Президент Турции посетит Россию 9 августа, сообщили в его администрации. Информацию подтвердила российская сторона – для встречи Реджепа Эрдогана и Владимира Путина готовят площадку в Санкт-Петербурге. В столицу России Эрдоган не поедет, продолжив традицию, начатую другими нейтральными представителями ЕС.
«Мы здесь, чтобы нормализовать отношения»
Турция сейчас находится в очень сложном положении. Есть вероятность повторения попытки госпереворота
Во вторник в Москве прошла встреча вице-премьеров России и Турции Аркадия Дворковича и Мехмета Шимшека. Дипломаты обсуждали подготовку ко встрече президентов двух стран. «Господин посол нас проинформировал, что наш уважаемый президент подтвердил, что 9 числа (августа) он будет в Санкт-Петербурге. Сегодня мы находимся здесь, чтобы как можно быстрее и ускоренными темпами нормализовать ситуацию и наши отношения, которые были прерваны 24 ноября 2015 года, – сказал по итогам встречи Шимшек, передает ТАСС. – Мы столкнулись с нежелательной ситуацией, наши отношения были прерваны на неопределенный момент, но сегодня мы здесь, чтобы наши отношения ускоренными темпами улучшить и привести на уровень или даже выше того уровня, который был на 24 ноября».
Визит турецкой делегации – не первый за последнее время. И раньше делегаты приезжали, чтобы обсудить действия по возобновлению сотрудничества с Россией. «Мы встречаемся по указанию наших руководителей по итогам разговора между президентами России и Турции, – добавил к этому Дворкович. – Нам необходимо создать содержательную основу для планируемой в первой половине августа встречи наших руководителей».
Переговоры президентов станут очень важной вехой в отношениях России и Турции и фактически положат конец конфронтации. Процесс потепления между Анкарой и Москвой был запущен еще 27 июня, сразу после того, как в Кремле получили послание от Реджепа Эрдогана. В нем он приносил извинения за гибель пилота Олега Пешкова. Уже 29 июня Путин и Эрдоган провели первые телефонные переговоры – до этого между ними на протяжении семи месяцев не было никаких контактов. Позже было принято решение о восстановлении продажи турпоездок в Турцию, размораживании экономического сотрудничества и так далее. Личная встреча и рукопожатие президентов должно скрепить намерения сторон.
Зачем Эрдоган летит в Россию
Один из основных вопросов для турецкой стороны, нуждающихся в решении, это возобновление чартерных рейсов между странами. Несмотря на шаги, которые Анкара все-таки сделала в направлении примирения, чартерное сообщение все еще не возобновлено из-за угрозы терактов в Стамбуле и Анкаре. При этом 30 июня Владимир Путин формально отменил запрет на продажу туров в этом направлении. Теперь в Москве ожидают гарантий безопасности для пассажиров, после чего Росавиация примет соответствующее решение.
Отметим, что пока потока желающих отправиться отдыхать в Турцию нет. Скорее всего, дело в отсутствии чартерного сообщения – перелет регулярным рейсом делает поездку дороже, и на деле люди неохотно соглашаются покупать путевки. «Да, Турцией интересуются, и довольно часто. Но когда узнают цену, от поездки обычно отказываются. За неделю, по-моему, только один случай был, когда у нас чего-то купили в Турцию», – сказала ранее газете ВЗГЛЯД менеджер туристической компании Этери Цхвирая.
Также сотрудники турсферы отмечали, что сейчас, в пиковый сезон для авиаперевозчиков, все борты заняты, и возобновление чартерного сообщения сталкивается с банальной проблемой нехватки самолетов.
Если вопрос с туризмом можно считать практически решенным, то вот судьба крупных экономических проектов все еще под вопросом. Россия и Турция имели договоренность о строительстве газопровода «Турецкий поток», которая была заморожена после инцидента с Су-24. Турция была безусловно заинтересована в том, чтобы этот проект был запущен – он делал страну крупным игроком на газовом рынке, важным и для России, и для Европы. Однако за время конфронтации Россия сменила вектор – в ЕС идет бурное обсуждение проекта «Северный поток – 2», по проекту которого труба пройдет до Германии через Балтийское море. Этот проект может быть выгоднее турецкого хотя бы потому, что главная сторона – Германия – не намерена его затягивать, в отличие от Турции, которая превратила процесс обсуждения в бесконечные торги.
