По ряду направлений силы ДНР продвинулись на 20–30 километров, а в некоторых местах – на 70 километров от линии разграничения, установленной минскими соглашениями, заявил в понедельник экс-председатель Службы внешней разведки Украины, генерал армии Николай Маломуж. Как передает УНИАН, он подозревает ополчение в планировании захвата аэропорта в Донецке, а также городов и сел Пески, Авдеевка, Счастье, Дебальцево, Мариуполь.
Были оставлены территории, удерживание которых требовало много сил и средств: эвакуация, снабжение обходились дорого
Украинский политолог, директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин считает предположения Маломужа вполне правдоподобными.
«Факт того, что на протяжении всего периода с момента заключения минских соглашений ополчение продвигалось, очевиден. Насколько это продвижение было большим, судить сложно. Однако могу полагать, что это продвижение укладывалось в прописанный протокол минских соглашений. Так как граница в этих соглашениях определена не была, вполне возможно, что по принципу отсутствия ограничений они и продвигались», – считает Стоякин.
Как Байден скажет...
Как известно, в начале ноября многие эксперты, причем как киевские, так и московские, предрекали возобновление боев в ближайшее время. Однако Стоякин сомневается в таких прогнозах. Он уверен – украинские силовики запускают информацию о «70-километровых прорывах» с совершенно другой целью.
«Это не секрет, что на Украину планируется приезд вице-президента США Байдена. Соответственно, все структуры готовятся. Например, Петр Порошенко полторы недели назад поручил проверить обеспеченность украинских войск одеждой, оборудованием, снабжением. Скорее всего, что-то они там наврут, но в целом результаты будут очень плохие», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
Нетрудно догадаться, заметил Стоякин, что президент Украины на основании отчета, в котором будет показана плачевность состояния армии, попросит материальной помощи у высокого американского гостя.
Наступление может начаться только в случае указания американского партнера, уверен Стоякин. «Скажет «вперед», значит, вперед пойдут, скажет «назад» – значит, назад. Сейчас их задача – выпросить денег на обеспечение армии, которая на самом деле в ужасающем состоянии», – пояснил эксперт.
Напомним, приезд Байдена символичен для Украины, спустя неделю после его визита в апреле (и, как полагают, с его подачи), собственно, и началась война на Юго-Востоке.
Глава парламента самопровозглашенной ДНР Андрей Пургин признал, что линия разграничения несколько продвинулась с момента заключения минских соглашений, однако не настолько далеко, как утверждают в Киеве. «Нигде такого нет, даже близко. В некоторых местах произошел откат, в некоторых продвинулось. Я не понимаю, откуда они берут такие замеры. У нас они нигде не отступают», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Изменение линии разграничения Пургин объясняет тем, что де-факто бои продолжаются, а причиной этому – стрельба с украинской стороны. «В некоторых населенных пунктах они потеряли 20 человек, 15 БТР – и разбегаются. Так населенный пункт переходит под наш контроль. Бой иногда начинается из-за того, что они стреляют по позициям, – рассказал спикер. – На самом деле война-то идет, не прекращается».
Как утверждает политик, только за последние 11 дней в регионе погибло больше 80 человек. «Причем 12 из них – это дети. 24 ребенка покалечено, а еще порядка 400 человек раненых. Причем в основной своей массе они из мирного населения. Это война реальная», – добавил он.
Неглубокие «вклинения»
Украинский военный эксперт Вячеслав Целуйко, доцент кафедры политологии Харьковского национального университета им. Каразина, тоже не поверил в сообщение Маломужа. «70 км для масштабов Донбасса – это очень много. Про такие глубокие вклинения я не слышал. Реальны только позиционные бои, бои местного значения – больше тактического, а не стратегического значения», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
В целом, признал Целуйко, украинские силы действительно больше отходили. «В преддверии выборов у украинских военнослужащих было четкое указание сдерживаться. По возможности создать видимость стабилизации. Кроме этого несчастного «32-го поста» и других объектов, находившихся в крайне невыгодном тактическом расположении, других продвижений не было. Были оставлены территории, удерживание которых требовало много сил и средств: эвакуация, снабжение обходились дорого, – пояснил эксперт. – Произошло некоторое спрямление фронта, чтобы увеличить его плотность и устойчивость».
Как предполагает украинский эксперт, Маломуж преувеличивает намеренно, чтобы в очередной раз обвинить сторонников ДНР в несоблюдении минского соглашения. «Чтобы Украина могла показать, что имеет право действовать более жестко – например, вплоть до уничтожения вклинившихся группировок», – сказал Целуйко.
Напомним, в воскресенье глава ДНР Александр Захарченко вновь потребовал, чтобы линия разграничения между украинскими силовиками и ополченцами проходила по границе Донецкой области. В конце октября Захарченко пообещал добиваться возвращения Славянска и Краматорска политическим путем. Перед этим он заявлял о намерении «забирать» Славянск, Краматорск и Мариуполь.
Постоянный полпред ДНР на переговорах в Минске, заместитель Пургина Денис Пушилин пояснил в понедельник, почему республика будет настаивать на границах в пределах всей области. «Нам целесообразно для Донецкой и Луганской народных республик настаивать на границах в пределах Донецкой и Луганской областей», – цитирует его РИА «Новости». По его словам, это обусловлено экономическими связями.
«На сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда Старобешевская ТЭЦ, которую мы контролируем, питает город Мариуполь, который находится под контролем Киева. И наоборот, ТЭЦ в Курахово, которую мы не контролируем, подает электричество в Донецк», – заметил он. «На Украине зависимость регионов друг от друга была довольно-таки высокой», – напомнил политик.