В четверг окружной суд Вильнюса оправдал проживающих в России командиров вильнюсского ОМОНа 1990-х годов Болеслава Макутыновича и Владимира Разводова.
Это своего рода священная корова современной Литвы, которая якобы показывает на агрессивность Москвы
Напомним, что Литва вменяла им в вину «преступления против человечности и военные преступления», якобы совершенные в 1991 году, сообщает ТАСС. Суд отметил, что, согласно международному праву, инкриминируемые им преступные деяния могли бы быть совершены лишь в условиях войны или оккупации.
Четверть века на раздумья
«В 1991 году не было ни военного положения, ни вооруженного конфликта, ни оккупации. Таким образом, не было условий, по которым можно было бы применить положения Женевской конвенции (о защите гражданского населения во время войны)», – пояснил судья Аудрюс Цицинас.
Отметим, что абсолютное большинство экспертов и юристов неоднократно заявляли, что с подобной формулировкой обвинения добиться хоть какого-то успеха в суде невозможно. Российская сторона заявляла, что попытки литовских властей возложить на российских граждан вину за действия, совершенные государством, которое ныне не существует, вызывают недоумение. Однако Литве понадобилось почти двадцать пять лет, чтобы осознать это.
Решение суда было оглашено в отсутствие обвиняемых, интересы которых представляли назначенные Литвой адвокаты, не встречавшиеся со своими подзащитными. Обвинение требовало приговорить их к 12 годам заключения. Напомним, что генеральная прокуратура Литвы выдала европейский ордер на арест Макутыновича и Разводова еще в марте 2012 года.
По данным литовских правоохранительных органов, они проживают на территории России и являются российскими гражданами. Российская Федерация, в свою очередь, запрос об экстрадиции подозреваемых офицеров спецназа отклонила за неимением доказательной базы.
Вильнюсский штурм
Напомним, что в марте 1990 года Верховный совет Литовской ССР во главе с Витаутасом Ландсбергисом провозгласил независимость республики в одностороннем порядке, без соблюдения каких-либо конституционных процедур. Литва стала первой республикой, объявившей независимость от СССР. На ее территории было прекращено действие Конституции СССР и возобновлено действие литовской конституции 1938 года.
Центральное правительство СССР не признало законность односторонних действий литовской власти. Одним словом, в тот период в Вильнюсе из-за неправовых действий республиканской власти образовалась ситуация политического двоевластия.
Все это время в адрес Советской армии поступали многочисленные просьбы жителей Литвы с призывом навести в республике порядок. Более того, у здания Верховного совета Литовской Республики собралась многотысячная толпа, которая выкрикивала лозунги: «Долой парламент! Да здравствует СССР!» Одновременно с этим в Литву были направлены спецподразделение «Альфа» и Псковская дивизия ВДВ для наведения конституционного порядка.
В результате потасовок и столкновений, длившихся с 11 по 13 января 1991 года, советскими войсками был проведен штурм телебашни в Вильнюсе и здания телевизионного комитета. В ходе беспорядков погибли 15 человек, сотни людей получили ранения.
Литва пыталась предать суду бывших советских военнослужащих, принимавших участие в штурме в ночь на 13 января 1991 года, в том числе пытаются засудить командиров спецназа Макутыновича и Разводова. Всего по этому делу подозреваемыми проходили 69 человек, среди которых граждане РФ, Украины и Белоруссии. «Большинство подозреваемых скрываются от уголовного преследования за границей, поэтому они объявлены в международный розыск, на их задержание выданы европейские ордеры на арест», – сообщала прокуратура Литвы по окончании расследования, то есть в ноябре 2014 года. К этому моменту литовским обвинителям удалось собрать, по их словам, необходимую доказательную базу.
Литовская прокуратура делала попытки привлечь Россию к расследованию обстоятельств штурма Вильнюсской телебашни, включая просьбу посодействовать в вызове на допрос бывшего президента СССР Михаила Горбачева. Однако Горбачев утверждал, что события в Вильнюсе произошли без его ведома.
Советские власти заявляли, что армия действовала по просьбе Комитета национального спасения – организации, созданной центральным комитетом Литовской коммунистической партии.
Переквалифицируют дело
Историк, директор общественного фонда «Историческая память» Александр Дюков подчеркивает, что речь не идет об окончательном оправдании офицеров спецназа. «Суд постановил, что с юридической точки зрения нельзя квалифицировать, что содеянное военными спецназа – это преступление против человечности. Как известно, военные преступления могут совершаться только в определенных условиях, например во время войны или оккупации. Как известно, всего этого в тот период, в январе 1991 года, в Литве не наблюдалось», – сказал в комментарии газете ВЗГЛЯД историк Александр Дюков.
Историк подчеркивает, что решение окружного суда Вильнюса едва ли положит конец двадцатипятилетней истории. «Из решения литовского суда не следует, что они перестанут преследовать представителей спецназа. Более того, это не означает, что литовцы наконец-то перестанут использовать эти события в качестве своеобразного идеологического и пропагандистского оружия. Я уверен, что власти Литвы продолжат спекулировать на деле 11 января 1991 года», – сказал собеседник.
«Создана идеологическая версия произошедшего двадцать пять лет назад, и она закреплена на официальном уровне. Нормального с юридической точки зрения следствия не проводилось и не проводится. Это своего рода священная корова современной Литвы, которая якобы показывает на агрессивность Москвы. К тому же есть множество свидетельств, что во время убийств у телецентра в Вильнюсе в 1991 году не только советские солдаты стреляли, но и митингующие. Вдобавок часть жертв была убита своими же», – напомнил Дюков.
Историк уверен, что решение вильнюсского суда будет обжаловано. Если же не удастся обжаловать решение, то обвинение просто-напросто переквалифицируют.
Собеседник отметил особую деталь. «Следственный комитет России возбудил уголовное дело в связи с гибелью советского военнослужащего 13 января 1991 года. Это уголовное расследование обещает большое количество сюрпризов. Общеизвестно, что Литва до сих пор не смогла должным образом расследовать события двадцатипятилетней давности», – добавил эксперт.