На прошедшем на днях заседании Совета безопасности Украины обсуждалось будущее военно-промышленного комплекса. Несмотря на очевидную секретность тематики, в Киеве сознательно допустили утечку информации, которая должна была в бравурных тонах и с правильно расставленными акцентами объяснить украинскому обществу, что в самое ближайшее время на вооружение ВС Украины поступит новейшее супероружие, сравнимое с российскими ракетами класса «Калибр», используемыми для поражения целей в Сирии.
Поскольку априори считается, что украинское «вундерваффе» способно обойти все российские системы ПВО, то нужно лишь поместить его там, откуда оно гарантированно долетит до российской столицы на исходе запаса топлива
Что это за зверь такой – для сухопутных войск, но с морским названием «Нептун»?
На Украине не было и нет мощностей для производства крылатых ракет. Такие ракеты производились в СССР только на территории РСФСР. Сразу же после обретения независимости руководством Украины овладела идея самостоятельного производства ракет средней и большей дальности. В 90-е годы это было не столько утопическими снами, сколько попыткой создать вполне понятный для тогдашней украинской элиты бизнес-проект, благо все доступное Киеву вооружение (включая старое советское) они распродавали странам третьего мира по демпинговым ценам.
Новую жизнь в этот проект вдохнул президент Виктор Ющенко, но уже по политическим мотивам. На Южмаше возникла идея разработки многофункциональной ракеты, которую сперва назвали «Борисфен», а затем, после смены производственных заданий – «Сапсаном». Эта ракета-универсал должна была поражать цели на расстоянии от 30 до 489 километров в зависимости от комплектации. Причем и наземные, и морские, и воздушные – ракета должна стать одновременно одноступенчатой баллистической, зенитной дальнего радиуса действия и противокорабельной средней дальности. Эти кокаинистские сновидения закончились в 2011 году, когда стало понятно, что выделенные Ющенко 12 миллионов долларов закончились. Сам Южмаш просил 460 миллионов. За 12 миллионов там успешно изготовили эскизный проект в натуральную величину.
При Януковиче разработки продолжились. Однако, согласно «утечке» в украинских СМИ, в провале проекта виноват лично зловредный Янукович, который окончательно прекратил финансирование, а Южмаш чуть ли не на собственные средства разработал ракету, равную американскому «Томагавку» и российским ракетам, используемым в комплексах «Искандер» и «Калибр», по крайней мере полностью соответствующую их характеристикам.
На Украине не существует базы электронного производства, которое могло бы заложить в новые ракеты систему сканирования рельефа. Как нет и спутниковой группировки, которая должна сопровождать ракету в полете и при наведении. Но на Южмаше говорят, что способны производить системы инерциального наведения, которые позволят ракетам следовать рельефу, при этом пробный образец готовы поставить только к 2018 году.
В свою очередь главнокомандующий вооруженными силами Украины требует поставить на вооружение новые ракеты уже в этом году. Якобы завод «Мотор Сич» обещает наладить производство двигателей МС-400, которые повторяют российский Р95-300, но при этом легче на 50 килограммов. Точно так же КРАЗ успел отрапортовать, что может наладить производство колесных платформ для систем наземного и мобильного базирования ракет. Правда, на Украине полностью отсутствует производство шин, и даже прошлогодние поставки в действующую армию колесной техники и грузовиков были сорваны из-за перекрытия канала из Ярославля. Двигатели на эти будущие мобильные системы предполагается закупать у «Форда» или «Дейтц», правда, эти фирмы еще полтора года назад прекратили сотрудничество с Украиной по изделиям двойного предназначения.
#{weapon}Одним словом, все эти так называемые разработки – плод больного разума. Тот самый «прототип», который Южмаш представил правительству, подозрительно похож на российскую крылатую ракету авиационного базирования большой дальности Х-55. В советское время макетные проектировки для нее делали в Харькове, на государственном авиационном производственном объединении (ХАПО), видимо, с тех пор макет там и завалялся. Возможно, где-то лежит еще и документация на это изделие. Может быть, даже на Южмаше. Но ни одного испытания чего-либо летающего и отдаленно напоминавшего крылатую ракету на Украине не проводилось. Это даже технически непросто: в густонаселенной стране просто нет полигонов для подобных испытаний, нет необжитой степи и безлюдного севера. Нет и систем проверочной телеметрии, радаров, приборов слежения и наведения.
Согласно более ранним утечкам, крылатые и баллистические ракеты (колись вони буде) предполагалось расположить в Прикарпатье, в первой и единственной украинской ракетной дивизии со штабом в городе Хмельницком. У проекта уже тысяча названий. «Ольха», «Нептун», «Борисфен», «Сапсан», «Коршун», «Гром» – самые безобидные. «Ракетный кол в сердце России» – наиболее хлесткий.
Что же касается предполагаемых целей для чудо-оружия, в первую очередь украинские СМИ упоминают Донбасс. Далее идут цели на территории России, среди которых называют шесть крупных военных аэродромов в приграничной зоне. Ну и самое трогательное – это вычисление километража от села Лютое на Сумщине до Москвы. Поскольку априори считается, что украинское «вундерваффе» способно обойти все российские системы ПВО, то нужно лишь поместить его там, откуда оно гарантированно долетит до российской столицы на исходе запаса топлива. Отсюда и возникло Лютое – глухой деревенский пункт, главное достоинство которого – максимальная близость к российско-украинской границе. До Москвы от него 466 км по прямой при странной заявленной дальности полета ракеты в 489 км.
Отдельно радует беззлобная дискуссия о возможности и необходимости оснащения части ракет вакуумными зарядами, пригодными для борьбы с бункерами. Где нашли бункеры – в Донецке или в Москве – не ясно, но украинские участники дискуссии, скорее всего, не в курсе, что вакуумные боеприпасы запрещены ООН.
Южмаш также пытался анонсировать противокорабельный вариант ракеты, но тоже в виде пластмассового макета. Единственный объективный повод для всей этой клоунады – полное отсутствие на Украине любых форм современного ракетного оружия всех видов при сохранении фантомных болей от остатков советского ракетно-космического ВПК. Самой молодой украинской ракете стукнуло недавно 25 лет, а «Точка-У» морально устарела уже после первой войны в Заливе. О ПВО и говорить не приходится.
Психология – основной движущий мотив такого рода фантазий. Успех современной российской ракетной техники в Сирии привлек к себе внимание не только цивилизованного мира, но и украинского руководства. Они должны, они обязаны быть лучше и круче «москалей», которые снова съели все ракетное сало. Отсюда и совещание совета безопасности с докладами Турчинова под грифом «таємно», и нереалистичное прожектерство. И все это прекрасно характеризует не столько уровень украинских вооруженных сил, сколько уровень понимания современной ситуации украинским руководством, а равно – пределов допустимого. В этом смысле ракеты в селе Лютое – лучший киевский проект за последние два с половиной года.