Президент России Владимир Путин подписал закон о садоводческих и огороднических товариществах. Согласно документу, дачное хозяйство как вид деятельности упраздняется, а для ведения садоводства и огородничества будут использоваться две организационно-правовые формы: садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество.
Закон вызвал чрезвычайно бурную реакцию со всех сторон, причем как положительную, так и ожесточенную критику.
Явно позитивные стороны нового закона перечислить достаточно легко.
Во-первых, в садоводствах теперь официально можно строить жилые дома для круглогодичного проживания, а затем и зарегистрироваться в них. В свою очередь для владельцев огородных участков разрешены только хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости (бытовки, сарайчики для хранения инструментов и т. п.).
Во-вторых, закон урегулировал проблему с людьми, которые владеют участком в товариществе, но не являются его членами. Частой головной болью с такими людьми является то, что они отказываются финансово участвовать в содержании общего имущества (дороги и другая инфраструктура). Теперь закон обязал этих людей наравне с членами товарищества нести общие расходы товарищества.
В-третьих, резко ужесточена процедура сбора средств (взносов) внутри товарищества. Четко определены виды взносов, а также цели, на которые они могут собираться и расходоваться. Кроме того, сбор средств переведен строго на безналичный расчет. Это и существенно повышает финансовую прозрачность деятельности, и заметно снижает возможности злоупотреблений со стороны руководства товарищества.
Также еще несколько пунктов помельче, например заметное облегчение процедур для эксплуатации скважин товариществами.
Однако в законе намного больше пунктов, которые вызывают куда более негативные чувства у дачников. Например, массу сомнений вызывает введенная норма, что в руководство товарищества может входить человек, который не является его членом. Учитывая, что жалобы на руководство, а также рассказы об их «художествах» и скандалах между членами товариществ являются едва ли не самым популярным разговорным жанром у дачников, можно понять сомнения людей по поводу того, принесет ли новая норма улучшения или станет еще одним «камнем на шее».
Не меньшее, а скорее даже большее возмущение вызывает запрет на уличную реализацию продукции со своего участка. Исторически привычные нам бабушки, продающие яблоки и зелень со своего участка, теперь должны зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (после вступления в силу закона 1 января 2019 года) и, как следствие, платить налоги – около 23 тысяч в год.
Это, разумеется, вызвало массу раздраженных и возмущенных комментариев по поводу издевательства государства над и так нищими пенсионерами, а также множество алармистских предупреждений, что благодаря новому закону подрываются основы самого феномена русской дачи.
Критики безусловно правы в том, что
государство – впервые за много десятилетий – активно вторглось в «дачное» пространство российского общества.
Более того, взят стратегический курс на трансформацию данной темы, в первую очередь на упорядочивание неразберихи, которая до сих пор во многом является наследием советских времен, и на ликвидацию системных проблем (финансовая непрозрачность и скандалы внутри товариществ, которые не позволяют реализовывать инфраструктурные проекты сообществ, являются общим местом).
Садоводческие и огороднические товарищества государство втаскивает в современную российскую систему, по сути, принудительно заставляя эволюционировать и усваивать те же правила, которые внедряются во всех остальных сферах жизни общества.
Как показывает практика, без ошибок и болезненных для многих людей проблем этот процесс не обходится. Впрочем, учитывая, что новые формы: огороднические некоммерческие товарищества и садоводческие некоммерческие товарищества – станут обязательными только к 2024 году, представляется, что время исправить проявившиеся ошибки еще будет.
Ну а что касается бабушек с пучками укропа, то тут проблема нерешаемая. Отделить тех, кто торгует немногочисленными излишками с собственного участка, от тех, кто собирает урожаи специально на продажу, и от тех, кто торгует на улице яблоками, купленными в ближайшем супермаркете (да-да, это вполне распространенная практика у многих предприимчивых бабушек), навскидку невозможно. Так что можно понять государство, которое предпочитает решать этот вопрос кардинально и хочет получать свою долю – в виде налогов.