Ни на каких условиях Киев не сможет загнать «Правый сектор» в государственные структуры. Скорее, они просто растворятся в пространстве – с оружием в руках и техникой
Добровольческие батальоны должны быть расформированы, а все, кто в них состоял, могут вступить в ряды Нацгвардии Украины или в вооруженные силы страны. Это приказ Киева, который касается всех, в том числе и «Правого сектора*». Однако вооруженные люди Яроша отказываются подчиняться кому-либо кроме своего лидера и диктуют властям свои условия. Власти в ответ делают Ярошу серьезное предложение, от которого, к сожалению для Киева, можно и отказаться.
«Мы под Ярошем»
Лидеру «Правого сектора» Дмитрию Ярошу предложили занять должность в министерстве обороны Украины. Об этом заявил советник главы МВД Антон Геращенко. «Я могу подтвердить, что Дмитрию Ярошу поступило предложение от президента занять должность в министерстве обороны, – передает слова Геращенко «Украинская правда». – Я бы поприветствовал решение, если бы Дмитрий Ярош пришел на работу на государственную службу». МВД могло бы создать совместно с Ярошем добровольческий союз обороны Украины, отметил Геращенко.
Это предложение стало очередным шагом со стороны властей Украины навстречу «Правому сектору», который отказывается принимать условия властей и вливаться в контролируемые ими военные структуры. До этого власти пытались надавить на «добровольцев», поставив им ультиматум.
Все добровольные вооруженные формирования должны до 27 марта покинуть места дислокации в районе Мариуполя, а до 1 апреля и вовсе уйти с территорий, близких к Донбассу. Остаться имеют право только служащие Национальной гвардии страны и ВСУ. Это касается и населенного пункта Широкино, расположенного в 20 километрах от Мариуполя. Все, кто желает продолжать «служить отечеству», должны покинуть батальоны и примкнуть к вооруженным силам страны или к нацгвардии. Такой приказ пришел накануне руководству «Правого сектора», продолжающего, несмотря на договоренности, стрелять по жителям Донбасса.
«Командир восьмой отдельной роты «Правого сектора» Андрей Червень рассказал о том, что им дан приказ покинуть зону проведения АТО... Червень сказал, что он не может не подчиниться приказу», – сообщал мариупольский новостной портал «0629». Начальник штаба восьмой отдельной роты под названием «Аратта» Артем Луцак уточнил, что Червню был поставлен ультиматум. «Либо «Правый сектор» ложится под какую-нибудь официальную структуру, либо покидает зону АТО», – передает издание его слова. «У нас забирают право на войну. Нейтрализация добровольческих батальонов – это предательство», – заявил Артем Луцак.
Главными киевскими бойцами за Широкино были добровольческие батальоны, и последние все еще остаются на своих позициях. Покидать их они не намерены, несмотря на требования высшего киевского командования. «Добровольческий украинский корпус «Правый сектор» подчиняется своему лидеру Дмитрию Ярошу, – пояснил причину отказа руководитель т. н. информационного центра батальона Артем Скоропадский в интервью каналу 112.ua. – «Правый сектор» не собирается распускаться, а затем вступать в ВСУ, тем более в нацгвардию. Наверное, есть недопонимание на уровне минобороны, генштаба, где нам говорят: «Распускайте свой корпус и вступайте в качестве двух рот туда-то». Это смешно, ибо наш корпус воюет активнее, чем ВСУ или нацгвардия».
Скоропадский не верит, что против них могут обернуться киевские войска. «Армия, что ли, будет против «Правого сектора» воевать? – недоумевает он. – Это очередное голословное заявление. Мы уже видим, что пытаются отыграть это решение обратно, и сегодня утром уже сообщили, что ультиматум не выдвигали, а просто просили определиться, кому «Правый сектор» подчиняется. Так мы определились – мы под Ярошем», – решительно заявляет он.#{ussr}
Действительно, изначально поступила информация именно о выдвинутом со стороны Киева ультиматуме. Однако позже официальный спикер «спецоперации» Андрей Лысенко уточнил, что никакого приказа не было. «Было предложение от верховного главнокомандующего, которое заключается в том, чтобы в зоне АТО была упорядочена и систематизирована работа всех военных подразделений», – передает его слова РИА «Новости».
«Правый сектор» ставит условия
Решение о расформировании добровольческих батальонов было принято Киевом еще в начале марта. Так что с «Правым сектором», можно сказать, просто затянули. Однако бойцы Яроша оказались не такими бескомпромиссными, как можно было бы подумать. Они уже выдвинули власти условия, на которых согласны перейти на их сторону. Правда, переход этот, если он произойдет, будет очень условным.
«Правый сектор», а точнее его боевой корпус ДУК (Добровольческий украинский корпус – прим. ВЗГЛЯД), может войти в Вооруженные силы Украины исключительно как автономное подразделение. И подчиняться его бойцы будут непосредственно Дмитрию Ярошу, а также командиру ДУК Андрею Стемпицкому. Таким образом, батальон предлагает просто легализовать его в том же виде, в котором он есть сейчас. Ни о каком переходе под непосредственное командование представителей ВСУ речи не идет.
Не менее известный батальон «Айдар», который сравнивают с «Правым сектором» из-за его неподконтрольности центральным властям, все-таки недавно договорился с Киевом об условиях своей легализации. В битве за свой статус бойцы батальона даже дошли до главных улиц столицы, где проводили крупные акции протеста. Бойцы грозили власти «новым Майданом». В результате «Айдар» был расформирован, но все бойцы батальона вошли в ВСУ в качестве 24-го отдельного штурмового батальона Сухопутных войск. «Правый сектор», судя по всему, не намерен сдаваться так же легко.
Опасный батальон
Именно на «Правый сектор» сейчас возлагают ответственность за нарушение режима прекращения огня в Донбассе. Неоднократно ополчение заявляло о том, что неподконтрольные Киеву добровольческие батальоны продолжают вести стрельбу, провоцируя ДНР и ЛНР на ответные шаги.
Сам «Правый сектор» никогда не отрицал, что будет наступать на ополчение – и никакие международные соглашения для него не указ.
Сейчас риторика не изменилась. «Мы с самого начала говорили, что ни минские договоренности, ни какие-то другие договоренности с Путиным, с Россией или с кем-то еще не действуют. Потому что с Россией и Путиным договариваться нельзя», – говорят представители батальона.
О том, что такие батальоны представляют серьезную опасность, Киеву говорили не только ополченцы, но и Россия, а также т. н. западные партнеры. Однако серьезная необходимость в этом у властей возникла только после того, как они своими глазами, непосредственно в столице увидели, на что способны такие «армии». Власти открыл глаза Игорь Коломойский – спонсор крупнейших и известнейших добровольческих отрядов, таких как «Днепр-1» и «Днепр-2», «Азов», «Айдар» и «Донбасс». При помощи этих батальонов уже бывший губернатор Днепропетровской области мог фактически начать войну за свои ресурсы.
Сколько стоит патриотизм
В списках батальонов, финансируемых Коломойским, «Правый сектор» не значится. Однако есть предположение, что его финансирует именно хозяин Днепропетровщины. Сами же бойцы утверждали, что воюют исключительно на волне патриотизма, и снабжают их продуктами и оружием такие же «патриоты Украины». Отметим, что если вопрос со вступлением в ВС у батальона будет решен, то финансироваться он будет за счет украинских налогоплательщиков.
Реальных спонсоров у «Правого сектора» множество, уверен президент Центра системного анализа и прогнозирования (Украина) Ростислав Ищенко. И Коломойский – в их числе. «Он не скрывал, что финансировал в том числе и Яроша. Об этом говорил и его заместитель Филатов, который любил фотографироваться с Ярошем, да и сам Коломойский говорил, что у них прекрасные отношения. Но «Правый сектор» предоставлял услуги по «отжиму собственности» и другим людям, так что не исключено, что кормушек у них много. В частности, в самом начале, когда он создавался, это был проект, который курировал Наливайченко. А он сотрудничал с ЦРУ. И понятно, что тогда деньги поступали из США. Тем более что эти люди тренировались в лагерях в Польше и Литве. Потом подключился к финансированию и олигархат», – напоминает эксперт.
Коломойский создал им наиболее благоприятные условия, в том числе и предоставив им тренировочные базы и доступ к государственным ресурсам, потому его имя больше на слуху среди «спонсоров» ПС, полагает Ищенко.
Разговоры о том, что сейчас Коломойский может отказаться от финансирования своих «карманных армий», эксперт считает несостоятельными. «Сейчас, когда у Коломойского два пути – в тюрьму или в могилу, или, может, еще отправить туда Порошенко, он будет заинтересован в том, чтобы увеличить финансирование добровольческих батальонов, – уверен Ищенко. – Ему надо поддерживать их лояльность, потому что им может скоро понадобиться за него воевать. Так что тут рука дающего не оскудеет».
Не намерены сдаваться
Переговоры о переходе «Правого сектора» в так называемое легальное поле идут давно, и инициирует их Киев, напоминает Ищенко. Однако и на этот раз переговоры провалятся, и на то есть ряд причин. «Ни на каких условиях Киев не сможет загнать их в государственные структуры. Скорее они просто растворятся в пространстве – с оружием в руках и техникой, чем реально подчинятся, – считает Ищенко. – Возможно, какие-то отдельные подразделения и перекочуют в состав ВСУ, потому что в последнее время «Правый сектор» существенно разросся и превышает 10 тысяч человек. То есть он стал чуть менее идеологически скован. Но все равно речь может идти о единицах, максимум о сотне людей, согласных перейти в ВСУ. Остальные этого не смогут сделать, потому что это попросту противоречит их убеждениям», – отмечает эксперт.
Еще один важный момент – это представление «Правого сектора» о том, какую роль в боях он должен исполнять, напоминает Ищенко. «Они не представляют себя на передовой в составе ВСУ. Они считают, что у них другая задача: зачистки, наведение порядка, контроль. В том числе и за теми же вооруженными силами. То есть они ставят себя выше нацгвардии, выше ВСУ».
Сейчас их пытаются просто напугать, но из этого ничего не получится, уверен эксперт. «Вот пошлют они их и останутся стоять там же, где и стоят. Киев что, пойдет против них? Начнет гражданскую войну со своими главными революционерами? Так тогда их вообще некому будет охранять. Та же армия ведь воюет за счет идеологической накачки того же «Правого сектора», – отмечает Ищенко. – Так что я не вижу у Киева технического способа реализовать свой ультиматум. Даже если эти «добровольцы» все-таки испугаются, им будет проще разойтись с оружием по домам и в случае чего сразу собраться, как это уже было раньше, чем уходить в вооруженные силы и быть перебитыми на фронте».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