Реновация жилого фонда в Москве увеличит дефицит бюджета города на 100 миллиардов рублей (до 314 млрд), а в целом его расходная часть в 2017-м превысит 2 трлн рублей, говорится в законопроекте, который внесен мэром Москвы Сергеем Собяниным на рассмотрение городской думы.
Сергей Собянин стал, наверное, первым российским чиновником, которого сравнили с Гитлером за его же деньги
Для понимания масштаба отметим, что 314 миллиардов рублей – это сумма, соразмерная со всеми доходами Московской области в 2016 году (371,5 млрд рублей). Это двенадцать с лишним бюджетов Новгородской области (25,1 млрд). Наконец, это более 50 годовых доходов Калмыкии или Еврейской автономной области (7,7 млрд и 8,1 млрд рублей соответственно). Словом, это огромная сумма, треть которой уже в этом году должна быть потрачена на снос пятиэтажек и возведение новых домов.
Общие московские затраты на реновацию жилья оцениваются в два с половиной триллиона рублей – это меньше, чем расходы федерального бюджета на оборону в прошлом году (3,1 трлн), но больше, чем на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (2 трлн рублей).
Наверное, сопоставлений достаточно. Уже понятно, что реновация пятиэтажек – это очень дорогостоящая программа, и главный вопрос теперь, какую выгоду получат жители Москвы в результате ее реализации.
Пожалуй, единственные, в улучшении чьего благосостояния сомневаться не стоит ни при каких обстоятельствах – это строительные компании. Возможно, у них уже не будет сверхприбылей нулевых, когда стоимость недвижимости могла вырасти за год в полтора раза. Но гарантированные долгосрочные заказы от государства в конечном счете обычно приносят больше выгоды, чем спекулятивный кратковременный рост цен на жилье.
А вот с самими облагодетельствованными москвичами, которым сейчас завидуют миллионы граждан России, живущих в старых и неблагоустроенных домах, все не так просто.
Прошедшие накануне слушания в переполненных залах московских управ показали, что жители города относятся к инициативе властей настороженно, при этом главы управ пока не готовы развеять их опасения. Многие боятся, что их выселят из небольшой уютной квартирки на втором этаже с видом на вишни на 25-й этаж «человейника» с видом на МКАД (причем снаружи, а не внутри).
На большинство конкретных вопросов у чиновников не было конкретных ответов: куда именно будут переселять, на каких условиях, в какие сроки, как можно отказаться от переселения – все это повисло в воздухе.
Приходится констатировать, что неспособность объяснить москвичам свои действия – это системная проблема московских властей. Так было, к примеру, с массовым сносом строений возле метро, прозванном «ночью длинных ковшей». Дошло до того, что этот мем*, имеющий четкую аллюзию на гитлеровскую Германию, использовала даже издающаяся при поддержке столичного правительства газета «Вечерняя Москва». Сергей Собянин стал, наверное, первым российским чиновником, которого сравнили с Гитлером за его же деньги.
Тогда же мэр Москвы произнес неудачную фразу «нельзя прикрываться бумажками о собственности, приобретенными явно жульническим путем», которая разошлась по социальным сетям, будучи обрезанной до запятой.
Главная претензия противников нынешней реновации – это как раз неуважение московских властей к их праву собственности. Возможно, надуманное неуважение – но опровергать опасения собственников никто не торопится.
То же самое было и с программой «Моя улица», в результате которой уже третий год по центру Москвы ни пройти ни проехать. И с масштабной реформой городского наземного транспорта. Но если в первом случае по итогам ремонта многие центральные улицы действительно стали шире и удобнее, то во втором – транспортное сообщение явно ухудшилось. Исчезли привычные маршруты, а запрет маршрутных такси значительно увеличил время, требующееся для того, чтобы добраться до метро во многих районах Москвы. В то же время ликвидация экологичного электротранспорта в виде троллейбусов и замена их на автобусы увеличила загрязненность выхлопами, но чиновники так и не удосужились объяснить, чем им помешал троллейбус.
Приходится констатировать, что настороженность москвичей объясняется не только деструктивной работой несистемной оппозиции, распространяющей в интернете панические слухи в духе «всех выселят за 101 километр». Налицо неоднозначность репутации московских властей, которые не слишком церемонятся с частной собственностью и не особо стремятся минимизировать неудобства горожан при ремонте дорог и тротуаров. И не так уж важно, что речь идет не про объективную реальность, а про то, какое впечатление на общество производит деятельность столичной мэрии.
Таким образом, весьма дорогостоящая и поддержанная на федеральном уровне реновация жилого фонда на выходе может обернуться серьезным падением рейтингов власти, выступлениями недовольных «переселенцев» и активными попытками оппозиции «оседлать» негативную повестку.
Кстати, про «недовольных москвичей» активно пишут иностранные СМИ – и Би-Би-Си, и «Радио Свобода*». «Абсолютно хамское отношение», «Афера века» – гласят заголовки. В формулировках там себя не ограничивают.
Причем Би-Би-Си ранее рассказывала о неудачном опыте программы «реновации» в Британии, запущенной в 2002 году. В рамках нее 12 городов на севере Англии соревновались за крупные государственные субсидии для сноса 400 тысяч домов так называемой рядовой или блокированной застройки, когда малоэтажные типовые дома строятся стена к стене. Как и в случае с хрущевками, они считались слишком неудобными и маленькими.
Общественных консультаций при сносе не проводилось, либо же они были чисто формальными. В результате программа была заморожена из-за неэффективности местных властей и большого количества судебных исков от жителей, пытавшихся спасти свои жилища. В итоге реконструируемые районы превратились в городские пустыри: было снесено менее 30 тысяч домов, а новых на их месте появилось вдвое меньше. Афера обошлась в 2,3 млрд фунтов (166 млрд рублей по нынешнему курсу), субсидированных правительством.
Значит ли это, что московскую программу реновации следует свернуть, а запланированные на нее триллионы рублей потратить на увеличение пенсий и детских пособий, как предлагают популисты? Разумеется, нет. Главный плюс реновации в том, что действительно устаревшие дома будут сноситься в плановом порядке до того, как их придется расселять из-за аварийного состояния в авральном режиме.
Однако необходимо крайне тщательно, аккуратно и профессионально подходить к освещению этой проблемы. На каждое обвинение в намерении «лишить москвичей собственности и выселить в резервации» должно появляться десять, двадцать, сто публикаций, которые аргументированно доказывали бы, что ничего такого быть не может.
Если же на разъяснительной работе решат сэкономить, то дорогостоящая и полезная программа в лучшем случае затухнет с убытками для бюджета (как в Британии), в худшем – приведет к народным волнениям.
В последнем случае бюджетные деньги лучше все-таки потратить на что-нибудь другое.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента