Общество

28 августа 2024, 19:10

Возник запрос на альтернативу Telegram для решения боевых задач

Фото: Станислав Красильников/РИА Новости

Мессенджер Telegram зарекомендовал себя помощником военных в зоне СВО. Однако задержание Павла Дурова во Франции ставит вопросы о доверии к приложению и о создании альтернативной версии программы в интересах Вооруженных сил России. Каким должен быть военный мессенджер солдата XXI века?

После задержания во Франции Павла Дурова в России задумались о создании альтернатив мессенджеру Telegram. Наблюдатели считают, что на Дурова оказывают давление с требованием получить ключи шифрования, что поставит под сомнение доверие и безопасность приложения, так как мессенджером в том числе пользуются российские военные.

Мессенджер часто используется как дополнение к существующим военным системам связи. Опыт СВО показал, что с помощью смартфонов и мессенджеров военные обмениваются информацией, обеспечивают нанесение ударов и даже проводят эвакуацию раненых бойцов.

Программы на мобильных устройствах с интуитивно понятным интерфейсом вписываются в концепцию современной мультидоменной войны, которая сопровождается неуклонной цифровизацией театра военных действий. При этом в России нет специального военного мессенджера на базе операционных систем Android и iOS. Но есть ряд альтернатив. Это комплекс разведки, управления и связи (КРУС) «Стрелец-М», геоинформационная система «Оператор», единая система управления тактического звена «Созвездие-М2», автоматизированная система управления войсками «Андромеда».

«Они обладают разной функциональностью, наиболее продвинутым считается мессенджер КРУС «Стрелец-М». Однако для их функционирования требуются аппаратные средства, имеющие защищенную среду на базе ОС Linux (Astra Linuх и аналоги)», – отметил главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

В то же время гендиректор АНО «НПЦ «Ушкуйник» Алексей Чадаев полагает, что с военно-технической точки зрения мессенджер сегодня – это основное средство управления боем тактического звена. И проблема, по его словам, заключается «вообще не в самом мессенджере, а в транспорте связи». «Telegram потому и стал главным средством де-факто, что в качестве транспорта связи ему нужен всего лишь доступ в интернет. В этом смысле вопрос не в мессенджере, а в способе гонять цифровые данные между терминалами во фронтовых условиях с лютой РЭБ (Системы радиоэлектронной борьбы). А какой конкретно мессенджер – вопрос пятый», – пишет Чадаев.

Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты сходятся во мнении, что военным нужна альтернатива Telegram.

Новый мессенджер должен обладать доступным интерфейсом, распределенной сетью дата-центров на всей территории страны и возможностью передавать сообщения и другую информацию в зашифрованном виде.

«Существует несколько подходов к решению вопроса. Первый подход: берем простой телефон, пишем для него приложение, устанавливаем и отдаем в использование. При таком раскладе у проекта есть некие серверы и какой-то магазин приложений, откуда его можно скачать. И тогда все, по сути, работает как в Telegram», – рассказывает сооснователь проекта «Ватфор» Олег Макаров.

«И на данном направлении пока никто особо не преуспел. Во-первых, потому что военных придется принуждать устанавливать новое приложение. Кроме того, потребуется некоторое время, чтобы к приложению привыкли, научились им пользоваться. Да и нет гарантий, что оно встанет на любое устройство. С Telegram таких проблем нет», – указывает спикер.

«Второй подход: раздать военным какое-то специализированное устройство. Иными словами, это аппарат, который выполняет функции мессенджера. Чаще всего их делают из тех же телефонов или планшетов, но оснащают возможностью выхода на закрытые средства связи, например с передачей информации поверх радиостанций и протоколов, которые обычно используются для управления по радио, а не через интернет», – объясняет аналитик.

«Есть еще третий подход. Создание устройства с передачей данных посредством Сети, что еще называется IP-сетями. Но это еще сложнее. Хотя у нас есть случаи, когда на уровне бригады с толковыми комбригами разворачивается нечто подобное. Так или иначе, любой из способов требует серьезных усилий со стороны Минобороны», – считает эксперт.

Что касается программ, перечисленных Мураховским, то они относятся скорее «к системам поддержки принятия решений, а не мессенджерам», указал собеседник. «Внутри них есть географические карты и возможность устанавливать точки. Но тут придется либо выбирать какую-то одну систему либо научить их работать вместе и повсеместно разворачивать на фронте, оснастив всех военных», – рассуждает Макаров.

По его словам, разговор о том, что эти системы массово появятся в войсках, ведется долгое время. «Так, например, существует система ЕСУ ТЗ, которая включает в себя картографию, возможность передачи координат и текстовых сообщений, но она тоже разрабатывается больше десяти лет», – продолжает спикер.

