жизни за городскую контрразведку.
В Донецке и Луганске никаких особых ожиданий с новым «пасхальным перемирием» никто не связывает. Слишком уж сильна инерция украинской стороны, и нет никаких сигналов из Киева, что он готов на действительно конструктивные шаги.
Надо признать, что все меньше остается надежд и на то, что стремительно меняющаяся внешнеполитическая конъюнктура поможет изменить ситуацию к лучшему. Традиционно все стороны конфликта готовы вербально поддержать любое перемирие, но на практике никаких дополнительных шагов со стороны ДНР и ЛНР вообще не требуется, тогда как украинская сторона будет традиционно саботировать практические действия по разводу тяжелой техники или созданию демилитаризованных зон. В первую очередь именно поэтому сама идея демилитаризованных зон давно себя дискредитировала.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