Условно нейтральная территория
#{interviewpolit}Выбор турецкой стороны мог пасть на Санкт-Петербург не случайно. Петербургу традиционно отводится роль одной из главных экономических площадок – именно здесь проводится Международный экономический форум (ПМЭФ). Сюда приезжают делегации из европейских стран, с Ближнего Востока, из Азии и так далее, чтобы обсудить новые проекты и экономическое взаимодействие.
За несколько лет, в течение которых Европа и США ведут санкционную политику против России, в Санкт-Петербург представители жестко настроенных к позиции Москвы стран приезжали много раз. Здесь побывал глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, премьер-министр Италии Маттео Ренци, бывший президент Франции и вероятный кандидат на этот пост на ближайших выборах Николя Саркози, генсек ООН Пан Ги Мун. Все они участвовали в обсуждении экономических вопросов.
В Москву же традиционно приезжают с дипломатическими миссиями. Здесь несколько раз за год побывал госсекретарь США Джон Керри. Недавно в Москве побывал премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер, чей визит вызвал непонимание у других европейских политиков. Приезжала сюда и Ангела Меркель, правда, поводом было празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне. При этом канцлер ФРГ приехала не 9 мая, а на следующий день, и не приняла участия в параде.
«От этого зависит будущее Турции»
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Виктор Надеин-Раевский считает, что столь скорый приезд Эрдогана в Россию связан с острой необходимостью продемонстрировать налаживание отношений. При этом в выборе Санкт-Петербурга он не видит ничего удивительного – это чисто протокольное решение, которое принимает администрация.
«Мы получили извинения за сбитый российский самолет. Кроме того, Турция предприняла меры по аресту боевиков, которые были причастны к убийству наших пилотов. В общем, есть какие-то подвижки в наших отношениях. Но главное другое – Турция сейчас находится в очень сложном положении. Эрдоган уже поблагодарил Россию за помощь в предотвращении госпереворота. Есть вероятность повторения попытки госпереворота», – сказал политолог.
Собеседник также отметил, что есть основания полагать, что турки готовы переосмыслить свое отношение к России и частично политику в Сирии. «От этого зависит будущее Турции. Дело в том, что курдская автономия в Ираке уже готова к тому, чтобы стать независимым государством. Американская политика в отношении Турции и всего региона также не устраивает Анкару. Для всего этого необходима личная встреча лидеров России и Турции. У нас очень много спорных вопросов и проблем. Настало время начать их решать», – сказал эксперт.
Директор Центра Ближнего Востока и Центральной Азии, политолог Семен Багдасаров отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД, что главной темой переговоров в Санкт-Петербурге станет возобновление строительства «Турецкого потока». «Помимо этого, у нас есть очень большие проблемы в отношениях. Их все нужно обсуждать. С другой стороны, России не следует торопиться, когда речь идет об отношениях с эрдогановской Турцией. Однако здесь речь идет скорее об экономике, именно поэтому Москва идет на этот контакт», – сказал эксперт.
Европа толкает Турцию к России?
Отношения с Европой также могут подталкивать президента Турции к тому, чтобы ускорить процесс нормализации взаимодействия с РФ. Договоренности о финансовой помощи для содержания беженцев явно не устраивают Эрдогана, о чем он открыто заявляет, обвиняя ЕС во вранье. Так, во вторник в интервью немецкой телерадиокомпании ARD он назвал своих европейских коллег неискренними. По его словам, для помощи в размещении примерно 3 млн беженцев из Сирии Турции необходимо тратить 12 млрд евро, но Евросоюз согласился выделить лишь 3 млрд евро, из которых Турция пока видела лишь «символические суммы» в 1–2 млрд. «Мы всегда выполняем свои обещания, но европейцы сдержали их?» – спросил он, напомнив, что безвизового режима от ЕС Турция также не дождалась.
В Евросоюзе также не проявляют мягкости к Эрдогану, особенно после того, как он решил вынести на всеобщее обсуждение идею о возвращении смертной казни. Это произошло после попытки военного переворота, после чего в стране начались репрессии – по подозрению в причастности к мятежу задержаны тысячи человек.
Неблагосклонны к Эрдогану и США, которые пока игнорируют его призывы выдать стране для суда его главного оппонента Фетхуллаха Гюлена, который давно проживает в Пенсильвании. Анкара и ранее пыталась вернуть Гюлена на родину и судить, но США отказывали в этом. Сейчас же Эрдоган называет Гюлена организатором мятежа, в стране ведется охота на всех, кто взаимодействовал с движением «Хизмет», образованным его последователями.