Говоря о потенциальном военном мессенджере, Макаров указывает, что «в нем надо передавать не только и не столько текстовые сообщения, сколько различные координаты: точки, засечки и направления». «На него также должен быть более или менее открытый протокол, чтобы любой производитель боевой системы мог к нему подключиться», – считает специалист.

По оценкам Макарова, у перечисленных Мураховским систем есть одна большая проблема – закрытый протокол.

«И военные всегда выступают за то, чтобы протокол был именно закрытым. Но, на мой взгляд, это не лучшая практика,

потому что не все, кто сейчас делает что-то полезное для фронта, имеют доступ к этому уровню секретности», – поясняет эксперт.

Макаров привел в пример группу разработчиков ПО. «Они придумали обеспечение, которое ставится на пульт управления дроном и помогает работать артиллерии. Суть проста: беспилотник фиксирует цель, передает координаты на батарею, совершается залп, а потом, опять же через коптер, производится корректировка и повторный удар», – описал собеседник.

Но так как система должна быть закрыта, подключиться к ней «затруднительно, но нужно». «Автоматическая передача данных на расчет артиллерии значительно улучшит качество и эффективность ее работы. Но пока мы упираемся в необходимость «секретки», – считает Макаров.

При этом аналитик сомневается в целесообразности выстраивания централизованной системы для работы мессенджеров. «Вся система должна работать как электронная почта – нужна просто возможность пересылать данные между разными серверами», – говорит он. Это позволит предотвратить перегрузку дата-центров, что также важно в условиях боевых действий.

«В моем представлении схема выглядит так: мы берем программное обеспечение, передаем его на фронт, условно в каждом батальоне разворачиваем сервер, и он начинает «общаться» с другими серверами смежных батальонов для корректировки общих действий на линии фронта», –

описывает спикер. – «Также нам потребуется создать «стыки» между ними. И это единственный вопрос, который должен быть централизован, поскольку «стыки» координируют распространение ключей шифрования. Если же мы говорим о типе шифрования, то, как показывает практика, все наиболее стойкие типы – открытые. Закрытым должен быть только ключ... В силу специфики шифрования все внешнее воздействие на код видно владельцам кода. Этот процесс хорошо подсвечивает тонкие места разработки и позволяет оперативно их устранять, создавая таким образом по-настоящему хорошо защищенный алгоритм».

«Когда же речь идет о закрытом протоколе, велик риск того, что противник его рано или поздно украдет. И у него будет возможность спокойно и без спешки «расковырять» его. Сам процесс взлома можно даже не заметить. Кроме того, за счет отсутствия внешнего воздействия можно даже не знать о каких-то уязвимостях и «детских болезнях», – подчеркнул Макаров.

В свою очередь эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин считает, что найти замену Telegram не составит труда. Он согласен с тем, что существующие в России варианты военного мессенджера заточены под узкие задачи и в сравнении с Telegram не отвечают требованию универсальности. Более того, мессенджер должен быть интуитивно понятным.

Эксперт полагает, что главным в создании мессенджера будет наличие шифрования и возможности удалять отправленные сообщения, а также распределенная по стране сеть дата-центров. Она будет обеспечивать бесперебойную работу мессенджера с учетом миллионов подключений. При этом  предпочтительно, чтобы мессенджер был  реализован как мобильное приложение, которое можно установить на обычный смартфон, потому что выпуск специализированных устройств станет «серьезной нагрузкой на отечественную промышленность».

По его словам, многие боевые задачи (от передачи данных по целям до поиска раненых) можно решать через обычный чат. Вопрос лишь в защищенности канала связи. «Такую переписку можно вести сейчас через WhatsApp* или мессенджер Facebook*, но вся информация там просеивается и гарантированно передается противнику», – пояснил собеседник.

«Сейчас ведутся различные разработки. Среди них приложение для смартфонов и планшетов «Комплекс повышения осведомленности» (КПО-А). В нем предусматривается наличие зашифрованных военных чатов. Все это начнет внедряться в следующем году. Ситуация с Telegram лишний раз говорит о необходимости наличия в армии специализированных мессенджеров, разработанных по заказу Минобороны», – считает Рожин.

* Принадлежат компании Meta*, которая признана экстремистской и запрещена в РФ

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Текст: Алёна Задорожная

Вам может быть интересно

Захарова раскрыла смысл назначения Бербок председателем ГА ООН
Темы дня

«Байденовщина» опять мешает отношениям России и США

«Это чистая "байденовщина"», – так охарактеризовал текущую политику США в отношении России глава МИД Сергей Лавров. В новом интервью дипломат дал довольно жесткую оценку диалогу с Вашингтоном: Штаты отказываются от договоренностей по Украине, вводят новые санкции и блокируют восстановление двустороннего сотрудничества. О чем говорят изменения в риторике Москвы?

Как Франция готовится напасть на Россию

Крупнейшие за последние годы военные учения начались во Франции. Легенда учений и странна, и показательна одновременно. Пресса открыто признает, что «французская армия готовится к возможной войне с Россией». Как именно французские военные представляют себе это столкновение и к чему готовят своих солдат?

В проекте новой Конституции Казахстана изменили статус русского языка

Экономист: Европа опоздала с созданием собственной платежной системы

Каллас назвала освистывание Вэнса на Олимпиаде «европейской гордостью»

Новости

Ракета с борта «Герани» поразила вертолет Ми-24 ВСУ

Ударный дрон «Герань» смог сбить ракетой «воздух-воздух» украинский вертолет Ми-24, сообщил эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин.

Грузия решила защитить от антироссийских санкций ЕС морской терминал в Кулеви

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил о готовности обсудить с ЕС вопрос терминала в Кулеви на Черном море, который Брюссель намерен включить в 20-й пакет антироссийских санкций. Об этом передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Ветеран «Альфы»: Реакция Алексеева и ошибки киллера помогли генералу

Отсутствие контрольного выстрела, неприцельная стрельба и поспешное бегство указывают на непрофессионализм стрелявшего в заместителя начальника ГРУ, генерал-лейтенанта Владимира Алексеева, сказал газете ВЗГЛЯД подполковник ФСБ в отставке, президент союза «Офицеры группы Альфа» Алексей Филатов. Ошибки нападавшего, а также действия генерала по своей самозащите, позволили замначальника ГРУ выжить после покушения.

В Минздраве подсчитали количество россиян старше 100 лет

Граждан России старше 100 лет насчитывается 17 тыс. человек, сообщила главный внештатный специалист гериатр министерства здравоохранения России Ольга Ткачева.

Посольство России подтвердило переселение туристов из отелей на Кубе

Посольство России на Кубе подтвердило факты переселения российских туристов из ряда отелей в другие гостиницы.

Вэнс: США вложат 9 млрд долларов в ядерную энергетику Армении

Соединенные Штаты инвестируют 9 млрд долларов в развитие ядерной энергетики Армении, сообщил вице-президент США Джей Ди Вэнс во время брифинга в Ереване с премьер-министром Армении Николом Пашиняном.

Перекупщики взвинтили цены на спектакль с участием Ефремова

Все билеты на постановку «Без свидетелей» с участием освободившегося из мест заключения актера Михаила Ефремова раскупили за считанные часы.

Глава МИД Турции назвал условие появления у Анкары ядерного оружия

Турция будет вынуждена рассмотреть участие в гонке ядерных вооружений, если в регионе появится новое государство, обладающее ядерным оружием, заявил глава МИД Турции Хакан Фидан, комментируя возможность появления ядерного оружия у Ирана.

Трудовым мигрантам с низким доходом решили запретить продлевать патенты на работу

Комиссия по законопроектной деятельности правительства одобрила поправки в закон о правовом положении иностранных граждан.

США задержали в Индийском океане танкер Aquila II

Американские военные перехватили и досмотрели в Индийском океане судно, которое «нарушило карантинный режим», введенный для подсанкционных кораблей, заявил Пентагон.

Польские СМИ обвинили Зеленского в развале энергосистемы Украины

Масштабные отключения электричества и коррупция в энергетике вызвали резкую реакцию в Польше, где раскритиковали действия Владимира Зеленского.

ЕС предложили перевести активы России из Бельгии в подконтрольный депозитарий

Европейскому союзу следует рассмотреть возможность вывода замороженных российских активов из бельгийской юрисдикции и их перемещения в новый депозитарий под контролем ЕС, считает экономист Хьюго Диксон, один из авторов концепции «репарационного кредита».
Мнения

Сергей Миркин: Как русофобия породила Холокост

У Варшавы в 1939 году была «золотая акция»: во многом от ее позиции зависело, будет ли подписан оборонительный договор между СССР, Британией и Францией. Поляки сделали всё, чтобы этого не произошло.

Глеб Простаков: Европа – на скамейке запасных партнеров России

В основе происходящей в Европе суеты – ожидание крупной российско-американской сделки, где Европе отведена роль реципиента новых правил игры. И тут включается чистая конкуренция: кто первым «добежит до Путина», тот имеет шанс получить свой кусок пирога.

Юрий Мавашев: Как США пытаются сузить российские горизонты Индии

История с портом Чабахар – лишь эпизод в длинной череде попыток США лишить Нью-Дели стратегической перспективы и субъектности. США усиленно пытаются разорвать связи между Индией, Ираном и Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов