Общество

8 февраля 2019, 20:45

Почему феминисткам России не дали сесть на мужское лицо

Фото: Reebok

В Сети очередной скандал, сочащийся, впрочем, не ненавистью, а остроумием и безудержным весельем. Рекламную акцию спортивного бренда Reebok, призванную «опровергнуть сексистские стереотипы», нашпиговали призывами «сесть на мужское лицо». В итоге она получилась не столько оскорбительной, сколько нелепой. Феминистки не учли сразу несколько особенностей России.

Скандал с рекламным проектом Reebok далеко не первый в своем роде. Достаточно вспомнить историю с IKEA, когда фотография собаки за столом и неоднозначная подпись к ней спровоцировали общественное возмущение. Правда, в случае с собачкой тон этому возмущению задавали феминистки (и были по сути правы), а в этот раз гром грянул от рекламы, феминистками же созданной.

Напомним суть. Героинями проекта Reebok стали три спортсменки (боец ММА Юстына Грачык, чемпионка Европы по спортивной борьбе Анжелика Пиляева, чемпионка Москвы по тайскому боксу Изабель Магкоева) и одна журналистка – Залина Маршенкулова, которая ведет телеграм-канал «Женская власть» и позиционирует себя как феминистку. Именно она сочинила слоганы кампании, спровоцировавшие публику.

Их общий заявленный смысл – опровержение гендерных стереотипов (например, в плане деления на «мужские» и «женские» профессии). Но на это указывает только хэштег #нивкакиерамки. В остальном речь идет о продвижении стандартной феминистской повестки. Вот примеры: «Я не договорила», «Моё тело – моё дело», «Дочь маминой подруги» и даже «Когда говорят "носить на руках", представляю, как меня носят в гробу».

Неодобрительный гул в социальных сетях вызвал только один из них: «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо».

Описывать реакцию разнополой публики можно бесконечно – настолько разросся скандал. Суть в том, что комментарии типа «вы с ума сошли?», «пробито дно» и «перехожу на другой бренд» преобладали (иногда пользователи уточняли, что переходят на Adidas, что внесло свою долю юмора: Reebok – дочерняя компания Adidas).

В итоге пост был удален, а потом залит снова, но уже без провокационных слайдов – тех, что про «сядь на лицо», про гроб и некоторых других. «Уже после публикации некоторых снимков, стало понятно, что частично контент не может быть опубликован от лица бренда согласно возрастной политике социальной сети», – уточнили в Reebok.

В общем, как говорил по другому поводу Борис Николаевич Ельцин, «не так сели».

Ведущий специалист по маркетингу Reebok Александр Голофаст, ставший инициатором кампании, дал телеканалу «Дождь» пояснение, после которого стало только хуже: «Дело в том, что большинство мужчин, как вы знаете, крайне стеснительно воспринимают тему кунилингуса и публично уж точно никогда не признаются в том, что они это делают, и тем более, что им это нравится. При этом тема минета совершенно общественно одобряемая и привычная. Поэтому этой цитатой мы говорим не об уничижении мужчин – мы, наоборот, призываем их этой цитатой раскрепоститься и сломать стереотипы вместе с сильными женщинами».

Начальство акцию одобрило. Но, по словам Голофаста, после вала негативных комментариев сменило свое мнение на «ужасно, кошмарно, чудовищно». «Бренд снял клевую фотосессию, сделал хороший видеоконтент, долгое время делал постпродакшн, накладывал логотипы, и как только он получает часть негативных комментариев – берет и отказывается от того, что он сделал. Бренд может так сделать, но мне просто стыдно, что я таким образом выгляжу нелепо», – резюмировал Голофаст, подчеркнув, что больше не собирается работать в компании.

Голофаст действительно выглядит нелепо, но совсем по другим причинам.

Когда человек, занятый в отрасли коммерческой рекламы, мнит себя сексопатологом, психоаналитиком и коучером в масштабах странах, он нелеп, чтобы не сказать – жалок. Перефразируя старый мем*, бабушку свою раскрепости для начала.

Те, кто выступили в защиту рекламы (в первую очередь те же феминистки, но и в их среде она нравится далеко не всем), в основном ссылаются на собственные стереотипы, которые не в состоянии обосновать. Например, на такой: «Россия очень патриархальная страна, подобные намеки оскорбляют шовинистов и отсидевших».

