Произошедший в ночь на среду взрыв в помещении одесской волонтерской организации, занимавшейся сбором помощи для украинских силовиков, квалифицирован как теракт. Об этом сообщил ТАСС со ссылкой на пресс-службу главного управления МВД Украины по Одесской области. Возбуждено уголовное дело по статье «Террористический акт», следственные материалы направлены в областное управление СБУ.
Взрывы – это оружие слабых
Взрыв произошел глубокой ночью, около 1.30 (2 часа 30 минут по московскому времени) в помещении организации «Волонтерская сотня Далии Северин», на первом этаже пятиэтажного офисного здания, расположенного на углу Адмиральского проспекта и улицы Краснова. По сообщению медиков и сотрудников правоохранительных органов, прибывших на место происшествия, в результате взрыва никто не пострадал, так как в офисе никого не было.
Правоохранители, ссылаясь на слова руководителя организации, утверждают, что камеры видеонаблюдения зафиксировали женщину с закрытым лицом, которая оставила под дверью взрывное устройство.
В результате взрыва повреждено левое крыло здания, звук взрыва был слышен в радиусе 10 километров. Заметим, что реконструкцию здания с обустройством офисного центра выполняла компания депутата одесского облсовета от «Батькивщины» Александра Борнякова. Как передает одесский портал «Таймер», силовики, для которых «Волонтерская сотня» собирала помощь, – это подразделения армии и нацгвардии, участвующие в карательной «спецоперации» в Донбассе.
Нынешний взрыв – не первый инцидент подобного рода, случившийся за последнее время.
Напомним, 3 декабря в Одессе, на Малой Арнаутской улице неизвестные взорвали магазин украинской символики «Патриот». Магазин получил серьезные повреждения – у него отвалилась часть стены. Также взрывной волной были выбиты стекла в близлежащих домах, повреждения получила машина, стоявшая неподалеку. Жертв и раненых нет. Это происшествие в МВД Украины сочли терактом, а ряд экспертов связали с партизанской борьбой.
«Партизаны действуют разрозненно, но под одним «брендом»
В последние недели в сообщениях СМИ и сводках украинских правоохранителей все чаще фигурирует и другой центр Юго-Востока – Харьков. Накануне здесь прогремел очередной взрыв, в результате которого пострадал памятник «героям» Украинской повстанческой армии.
Так, 2 декабря взрыв прогремел у воинской части. Пострадавших не было. 25 ноября атаке подверглась воинская часть в другом конце Харькова – там тоже произошел взрыв. Еще раньше, 20 ноября, взрыв прогремел на железнодорожной станции. Жертв во всех перечисленных инцидентах не было. Известно и о факте взрыва около харьковского военного госпиталя.
В начале ноября был взорван харьковский паб «Стена». У этого происшествия были жертвы – ранения получили 10 человек. Харьковские взрывы, да и подобные акции в других регионах Украины многие эксперты назвали ответом на политику Киева.
«Во всем Харькове более 2500 партизан, группы действуют разрозненно, хоть и под одним «брендом», – ранее сообщил пожелавший сохранить анонимность источник газеты ВЗГЛЯД в Харькове. – Протестная активность в Харькове растет, взрывов на самом деле гораздо больше. Просто вокруг этой ситуации создается информационный вакуум, многие факты замалчиваются». Источник предполагает возможность провокаций, в том числе со стороны правых радикалов. «По имеющейся у меня информации, радикальные батальоны типа «Азова» и «Айдара» при попустительстве СБУ планируют провести в Харькове теракт, в котором пострадают мирные жители и который впоследствии будет списан на харьковских партизан», – утверждает источник.
«Сами накликали беду»
Взрыв может быть как провокацией, так и проявлением протестных действий одесского подполья, отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД политолог, директор Института стран СНГ Константин Затулин, комментируя произошедшее в Одессе. «Взрывы – это оружие слабых, в такой форме люди, которые не могут выразить себя другим образом, пытаются досадить действующей власти и напомнить о своих проблемах», - пояснил эксперт.
«Взрывы являются поводом для расследований и, в конечном счете, репрессий, но мне бы очень не хотелось, чтобы протестное движение на Украине выродилось в терроризм», – добавил собеседник. ОН отметил, что «украинские власти играли с огнем и сами накликали беду, когда свой поход на Восток Украины назвали «антитеррористической операцией». Никакого терроризма там не было».
По мнению эксперта, Восток к терроризму не склонен, для русского населения это несвойственный метод выяснения отношений. Но если и дальше будет грубо подавляться всякая возможность протеста, отрицаться необходимость самоуправления, статуса, если будет продолжаться третирование людей на Востоке Украины и отношение к ним как к «людям второго сорта», то он не исключил, что взрывы будут продолжаться.
Партизаны, а не профессиональные диверсанты
Учитывая, что «подобные инциденты происходят с регулярностью в «прифронтовых городах» – Харькове, Одессе и Мариуполе, где сохраняется напряженная внутренняя ситуация между сторонниками единой страны и федерализации, более вероятна версия о деятельности партизан», отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, директор Украинского центра политического маркетинга Василий Стоякин.
Тактика лиц, осуществляющих взрывы, также говорит о том, что действуют именно партизаны, а не профессиональные диверсионные группы, между которыми существенная разница «в уровне подготовки и инстинкта самосохранения», сказал политолог. «На хорошо охраняемые, критически важные объекты партизаны не полезут», – уверен Стоякин. В сегодняшней ситуации «склады с гуманитарными грузами – очень благодарная в этом отношении цель, потому что они особо не охраняются», заметил собеседник.
Высказывается также предположение, что это украинские сборщики помощи прикрывают свое воровство подобными взрывами. Впрочем, Стоякин считает эту версию несущественной. «Одно дело – военный склад, где можно посчитать, например, сколько касок поступило, сколько ушло и так далее. Другое – процесс сбора волонтерской помощи, который особенно никем не контролируется. Конечно, какие-то отчеты у них друг перед другом есть. Но каким образом доказать или хотя бы проявить свой интерес к деятельности волонтеров, которые на свой страх и риск собирают помощь для украинских силовиков?! Они же стараются, это непатриотично».
Для населения – сторонников федерализации эти взрывы будут иметь двоякие последствия. «С одной стороны, люди видят, что кто-то все-таки воюет, значит, не все умерли», – заметил эксперт. Но для власти это «тревожный звоночек» и повод для репрессий. Политолог отметил, что в Одессе, возможно, виновных Киеву искать будет даже легче. Сторонники федерализации появляются регулярно на одесском Куликовом поле. «Только недавно был инцидент, когда человека, вышедшего туда с георгиевской ленточкой, тут же милиция «упаковала», – сказал политолог.