Говоря о санкциях, необходимо понимать, что это инструмент внешней политики из арсенала стран «западного блока». Причем западного не просто политически, но и географически. Страны Азии больше сосредоточены на внутренних и региональных проблемах, у них нет комплекса мессианства, они не претендуют (пока) на доминирующую в мире роль – на роль того, кто диктует свои правила остальным. Кроме того, большинство государств Азии относятся к развивающимся и, как следствие, проводят не идеологизированную, а сугубо прагматичную политику.
Мы надеемся, что страны в этом регионе, которые включают в себя множество важных финансовых и коммерческих центров, присоединятся к нам в вопросах давления на Россию
Хорошим примером может послужить история с Ираном, который долгое время подозревали в попытках создать атомную бомбу. Номинально режим ядерного нераспространения поддерживают почти все страны мира – европейские, азиатские, африканские, любые (конвенцию о нераспространении не подписали только Индия, Пакистан, Израиль, кроме того, есть КНДР, которая из этой конвенции вышла). Но когда в 2012 году дело дошло до очередных санкций – запрета на импорт, приобретение и транспортировку иранского сырья (а также финансирование и страхование таких поставок), ограничение взяли на себя в основном европейские страны, на которые приходилось около 20% от экспорта иранской нефти. Азиатские же, несмотря на то, что сам факт давления на Иран они в целом поддерживали, присоединиться к практической части санкций отказались.
Понимая, что особого проку от санкций «из одного угла» не будет, США открыто пригрозили санкциями уже тем странам, которые не желали брать Иран в кольцо блокады. Причем не пощадили даже союзников, к примеру Южную Корею. Однако для Японии, экономика которой испытывала серьезные проблемы, Вашингтон пообещал сделать исключение, если Токио хотя бы сократит объем поставок из исламской республики. А если бы исключения сделано не было, таким гигантам, как Mitsubishi, к примеру, было бы запрещено проводить операции с банками США, что серьезно дестабилизировало бы рынок.
Япония является исключением и еще в одном смысле – это одна из немногих азиатских (географически) стран, регулярно прибегающих к политике санкций (еще одним исключением, но в другом смысле, является КНДР, к санкциям против которой в той или иной степени прибегает вообще весь глобус). Это обусловлено прежде всего ее тесными отношениями с США и членством в G7 (не путать с G8, G7 – промышленный клуб). Так, еще в апреле на фоне истории с Крымом Токио ввел собственные ограничения против Москвы, заявив о приостановке консультаций о смягчении визового режима между странами и замораживании переговоров о возможном заключении трех договоров – об инвестиционном сотрудничестве, о сотрудничестве в освоении космоса и о предотвращении опасной военной деятельности.
Газета ВЗГЛЯД писала о том, что даже к этим, во многом формальным, ограничениям в Токио прибегли без всякого на то желания и исключительно в рамках общей солидарности с партнерами по G7. Но в конечном итоге Японию «додавили», и недавно было объявлено о втором японском пакете санкций – уже не формальных, а сообщающихся с европейскими (по линии Европейского банка реконструкции и развития) и американскими. Новые меры подразумевают замораживание активов в Японии лиц и организаций, «непосредственно причастных к присоединению Крыма к России и к дестабилизации ситуации на Востоке Украины», а также запрет на импорт товаров из Крыма.
Для Японии это, судя по всему, означает еще и то, что намеченный на осень государственный визит Владимира Путина будет отменен или как минимум отложен, о чем уже успел заявить японский посол в США. Между тем премьер-министр Японии Синдзо Абэ возлагал на данный визит определенные надежды и, если верить японской прессе, опасался его срыва. Еще 19 июля Абэ сам заявлял, что надеется на приезд Путина в Японию, и отмечал важность российско-японского сотрудничества.
Диалог с Москвой сейчас крайне необходим японцам для сохранения баланса сил в регионе, где Китай осуществляет поэтапную экспансию. Токио в курсе, что у Москвы и Пекина «особые отношения», так что полноценного союзника в России не ищет. Другое дело, что бесконтрольное усиление Китая в регионе невыгодно и самой Москве, и ряду ее союзников (к примеру, Вьетнаму), так что договоренности о некоторой координации и общих действиях японцев и русских на определенных направлениях могли бы быть достигнуты и были бы полезны обеим сторонам. При этом у Абэ и Путина, если верить дипломатическим источникам, в общем и целом сложились весьма хорошие отношения – лидеры двух стран уважают друг друга (тут стоит заметить, что японский премьер не поддержал неформального бойкота Олимпийских игр в Сочи со стороны западных лидеров и лично присутствовал на открытии Олимпиады).
Экономически Япония также не заинтересована как-либо ограничивать торговлю с РФ. И если уж говорить о санкциях, то Токио скорее бы поддержал запрет на продажу РФ французских вертолетоносцев типа «Мистраль», о чем министр обороны страны Ицунори Онодэра заявил на встрече с парижским коллегой (по его мнению, продажа «Мистралей» может оказать влияние на ситуацию «с точки зрения гарантий безопасности Японии»). Но о срыве сделки речь пока не идет. Да и дело, в конце концов, не в конкретных сделках и направлениях сотрудничества. Просто США сейчас очень важно показать, что западный (уже не географически, а политически) мир един в своем противостоянии с Россией.
О том, что японское правительство сейчас испытывает серьезное давление со стороны Белого дома, писала, в частности, японская газета Asahi Shimbun. Она же отмечала, что урегулировать данный вопрос японцы надеялись в рамках визита в США министра иностранных дел, но по неизвестным причинам он был отложен. О требованиях США к Токио усилить давление на РФ сообщало и китайское издание «Цяньцзян ваньбао», увязывая возможную отмену путинского визита именно с давлением США и подтверждая «в целом хорошие» личные отношения между Путиным и Абэ.
На то, что японские санкции были наложены на РФ именно под давлением третьих стран, намекнул и спикер российской Госдумы Сергей Нарышкин, заявивший, что «Токио вручил третьей стране ключ к состоянию своих отношений с крупнейшим и надежным партнером – Россией». Он также отметил, что в начале июня посещал Японию, где встречался в том числе с коллегами-парламентариями. «И у меня сложилось впечатление, что многие японские партнеры настроены вполне конструктивно и способны трезво и объективно оценивать происходящее. Но пресловутые «санкции» говорят об обратном», – резюмировал председатель Госдумы.
При этом Вашингтон рассчитывает, что «сломать» ему в итоге удастся не только во многом зависящую от него Японию, но и других азиатских партнеров России – даже тех, кем политика санкций не применялась сроду. В частности, об этом в среду сообщила газета The Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленного представителя Госдепартамента США. Именно с этой целью американской стороной уже был проведен ряд встреч с представителями администраций и частного сектора Южной Кореи, Сингапура и даже Китая. «Мы надеемся, что страны в этом регионе, которые включают в себя множество важных финансовых и коммерческих центров, присоединятся к нам в вопросах давления на Россию», – цитирует WSJ американского дипломата.
Известно, что накануне в Сеул прибыл представитель Госдепартамента Питер Харрелл, причем, по мнению местных СМИ, именно для того, чтобы обсудить санкции в отношении России и Ирана. Между тем представитель МИД Южной Кореи сообщила WSJ, что, хотя Сеул и не поддерживает присоединение Крыма к РФ, никаких обязательств вводить против России санкции Республика Корея не давала.