Так рекламщицы, активистки и прочие авторки неожиданно переквалифицировались в знатоков «блатной культуры» и ее влияния на общество в целом.

В реальной жизни проблема заключается в уместности и интонации слогана, а не в России как таковой, где живут и консерваторы, и прогрессисты, и ханжи, и эротоманы (если исходить из реакции сетевых публицистов, недовольные есть в каждой из этих групп).

Когда оральный секс противопоставляется понятию «мужского одобрения», в этом легко заподозрить насилие, то есть физическое действие, совершенное вне одобрения. Причем повелительное наклонение «пересядь» подразумевает его в отношении как мужчины, так и женщины.

Феминистки считают, что «обратного сексизма» не бывает. То есть если та или иная реклама подавляет и оскорбляет женщин, ее аналог в отношении мужчин – это уже не сексизм, потому что не институциональное подавление личности, а некая игра или шутка, так что «жертвы» не уравниваются. Допустим. Но обратное хамство уж точно существует, а реклама, тем более претендующая на гуманитарную миссию, не может позволить себе хамство. «Пересядь на лицо» многими воспринимается именно как хамство, а не в контексте индивидуальных сексуальных практик.

На Западе, где вопрос «гендерно нейтральной» и «профеминистской» рекламы стоит куда более остро, всё это прекрасно понимают.

Изначально подобную рекламную кампанию Reebok запустил по месту прописки – в США. Но именно что «подобную» – при тех же заявленных целях (в том числе и профеминистских) она была решена совсем иначе, не вызвала нареканий, никого не оскорбила, а занималась прямым своим делом – продавала товар. И дело не в нормальных шрифтах, не в том, что в ней были задействованы мировые звезды вроде супермодели Джиджи Хадид или актрисы Галь Гадот (считать, что дело именно в этом как минимум непатриотично), а во все тех же слоганах.

«Никогда не извиняйся за то, что ты сильная». «Если ты трудишься в поте лица и вкладываешь в это всю свою душу, ты можешь все». «Стоять вместе, двигаться вместе, менять мир вместе». «Один человек может зажечь электричество всего мира».

А вместо «ни в какие рамки» значилось: «Будьте более человечными».

В российском филиале к этому совету не прислушались. Ровно наоборот – начали пихать в рекламу спортивных товаров собственные представления о норме и сексе, поучать, хамить и проводить стандартную феминистскую повестку по принципу «у меня одна мысль – и я ее думаю». То есть внедрили гендерные нотации, никак не относящиеся ни к спорту, ни к заявленной цели, пиратским способом.

И при столь лобовом подходе Голофаст и Ко совершенно не учли, что погруженная в контекст публика остро чувствует фальшь. Одно из официальных лиц Reebok в России – Хабиб Нурмагомедов. Человек не просто патриархальных, а салафитских взглядов. На его свадьбе у невесты было полностью закрыто лицо.

А тут, нате, пожалуйста, – «пересядь». Причем без «пожалуйста».

Российских феминисток часто критикуют за то, что сформулированную на Западе повестку они переносят на местную почву слишком уж некритично. Разумеется, у российских женщин есть свои проблемы – и это именно «свои» проблемы», не идентичные проблемам американок в той же степени, в какой Россия не идентична США.

Но в данном случае было бы куда разумнее просто скопировать американскую кампанию, воздержавшись от словесной мишуры, тем более что она не имеет никакого отношения к сути акции. Это просто феминистские слоганы, а не нечто, что опровергает стереотипы о «мужских» и «женских» профессиях, заодно повышая продажи кроссовок.

При этом российское общество отреагировало на «прогрессивную рекламу» весьма по-российски, в очередной раз обнажив свою сильную черту, которую само зачастую не до конца осознает, а именно – не отягощенный политкорректностью, а потому свободный и сильный юмор. Сеть моментально наводнили фотожабы, где Ленин предлагает пересесть на броневик, а героиня недавнего скандала Анна Глазова – на героин. Без истерик, заламывания рук и деланой оскорбленности креатив российского отделения Reebok банально обстебали.

И в то же время – доказали, что хороших рекламщиков в стране полно. Воспользовавшись провалом коллег, СММщики банков теперь предлагают пересаживаться на юрлицо («с иглы одобрения начальника»), производители продуктов – на здоровое питание, производители автомобилей – на конкретные модели, а хоккейный клуб «Трактор» – на трибуны («с иглы телевизора»).

Что до креативщика Голофаста, он тоже без призора не останется. По крайней мере, компания QIWI предложила ему работу в своем офисе, так как их СММщику «не на чем сидеть».

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Текст: Игорь Полежаев

Вам может быть интересно

Москва предостерегла Южную Корею от поставок оружия Украине
Темы дня

Китай забирает одну из важнейших французских легенд

Китай сделал новый шаг на пути глобальной торговой экспансии, и на этот раз очередь дошла до поистине легендарных продуктов. Возможно, уже в ближайшие годы один из символов западной алкогольной культуры – коньяк – будет разливаться вовсе не в строго определенном регионе Франции, а в Китае. Как такое произошло?

Мемуары Меркель станут неприятным сюрпризом для Зеленского

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Зеленский сделал из нее «козла отпущения» из-за саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году. Своим взглядом на украинский кризис и разногласия России с НАТО Меркель делится в мемуарах «Свобода». По мнению экспертов, всю правду Меркель в книге не расскажет, но главное ее высказывание касается российского «Северного потока».

Киев не поверил в существование гиперзвуковой ракеты «Орешник»

Песков объяснил, почему ранее не было известно о разработке «Орешника»

Немецкий политолог назвал главную фразу из мемуаров Меркель, касающуюся России

Новости

США пригрозили союзникам санкциями за помощь в аресте Нетаньяху

Американский сенатор Линдси Грэм заявил о возможных санкциях против союзников США, если они поддержат арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, сотрудничая с Международным уголовным судом.

Суд арестовал имущество замглавы транспортной полиции Махачкалы

Московский суд наложил арест на имущество родственников Казбека Мурзаева, обвиняемого в получении взятки, включая земельные участки и автомобили, оформленные на его отца и родственников.

Группа бойцов ЧВК «Вагнер» погибла в Мали, попав в засаду

В Мали шесть бойцов частной военной компании «Вагнер» погибли во время атаки террористов. Нападение произошло в регионе Мопти, где российская колонна попала в засаду.

Жительница Курской области сообщила о мародерстве ВСУ

Эвакуированная жительница Курской области рассказала, что военнослужащие ВСУ похищали у мирных жителей деревни Никипеловка телевизоры и холодильники, оставляя дома с выбитыми окнами и полностью разграбленными.

Банкоматы в Китае перестали выдавать наличные с карт Газпромбанка

Банкоматы Bank of China и ICBC прекратили выдачу наличных с карт Газпромбанка Union Pay, информируя о сбое транзакции.

Ракета ВСУ стоимостью 2,5 млн долларов уничтожила пустые бочки в Бердянске

В результате ракетного удара ВСУ в порту Бердянска были уничтожены и повреждены несколько бочек из-под топлива, которые ранее не были утилизированы, сообщил председатель комиссии по вопросам суверенитета Общественной палаты Владимир Рогов.

Путин поздравил режиссера Кустурицу с юбилеем

Президент России Владимир Путин поздравил сербского режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием, подчеркнув его роль в укреплении взаимопонимания между народами.

Меркель призвала Киев начать диалог с Россией

Экс-канцлер Германии Ангела Меркель в интервью заявила, что Киеву и его западным союзникам потребуется диалог с Россией для разрешения конфликта на Украине, отметив, что военного решения не будет.

Залужный допустил прорыв фронта после 2027 года

Украинский посол в Лондоне и бывший главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный заявил о возможном прорыве фронта в украинском конфликте после 2027 года.

ВСУ заминировали дамбы и мосты на границе с Белоруссией

ВСУ заминировали все мосты и дамбы на границе с Белоруссией для их подрыва в случае движения техники, сообщил военнопленный Александр Залесский.

В пригороде Сум на базе ВСУ прогремел взрыв

В пригороде Сум, со стороны баз отдыха, где дислоцируются силы ВСУ, ночью раздался взрыв, после которого к месту происшествия устремились машины скорой помощи.

Москва предостерегла Южную Корею от поставок оружия Украине

Заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко предупредил о последствиях поставок южнокорейского оружия Украине, которые могут окончательно разрушить отношения между Сеулом и Москвой.
Мнения

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?