Общество

9 октября 2021, 18:45

Безопасность полетов вступила в противоречие с бизнесом

Фото: СИЛА АВИА ТВ/YouTube

Транспортная система, связывающая воедино самые труднодоступные уголки России, внезапно оказалась под угрозой. Речь идет о полетах малой авиации и аэропортах, обеспечивающих ее работу. Почему, как говорят эксперты, «приходится отменять полеты» и как совместить интересы местного населения, авиаторов и требования к безопасности авиаперевозок?

В Забайкальском крае, Томской области и на Алтае приостановлены полеты в малые аэропорты из-за новых требований безопасности к аэропортам. Полеты выполняли авиакомпания «Сибирская легкая авиация» («СиЛА») и ее «дочка» «Аэросервис» – единственные перевозчики между малыми аэропортами в этих трех регионах, о чем сообщил в разговоре с РБК их владелец Андрей Богданов.

Новые правила вступили в силу с октября. По словам Богданова, региональные администрации заранее предупредили о прекращении перевозок. Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское межрегиональные территориальные управления получили извещения о приостановке работы 15 посадочных площадок. В большинстве других регионов малые аэропорты продолжают работать.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев добавляет, что по этим же причинам принято решение о прекращении работы вертолетных площадок на Камчатке, о чем сообщил министр транспорта и дорожного строительства края Владимир Каюмов. «Я уверен, что этот перечень будет расширяться, потому что выполнение требований постановления правительства № 1603 экономически нецелесообразно для операторов посадочных площадок. Это гарантированно приведет к внушительным убыткам, поэтому операторы просто-напросто отзывают паспорта посадочных площадок и прекращают операционную деятельность. Это единственный разумный вариант в сложившейся ситуации», – считает Пантелеев.

Год назад правительство постановило повысить транспортную безопасность на посадочных площадках и вертодромах. Мотивы были самые справедливые – действительно, в последнее время участились авиакатастрофы, особенно в малой авиации. В частности, речь шла об установке специальных ограждений с сигнализацией, организации системы связи, оповещения, сбора и обработки информации. Также требуется установить видеонаблюдение, подключить интернет, набрать штат групп быстрого реагирования, организовать круглосуточное патрулирование взлетно-посадочной полосы. Модернизация одной посадочной площадки оценивалась в сумму от 13 до 50 млн рублей.

В марте руководители семи компаний, выполняющих полеты по местным или межрегиональным маршрутам, включая 2-й Архангельский объединенный авиаотряд, «Оренбуржье», якутские «Полярные авиалинии» и «Хабаровские авиалинии», выступили с предупреждением о рисках закрытия малых аэропортов и сокращения рейсов из-за отсутствия денег на модернизацию площадок. Затраты оценивались в сумму от 28,6 млрд рублей до 100 миллиардов.

Минтранс и Минвостокразвития пообещали скорректировать требования, но пока не подготовили новую версию постановления. Представитель Минтранса отметил, что документ в новой редакции находится на рассмотрении в Минюсте, задержку в подготовке он связал с необходимостью его доработки.

К началу октября только 165 из 2,2 тыс. посадочных площадок выполнили все необходимые условия, рассказал РБК представитель Минтранса. «Одним из обстоятельств, затрудняющих выполнение требований постановления, является снижение пассажиропотока и предпринимательской активности в период распространения новой коронавирусной инфекции», – говорят в ведомстве.

Гендиректор Горно-Алтайского аэропорта Сергей Круглов рассказал, что местные жители «крайне негативно» отреагировали на приостановку полетов малой авиации. Впрочем, пресс-секретарь читинского аэропорта Кадала заявил порталу «Чита.Ру», что официальной информации об отмене рейсов в Забайкальском крае не поступало.

Как отмечал «Коммерсант», большинство малых аэропортов находится сейчас в ведении регионов, их эксплуатация низкорентабельна. В августе 2019 года правительство обсуждало новый механизм развития малых региональных аэропортов. Тогда сообщалось, что «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга и «Новапорт» Романа Троценко могут совместно взять под контроль несколько десятков малых аэропортов в концессию. Троценко указывал, что приток частных инвестиций в малые аэропорты будет зависеть от решений государства, так как «объем капитальных вложений огромный, а нормативная база написана сейчас так, что мы должны выполнять все нормативы по безопасности и технические нормативы».

Президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов подчеркнул значимость малой гражданской авиации в России, где значительные территории не имеют ни автомобильных, ни железных дорог. «Малая авиация – это микровены, которые связывают маленькие города и поселения. В то же время в США, Европе, Китае и многих других странах количество малых аэропортов исчисляются десятками тысяч. Их количество постоянно увеличивается, – отметил эксперт. – За рубежом маленькие аэропорты имеют совершенно другие сертификационные требования. В Финляндии не надо строить железобетонных или сетчатых заборов, как в России. На чем завести все эти стройматериалы в глухой уголок на Алтае? На авиации или по рекам сплавлять? Маленький аэропорт, который ежедневно обслуживает пять-шесть человек, будет золотым по стоимости».

Общественный инспектор по безопасности полетов Кирилл Кондратенко констатирует, что от практики равнять всех под одну гребенку никуда не деться. «Подходить к каждому аэропорту отдельно очень сложно. Но в принципе пересмотр регламентов и простой аудит малых аэродромов необходим, потому что там давно не применялись финансовые инструменты для улучшения безопасности полетов. Все это осталось на допотопном уровне. Но вопрос в том, как все это делать? Поэтому делают, как умеют», – считает собеседник. 

По мнению Пантелеева, некоторые новые требования оказываются трудновыполнимыми. Например, необходимость организовать передачу данных в тех населенных пунктах, где отсутствует какая-либо связь.

«Выполнение этих требований означало бы для операторов единовременные расходы в несколько миллионов рублей на каждую посадочную площадку и ежегодные дополнительные расходы», – пояснил эксперт. Он также указывает, что в новой версии постановления правительства отменено большинство требований, «но оно не вступило в силу из-за бюрократических процедур, поэтому как минимум месяц отрасль будет существовать в специфических условиях», что чревато штрафами. 

Смирнов считает, что для малой гражданской авиации во многих случаях будет достаточно укатанного поля без спецограждений, систем видеонаблюдения и группы быстрого реагирования. «Также требуется, чтобы у аэропорта был директор, замдиректора, заместитель по безопасности... В советские годы в Казахстане у малого аэропорта был один начальник, как сегодня в Финляндии. Один начальник – он же кассир, радист и диспетчер. Нам надо действовать в этом же ключе. Тем более у нас есть собственный пример, почему бы не вернуться к советской практике, которая признана мировой?» – задается вопросом эксперт. 

Найти 13-50 млн рублей на модернизацию многим малым аэропортам не по карману, полагает Смирнов. Но «если государство предъявляет такие требования, то нужно выделять деньги из бюджета, а не требовать этой оплаты от пассажиров».

Кондратенко уточняет, что далеко не каждый аэропорт малой авиации обойдется лишь укатанным полем, в некоторых случаях должны работать дополнительные системы для воздушной посадки, чтобы пилот грамотно и безопасно выполнил возложенные на него задачи.

«Приведение аэропортов в нормальное функциональное хозяйство – это большая работа. Необходимо пересматривать саму форму подхода к гражданской авиации. Часть местных воздушных авиалиний нужно отдать частникам, дать им помощь, ресурсы для выполнения полетов. Потому что в далекой сибирской тайге наверняка есть маленькая деревня и рядом заросший аэродром. А местным жителям требуется санитарное обеспечение или просто свежие газеты почитать», – убежден общественный инспектор по безопасности полетов.

Текст: Андрей Резчиков

Вам может быть интересно

Путин заявил о готовности провести дуэль «Орешника» против ПВО НАТО «прямо сейчас»
Темы дня

Путин объединил Россию в крепкую семью

«Итоги года» с Владимиром Путиным продлились более четырех часов, а большая часть вопросов касалась спецоперации и поддержки ее участников. Президента спрашивали и о внешних вызовах, но Путин дал понять, что «думать нужно прежде всего о доме». Как отмечают эксперты, Путин оказался готов к самым непростым вопросам, но главным его посылом стали слова, что он воспринимает Россию как семью.

