В главную прокуратуру Грузии поступили материалы службы государственного аудита, которая изучала деятельность «Общественного ТВ» в 2011–2012 годах, в том числе его русскоязычного ответвления – Первого информационного канала (ПИК). Как пишет тбилисская газета «Версия», прокуроры выявили серьезные нарушения. Речь идет о нецелевых тратах выделявшихся бюджетных субсидий. В частности, есть подозрения, что незаконным способом были израсходованы 2 миллиона 126 тысяч долларов, то есть приблизительно шестая часть годового бюджета ПИК.
Вдове бывшего чеченского лидера Джохара Дудаева Алле, которая также работала на канале, предоставили квартиру за 2500 долларов в месяц
Напомним, что данный телеканал прекратил свое существование еще в конце 2012-го. После смены власти партия «Грузинская мечта» отказалась содержать ПИК, открытие которого с целью антироссийской пропаганды инициировал экс-президент Михаил Саакашвили.
Больше всего грузинскую общественность возмутили непомерно высокие зарплаты менеджмента ПИК. «Понятно, почему они поддерживали Михаила Саакашвили. О какой объективности может идти речь? Это была кормушка! – заявил газете ВЗГЛЯД известный режиссер, бывший госминистр Георгий Хаиндрава. – Надо бы хорошо спросить с этих лиц – как они потратили народные деньги».
В свою очередь заместитель председателя комитета по внешним связям парламента Грузии Ани Миротадзе (в прошлом – известный журналист и основатель информационного агентства «Пирвели») сказала газете ВЗГЛЯД, что госбюджет явно не должен был так разоряться на зарплаты менеджмента ПИК. По ее словам, на тот момент руководитель самого «Общественного ТВ» получал в пересчете на доллары около трех тысяч, тогда как приглашенный руководитель ПИК британец Роберт Парсонс (работавший в том числе с BBC) – во много раз больше.
«У государства должна быть своя политика в области информационной безопасности, и если ее делать хорошо, то это вполне приемлемо, – сказала парламентарий. – Однако тут вызывают вопросы не только такие затраты, но и то, что деньги были потрачены бессмысленно. Никакого эффекта этот телеканал не принес. Я думаю, это потому, что он создавался не исходя из какой-либо стратегии, а по капризу Саакашвили и его партии «Единое национальное движение». В итоге все это дало больше вреда, чем пользы. С грузинским обществом создание такого канала также не было согласовано».
Уровень зарплат и трат на аренду жилья для нескольких приглашенных руководителей ПИК и нанятых журналистов (в том числе российских) действительно поражает. Так, как пишет «Версия» со ссылкой на аудиторов, Парсонс получал ежемесячно в виде зарплаты 23 125 долларов. Четверо его замов имели зарплаты от 8750 до 12 500 евро. На правах анонимности бывшие сотрудники ПИК признались газете ВЗГЛЯД, что и сами получали довольно внушительные по грузинским меркам деньги. Для сравнения: в среднем месячный доход грузинского журналиста в местном СМИ составляет порядка 400–500 долларов.
В данном случае Саакашвили (как ему в целом и свойственно) сам распоряжался и кадрами, и деньгами. Нежно любимая им украинская певица Иванна Мелай получала на ПИК 10 000 долларов в месяц, а приглашенный из России ведущий Матвей Ганапольский, выходивший в эфир раз в неделю, около 4000 евро. На аренду квартир для менеджмента ПИК потрачено около 200 тысяч лари (более 100 тысяч долларов) – речь о самых дорогих квартирах в престижных районах Тбилиси. К примеру, вдове бывшего чеченского лидера Джохара Дудаева Алле, которая также работала на канале, предоставили квартиру за 2500 долларов в месяц.
К сожалению, «Версия» не упоминает уровень дохода (но и он, очевидно, был очень высокий) еще одного журналиста и ярого сторонника обвиняемого сейчас по четырем статьям УК Грузии Михаила Саакашвили – Олега Панфилова. Панфилов, прославившийся наиболее злобной критикой всего российского и русского, также читал лекции в одном из тбилисских университетов – Илии, в верхушке которого немало «мишистов» (то есть сторонников и креатур экс-президента). Всего же на оплату работы 420 сотрудников ПИК было выделено в 2012 году более трех миллионов долларов. Десятки тысяч долларов ушли на создание зарубежных бюро, премии, аренду машин и представительские, то есть ресторанные, расходы.
ПИК проработал менее двух лет. Рейтинг канала, призванного рассказывать россиянам и русскоязычным об успехах демократии в Грузии, был невысок, не повысили его и приглашенные звезды. Пропаганду смотреть попросту не захотели. По опросам американского Национально-демократического института, всего три процента телезрителей получали новости посредством ПИК.
При этом начиналось это телевидение крайне помпезно. Ведь ПИК задумывался прежними властями Грузии как пропагандистский ресурс для влияния на российскую аудиторию, особенно на Северном Кавказе. Были и иные передачи соответствующей направленности: о том, как тяжело жилось Кавказу под «диктатом Москвы» – и в Российской империи, и во времена СССР, и особенно теперь. Первым гостем ПИК стал сам Саакашвили, который назвал создание телеканала «важной инициативой», отметив, что сюда приглашены «опытные, ведущие журналисты».
Предполагалось, что приглашенные звезды заложат основы для телевидения нового типа. В итоге они заложили основы лишь собственного благополучия: с самого начала в местном журналистском сообществе ходили легенды об их многотысячных зарплатах, которые выплачивались из государственного бюджета. Теперь все это подтвердилось официально. Да, Саакашвили не пожалел денег на антироссийскую пропаганду, однако эффекта не получил. Например, у еще одной приглашенной из России звезды – Ксении Собчак – еженедельный воскресный эфир был достаточно популярным шоу, но продлилось это недолго: жители Грузии поняли, что их больше интересуют собственные проблемы, чем сюжеты об акциях российской оппозиции и ток-шоу с ее лидерами.
Теперь рядовые «пиковцы» разбрелись по другим СМИ. Парсонс и его телековбои уехали из Грузии, хорошенько набив «седла». Возможно, если где-то кому-то еще понадобятся их услуги, гангстеры эфира немедленно явятся на помощь. Но в Тбилиси им дороги нет – слишком много вопросов может возникнуть у следователей.