В конце апреля в Японии впервые поднялся в воздух истребитель Х-2, построенный с использованием технологий «стелс». Рядовое по меркам современной военной авиации событие стало, тем не менее, вехой в развитии авиастроительной промышленности и ВВС этой страны. Как подчеркивает ресурс Business Insider, теперь Япония присоединилась к элитному клубу стран, способных производить истребители пятого поколения, включая США, Россию и Китай. И японский Х-2 по факту является «ответом на американский F-35, российский T-50 и китайские J-20 и J-31».#{image=1005779}
С последним утверждением можно немного поспорить. Даже поверхностный взгляд на Х-2 позволяет сделать вывод о том, что по своей конструкции он стоит ближе к классическому самолету для воздушного боя F-22 Raptor, нежели к многоцелевому «летающему компьютеру» F-35. Что касается ответа на T-50, J-20 и J-31, то здесь скорее да, чем нет (кстати, китайский J-31 является внешней копией Raptor).
Х-2 стал продуктом трех явлений. Первое – обида Страны восходящего солнца, второе – ее амбиции, а третье – меняющаяся военно-политическая ситуация на Дальнем Востоке. Обида заключалась в отказе США продать Японии F-22. Впрочем, никакой дискриминации по сравнению с другими странами тут не было: Raptor вообще не поставляется на экспорт. Подняв в воздух Х-2, Япония доказала, что способна сама создать истребитель пятого поколения.
Что же касается амбиций, то, по мнению научного сотрудника Фонда мира имени Риочи Сасакавы Джеффри Хорнунга, «Токио пытается четко дать понять мировым державам, что японскую военную промышленность нужно воспринимать серьезно».
И не только военную. Япония, ставшая одним из мировых лидеров в области высокотехнологических разработок, в частности в сфере создания транспортных средств (автомобили, поезда), по ряду причин не уделяла достаточного внимания развитию своей авиационной промышленности в той степени, чтоб на мировом уровне она сравнялась с автомобильной или электронной. Впрочем, японская авиаиндустрия разрабатывала и изготавливала неплохие самолеты для авиации общего назначения, реактивные учебные машины, вертолеты и гидросамолеты, бизнес-джеты, а двухмоторный региональный турбовинтовой YS-11 пользовался хорошей репутацией у международных авиакомпаний.
Но в конце прошлого десятилетия ситуация изменилась. Япония включилась в борьбу за международный авиарынок, предложив ему новый региональный самолет MRJ. Несмотря на то, что он станет поставляться заказчикам не раньше 2018 года, на него уже есть 233 твердых и 194 опционных заказа (больше, чем на российский «Суперджет-100»).
Разработкой и постройкой самолетов стала заниматься даже традиционная автопроизводительная компания Honda, предложив на рынке бизнес-джет особо малого класса HondaJet. В эту картину вполне вписывается и создание Х-2 как в будущем возможного конкурента американским и российским истребителям пятого поколения. Как отмечает американское издание Foreign Policy, «овладение сложными технологиями «стелс» сможет повысить шансы Японии на участие в международном консорциуме по разработке истребителя следующего поколения».
Не меньший вклад в создание Х-2, по мнению Foreign Policy, внесли уже упомянутые военно-политические перемены на Дальнем Востоке: с одной стороны – осложняющиеся отношения между Японией и Китаем, с другой – растущая воинственность Северной Кореи. Реакцией Токио на эти перемены стало, в частности, решение правящего кабинета снять запрет на использование японских вооруженных сил за пределами Японии, а также ежегодное увеличение военного бюджета страны (подробнее о японской военной реформе можно прочитать в этом материале газеты ВЗГЛЯД).
По мнению Хорнунга, в противостоянии Токио и Пекина вокруг островов в Южно-Китайском море создание истребителя Х-2 должно четко дать понять Поднебесной, что Япония не намерена отступать. Тем более что, по данным газеты Christian Science Monitor, в 2015 году силы самообороны Японии вынуждены были 571 раз поднимать свои истребители в воздух на перехват китайских самолетов, вторгавшихся в японское воздушное пространство. По сравнению с 2014 годом (464 случая) количество таких инцидентов выросло на 23%. Видимо, Страна восходящего солнца уже не считает свои нынешние истребительные силы, состоящие из 190 устаревших F-15J, адекватной защитой против китайского воздушного вторжения.
Также стоит отметить, что, несмотря на внешнюю схожесть Х-22 с F-22 и Т-50, по своим весовым характеристикам он скорее ближе к F-16 и МиГ-29. Говорить о том, что это полноценный боевой истребитель, еще рано. По мнению некоторых экспертов, его двигатели недостаточно мощные, кроме того, он еще не оснащен оружием. Конфигурация сопел позволяет сделать вывод, что Х-2 имеет функцию управляемого вектора тяги, что увеличивает его маневренность. Данная особенность позволит ему более эффективно противостоять китайским истребителям.
При этом задача бороться с китайскими «близнецами» российских истребителей для Японии более актуальна, ибо именно они, а не J-31, скопированный с F-22, составляют основу истребительной авиации Поднебесной. Х-2 обладает радиолокационной малозаметностью, что должно дать ему карт-бланш в противодействии этим машинам.
Представители компании Mitsubishi Heavy Industries подчеркивают, что Х-2 – это пока только прототип, обладающий «планером, двигателями и прочими современными системами и оборудованием, которые смогут быть использованы в будущих истребителях». Боевой вариант получит обозначение F-3 и, вероятно, будет принят на вооружение не раньше 2030 года. Но в любом случае уже сейчас можно говорить о том, что авиационная отрасль Страны восходящего солнца поднялась на качественно новый уровень.