Когда во время финальной игры чемпионата мира по футболу на поле кто-то выбежал, в социальных сетях сразу появились предположения, что это «Пусси райот». Предположения оказались верными – матч еще не был доигран, а «Пусси райот» уже объявили, что это их очередная «художественная акция».
Как говорится на странице группы в «Фейсбуке», пробег по полю был посвящен памяти поэта Дмитрия Пригова, скончавшегося 11 лет назад: «Пригов создал в русской культуре образ Милиционера, носителя небесной государственности. Небесный милиционер, по Пригову, переговаривается по рации своей с самим Богом. Земной же милиционер фабрикует уголовные дела. Пока небесный милиционер нежно следит за болельщиками на чемпионате мира, земной милиционер готовится разгонять митинги. Небесный милиционер ласково касается цветка в поле и радуется победам сборной России, а земной милиционер безучастен к голодовке Олега Сенцова. Небесный милиционер высится как пример государственности, земной милиционер – делает всем больно...» И так далее.
Из отечественных СМИ технологию попадания «пуссей» на футбольное поле наиболее подробно описали почему-то деловые СМИ – «Коммерсант» и «Ведомости». Ничего сверхъестественного активистам для этого делать не пришлось.
«Пробег по полю готовился около недели. Пришлось приобрести паспорт болельщика, чтобы попасть на стадион. Предполагалось, что там в туалете или подсобном помещении удастся переодеться в принесенную с собой полицейскую форму и уже в ней подойти максимально близко к кромке поля. Петру Верзилову пришлось сделать уставную стрижку, чтобы стать похожим на полицейского, а часть девушек использовали парики, чтобы прикрыть яркий цвет волос», – пишет «Ъ».
В свою очередь «Ведомости» внимательно изучили записи с так называемой тактической камеры на сайте Первого канала: «Участники акции, одетые в форму полицейских, заходят в чашу стадиона на 52-й минуте игры. Стюарды, стоящие у входа на трибуны D 119–120, пропускают их после короткой беседы. Далее четверо «полицейских» спускаются в течение 10 секунд к полю. Выход к нему закрыт, но стюард открывает калитку. Не остановил участников Pussy Riot и еще один стюард, который дежурил непосредственно у поля. Оказавшись у рекламных щитов, четверо молодых людей в течение 20 секунд что-то обсуждают, а затем выбегают на поле».
Футболисты по-разному отреагировали на бегающих «пуссей». Француз Килиан Мбаппе с улыбкой «дал пять» одной из активисток. Но когда Петр Верзилов* попробовал пожать руку Деяну Ловрену, тот отреагировал весьма жестко – «пусси» отнимали время, а хорваты проигрывали.
По итогам «забега» возбуждены два административных дела. Уголовного преступления активисты не совершили, но их действия попали под статьи КоАП – 20.31 («Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований») и 17.12 («Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов»).
Наказание по первой статье значительно серьезнее, чем по второй: за пробег по полю активистам может быть выписан штраф на сумму до 20 тысяч рублей или административный арест до 15 суток с запретом на посещение спортивных соревнований на срок от одного до семи лет. Штраф за ношение полицейской формы оценивается в сумму от 1000 до 1500 рублей.
Не может не радовать, что полицейской формой для проникновения на поле воспользовались вполне безобидные «пусси», а не террористы. Возможно, пропустившие их стюарды понесут (или уже понесли) какое-нибудь наказание, но хочется надеяться, что оно будет не слишком серьезным.
Не исключено, что штрафные меры будут применены к сотруднику, который выписал паспорт болельщика Петру Верзилову. Этот человек, в отличие от остальных участниц забега, хорошо известен правоохранительным органам в качестве организатора и непосредственного участника множества «акций». С другой стороны, юридических оснований отказывать ему не было: в каких-либо правонарушениях на стадионах Верзилов ранее не замечен, а чемпионат мира объединил и либералов, и консерваторов, и настоящих художников-поэтов, и «деятелей современного искусства».
Разумеется, для большинства зрителей забег по полю стал всего лишь незначительным эпизодом, слегка затянувшим матч. Бессмысленная акция стала достойным финалом попыток разнообразных проукраинских активистов внести свою политическую повестку в чемпионат мира. Показательно, что многие оппозиционеры-болельщики регулярно одергивали своих как бы единомышленников, которые после каждого матча пытались пристыдить тех, кто «подло радуется футболу, пока голодает Сенцов».
В дни чемпионата в социальных сетях приобрел повторную популярность короткий стишок: «на свадьбе гости веселились / кричали горько пей до дна / и только диссидент геннадий / держал плакат долой режим» (знаки препинания и заглавные буквы не предусмотрены форматом «пирожков» – прим. ВЗГЛЯД).
Кстати, «Пусси райот», посвятив свой забег Дмитрию Александровичу Пригову, неуважительно отнеслись к наследию поэта. Персонаж эпоса Пригова – это не «милиционер» и уж тем более не «миллиционер», как написано в «Фейсбуке» у активистов. Пригов пишет про Милицанера – с большой буквы и через «а».
Помимо неуважения к классику, «Пусси райот» продемонстрировали непозволительную для деятелей «современного искусства» несвоевременность и выпадение из актуальной повестки. По итогам чемпионата и отечественные, и иностранные болельщики отмечают крайне профессиональную и лояльную ко всем гражданам работу правоохранительных органов. Гулять и радоваться – это пожалуйста, при этом все попытки реальных преступлений или правонарушений оперативно пресекались.
Пессимисты утверждают, что сразу после чемпионата «гайки будут закручены», но не очень понятно, зачем это делать. Безусловно, когда полицейские пресекут очередной несогласованный политический митинг, им будут укоризненно напоминать про чемпионатскую вольницу. Но разницу между гуляниями болельщиков и несанкционированными политическими выступлениями отлично понимают в любой стране.
Вопреки собственному желанию, «Пусси райот» продемонстрировали, насколько изменилась Россия. Практически все предыдущие подобные акции так или иначе касались «телесного низа» – это и изображение пениса на разводном мосту в Санкт-Петербурге (за который «акционисты» получили премию Министерства культуры), и акция в зоологическом музее с групповым сексом, и история с мороженой курицей, которую засунули в не предназначенное для птицы место.
А если не порнография, то оскорбление чувств верующих. За пляски в храме «Пусси» и получили свою «двушечку», прославившую их на весь мир и обеспечившую теплый прием у Хиллари Клинтон и певицы Мадонны.
Пробег по футбольному полю – это даже не хулиганство, это мелкое правонарушение, которое регулярно совершают европейские и российские болельщики. Россия повзрослела, и вместе с ней повзрослели «Пусси райот». Шокирующие акции уже никому не нужны, а лица прятать не обязательно: штраф в размере 21 500 рублей для человека, нашедшего деньги на билет на финал мундиаля, не такая уж большая сумма.
Пытаясь выставить Россию «полицейским государством», активисты показали, что Россия – современное и уверенное в себе государство, в котором даже «современные художники» не кусают прохожих и не травмируют себя в попытке эпатажного самовыражения. Приговский небесный Милицанер был бы доволен.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом