Нобелевская премия мира за этот год присуждена Международной кампании по запрещению ядерного оружия (ICAN). Это коалиция неправительственных организаций более чем из ста стран, выступающих за запрещение ядерного оружия. Она продвигает идею выполнения Договора о запрещении ядерного оружия, принятого в июле этого года.
Как отметили в комитете, ICAN наградили за привлечение внимания к катастрофическим последствиям любого применения ядерного оружия.
Впрочем, без курьеза не обошлось. Исполнительному директору ICAN Беатрис Фин
пришлось обратить в шутку свои слова о том, что президент США Дональд Трамп – идиот,
о чем она с полной серьезностью написала в Twitter в среду.
«Как-то неудобно получилось. Это была шутка», – сказала она в пятницу на пресс-конференции по случаю присуждения премии. Ранее Фин заявляла, что Трамп угрожает миру ядерной войной, отвергает дипломатические подходы и планирует «разработать новые типы ядерных ракет».
Борцы с ядерной угрозой обошли Меркель, Могерини и папу римского
Всего на премию претендовали более 300 претендентов, из них 215 – физические лица, а остальные – общественные и международные организации. Мнения о том, кому достанется почетная награда, сильно разнились. Явных фаворитов не было, поэтому интрига сохранялась до последнего.
В числе возможных получателей премии называлась глава дипломатии ЕС Федерика Могерини и министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф. Кто-то верил в успех управления верховного комиссара ООН по делам беженцев и главу этого ведомства Филиппо Гранди. Другие ожидали победы турецкой независимой газеты Cumhuriyet и ее бывшего главреда Джана Дюндара.
В списке «горячих» претендентов значился и Американский союз защиты гражданских свобод (ACLU), который в том числе борется за отмену смертной казни и отстаивает права сексуальных меньшинств. Букмекеры же предполагали, что награду поделят Могерини и Зариф. Среди фаворитов также была организация «Белые каски» (Syria Civil Defence), федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и папа римский Франциск.
ВКС в большей степени заслужили премию
Впрочем, глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев считает, что премии мира в большей степени заслуживали ВКС России, ведущие борьбу с терроризмом в Сирии, чем организация с такими утопичными целями, как достижение «ядерного нуля».
По его словам, сегодня ядерное оружие играет роль важнейшей опоры глобального стратегического баланса. В разговоре с РИА «Новости» политик подчеркнул, что присуждение премии стало скорее романтическим, чем прагматическим шагом.
Член думского комитета по международным делам Сергей Железняк назвал присуждение премии свидетельством понимания необходимости защиты цивилизации от угрозы гонки вооружений.
«В этой связи не могу не вспомнить одного из носителей этого звания, не оправдавшего ожиданий, Барака Обаму, – добавил Железняк. – Нобелевский комитет тогда выдал эту премию новому президенту США авансом, а тот своей разрушительной деятельностью, которая привела к десяткам тысяч невинных жертв, дискредитировал себя и Нобелевскую премию мира».
В Кремле с уважением отнеслись к решению отметить заслуги ICAN, подчеркнул пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, добавив: сейчас ядерный паритет чрезвычайно важен для стабильности в мире.
Подразумевались не только КНДР и Иран
Эксперты отмечают, что на этот раз выбор кандидата действительно отвечает опасениям сегодняшнего дня.
Политолог, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает очевидным, что конфликты вокруг ядерных программ Северной Кореи и Ирана актуализировали тему борьбы с распространением оружия массового уничтожения. Он отметил, что конфликт вокруг ядерной программы Тегерана может разгореться в случае выполнения президентом США Дональдом Трампом обещания выйти из ядреной сделки с Ираном.
В то же время Ремизов уверен, что присуждение столь престижной премии не всегда привязано к текущей повестке дня. «В данном случае они, с одной стороны, как-то отреагировали на конъюнктуру, а с другой – взяли долгоиграющую разоруженческую тему», – сказал Ремизов газете ВЗГЛЯД.
Он напомнил о рассмотрении более конъюнктурных кандидатур в нобелевские лауреаты – 2017. Среди них были явно антитрамповские сценарии решения, либо более антироссийские, антипутинские в случае выбора в пользу «Белых касок». Эксперт полагает:
«Принятое решение – менее политизированное. Хотя оно тоже имеет антироссийский подтекст в определенном смысле, потому что ядерное сдерживание является для России способом сбалансировать превосходство Штатов в обычных вооружениях».
Ремизов напомнил, что кампания по запрещению ядреного оружия была запущена при Бараке Обаме и для «Штатов была выгодной вдвойне: с точки зрения закрепления гуманитарно-разоруженческой репутации и с точки зрения закрепления военного превосходства США над всеми остальными странами в сфере обычных и высокоточных вооружений».
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш тоже считает, что тема ядерного сдерживания прежде всего связана с корейской проблемой и Ираном, а само присуждение такой премии «всегда привязано к текущей конъюнктуре, и в этом весь смысл».
«Привязка к конъюнктуре в том смысле, что сейчас очень опасно жить. Степень опасности повысилась. Возможность конфронтации США и России с переходом в ядерный формат достаточно высока. Вероятность ядерного конфликта на Корейском полуострове тоже высока. Поэтому такая конъюнктура существенна для всего мира», – сказал Коктыш газете ВЗГЛЯД.