Ради войны с Россией Европа ставит перед собой невыполнимые цели

Сто миллиардов евро считает нужным в ближайшие годы потратить руководство Евросоюза на возрождение европейской оборонной промышленности – ради подготовки к прямому военному столкновению с Россией. В ЕС впечатлены колоссальными темпами роста российского ВПК и желают взять с России пример. Однако насколько это возможно хотя бы чисто технически?

Страны G7 обсудили снижение потолка на российскую нефть до 40 долларов

Минфин решил убрать лимиты по семейной ипотеке

Подозреваемому в убийстве генерала Кириллова предъявили обвинение

Новости

Путин рассказал, как его изменила СВО

Президент России Владимир Путин в ходе совмещенной прямой линии и большой пресс-конференции рассказал, как изменили его почти три года СВО.

Путин рассказал, кого Россия пригласит на празднование 80-летия Победы

Президент России Владимир Путин в ходе совмещенной прямой линии и большой пресс-конференции рассказал, кого будет рада видеть Россия на праздновании 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Путин заявил о пропущенных спецслужбами ударах по Дугиной и Кириллову

Президент России Владимир Путин заявил, что российские правоохранители и спецслужбы допустили атаки на журналистку Дарью Дугину и начальника войск РХБЗ ВС РФ Игоря Кириллова, указав на террористический характер действий киевского режима.

Украина атаковала комбинат в Ростовской области ракетами ATACMS и Storm Shadow

Предприятие «Комбинат Каменский» в Ростовской области подверглось ракетному удару с украинской стороны с использованием шести ракет ATACMS и четырех Storm Shadow, сообщило Минобороны.

Американский журналист вернулся после ухода с «Прямой линии» Путина

Американский журналист NBC Кир Симмонс покинул «Прямую линию» президента России Владимира Путина, но спустя час вернулся, сообщил журналист Павел Зарубин.

ЕС заморозил активы России до завершения конфликта на Украине

Евросоюз принял решение заморозить российские активы до завершения конфликта на Украине и выплаты компенсаций Киеву, что юридически обязывает все страны ЕС следовать этому постановлению.

Путин: СВО надо было начинать и готовиться раньше

Президент России Владимир Путин на прямой линии, совмещенной с пресс-конференцией, заявил, что СВО надо было начинать раньше и готовиться к ней заранее и тщательнее.

Зарубежные СМИ отреагировали на предложение Путина о дуэли с Западом

Зарубежные СМИ обратили внимание на предложение президента России Владимира Путина устроить «высокотехнологичную дуэль» тем, кто сомневается в возможностях «Орешника», считая это ответом на скептицизм.

Санду признала ошибки в диалоге с русскоязычным населением Молдавии

Президент Молдавии Майя Санду признала, что власти страны мало уделяли внимания диалогу с русскоязычными гражданами, и пообещала изменить ситуацию в будущем.

Путин: Контракта по поставкам газа через Украину не будет

Президент России Владимир Путин заявил, что Украина отказалась от продления контракта по поставкам газа.

Путин: Если YouTube изменит контур работы, то проблем у него не будет

В ситуации с YouTube в России больше вопросов к этой платформе, а не к российским властям, заявил президент Владимир Путин, отвечая в ходе прямой линии на вопрос о замедлении работы видеосервиса.

Путин: В Словакии задержали украинских диверсантов с картами энергетических объектов

Президент России Владимир Путин заявил, что спецслужбы сообщили ему о задержании группы украинских диверсантов в Словакии, у которых обнаружили карты расположения словацких критически важных энергетических объектов.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Европа «играет в бисер» от безысходности

Интеллектуальное и моральное оцепенение – важнейший признак современной Европы, где Россия исторически находила источники вдохновения и на противопоставлении которой строила свою внешнюю политику.

Илья Ухов: Башкирам стоит помнить настоящих героев

Скандал вокруг имперского флага в Башкирии напомнил о важности исторического просвещения в республике для укрепления общероссийской гражданской идентичности и чувства сопричастности к истории России.

Станислав Смагин: Донбасская девочка, возвращайся домой!

Доводилось много общаться с теми, кто пережил украинскую оккупацию, видеть тела тех, кто не пережил, брать в плен и допрашивать тех, кто ее осуществлял. Одни из оккупантов питали к населению открытую злобу, другие, обычно насильно мобилизованные, относились нормально, а думали в основном, как бы побыстрее смыться.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?