Япония готова помочь Украине модернизировать устаревшие тепловые электростанции, работающие на угле, сообщает японское министерство экономики, торговли и промышленности.
Для японцев никакого риска, наоборот, полная выгода
Япония обладает развитыми технологиями, связанными с так называемой газификацией угля, что позволяет его использовать более эффективно и выбрасывать при этом меньше двуокиси углерода в атмосферу. Импорт природного газа удастся сократить на 10%, если модернизации подвергнутся все украинские угольные ТЭС, передает NHK.
Двусторонние консультации состоялись 3 января в Киеве. Предполагается, что стороны заключат двустороннее соглашение, которое подпишут посол Японии на Украине Сигэки Сими и министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус.
По сообщениям украинских СМИ, во вторник украинский замминистра энергетики и угольной промышленности заявил, что японские и украинские специалисты сейчас проводят аудит Бурштынской и Трипольской ТЭС, после чего будет обсуждаться план их модернизации. При этом украинские власти рассчитывают получить от Японии кредит на 20 и более лет под 1%.
В начале февраля украинский замминистра энергетики и угольной промышленности Александр Светелик заявил, что из-за фактической потери региона, который поставлял стране уголь, у Украины нет другого выбора, кроме как закупать этот вид топлива за рубежом.
По данным украинского Госстата, обнародованным в пятницу, объем добычи каменного угля на Украине с начала 2014 года сократился на 49,6%, с 5 млн до 2,5 млн тонн.В начале декабря пять украинских ТЭС оказались на грани срыва работы из-за дефицита угля. На Змиевской, Углегорской, Луганской, Приднепровской и Криворожской ТЭС угля оставалось всего на четыре дня, на прошедших выходных им грозила остановка. Нехватка электроэнергии усугубилась еще и аварией на Запорожской АЭС, на которой была остановлена работа одного из блоков.
В сложившейся ситуации все, что смогло придумать украинское правительство, – отключение Крыма от электроснабжения, то есть по сути энергетический шантаж.
В конце декабря российское руководство в качестве жеста доброй воли приняло решение о спасении Украины от катастрофы и отправке туда российского угля даже без предоплаты. Российский вице-премьер Дмитрий Козак сообщал, что Россия будет поставлять 500 тыс. тонн угля в месяц.
«Такие технологии существуют, но нельзя сказать, что они полностью до конца отработаны, – сказал газете ВЗГЛЯД генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Это технологии CTL – Coal to Liquids – которые позволяют переводить газ в жидкость или газифицировать уголь. Это перспективно, потому что запасы угля в мире большие, уголь – дешевое топливо. Соответственно, возникают различные идеи о том, как повысить КПД использования угля, снизить экологические последствия».
«Любые модернизационные решения всегда интересны. Неважно, где вы их применяете: в России ли, на Украине или в Японии. Главное, чтобы уголь был, и тогда я не вижу никаких препятствий с технологической точки зрения для модернизации. Вопрос только в том, кто будет финансировать такого рода проекты. Потому что Украина находится сейчас в тяжелом состоянии. Промышленное производство в 2014 году там упало на 11%, после этого власти в пять раз увеличили военный бюджет. И я не понимаю, кто будет финансировать газификацию угля и прочие прогрессивные технологии.
Если Япония – то возникает вопрос, в чем ее интерес. Возможно, они, конечно, используют Украину как полигон для обкатки новых технологий с учетом того, что на Украине есть уголь. Но опять же запасы угля в основном сосредоточены в Донецкой области, а там сейчас идут боевые действия.
Словом, высказанная идея очень красивая, но я бы пока не спешил на месте украинцев прыгать от радости, надо еще посмотреть, кто эту музыку будет оплачивать. Пока что мы слышим лишь слова о том, что найдено очередное спасение от России», – добавил он.
Эксперт также пояснил, что сама по себе рассматриваемая технология действительно позволит сэкономить на использовании угля, но не сейчас, а в перспективе. А чтобы модернизировать под нее украинские ТЭС, нужны немалые средства.
«Япония имеет свой интерес, – пояснил газете ВЗГЛЯД первый зампредседателя думского комитета по международным делам Леонид Калашников. – Иногда они даже предлагают кредит под 0%. Это технически связанные кредиты, которые предусматривают загрузку рабочих мощностей в Японии, поставку оттуда оборудования, наладку, эксплуатацию, которая предполагает окупаемость, потому что ТЭС, как правило, рентабельны. Для японцев никакого риска, наоборот, полная выгода. Мы, к примеру, во Вьетнаме предложили построить атомную станцию за наш счет – под 3% – и заключили соглашение. В это же самое время французы предлагали за 2%, а японцы чуть ли не по нулевой ставке. Тем не менее вьетнамцы по политическим соображениям выбрали российскую сторону».
По его мнению, эта сделка может увеличить КПД украинских ТЭС, но ситуацию с состоянием украинской энергетики принципиально не изменит. «Если бы там построили атомную станцию, использовали бы, например, американские стержни, там другая сырьевая схема, а здесь ничего принципиально не меняется. Эта сделка выгодна Японии прежде всего, а не Украине», – отметил депутат.
При этом украинские чиновники денег от Японии не увидят и разворовать не смогут. «Эти деньги будут инвестированы в японские машиностроительные мощности, а Украина потом будет за это расплачиваться», – заключил парламентарий.