Как рассказал источник «Росбалта» в правоохранительных органах, в распоряжении ФСБ оказались документы о счетах офшорных фирм, которые зарегистрированы на 53-летнего Виктора Захарченко – отца Дмитрия Захарченко.
Такие средства могут аккумулироваться только в некоей системе, которая именуется преступным сообществом
«Всего обнаружено шесть таких счетов, преимущественно в Rothschild Bank и женевском отделении Dresdner Bank, на каждом из которых находятся суммы от 45 до 47 млн евро. В общей сложности около 300 млн евро, – рассказал источник. – Это колоссальные суммы, происхождение которых сейчас выясняется. Понятно, что речь идет не только о средствах «Нота-банка», как это предполагалось ранее».
О задержании сотрудниками ФСБ замначальника, а на тот момент – фактического руководителя управления «Т» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД, стало известно в пятницу.
В квартире, собственником которой, по данным следствия, являлся его родственник и в которой проживал сам полковник, были найдены 120 млн долларов и 2 млн евро. В субботу Пресненский суд Москвы арестовал Захарченко до 8 ноября.
Источник в правоохранительных органах сообщил, что изъятая у Захарченко валюта, в общей сложности эквивалентная 8 млрд рублей, не принадлежит ему, деньги были только взяты на хранение. По информации источника, изъятая сумма является частью денежной суммы, выведенной обманным путем из активов «Нота-банка». Против его руководства ведется расследование. По данным следствия, Захарченко предупредил фигурантов уголовного дела «Нота-банка» об обысках. Также источник сообщил, что у него нашли документы по офшору экс-владельца банка «Связной».
И вот на швейцарских счетах, имеющих отношение к семье Дмитрия Захарченко, обнаружено еще около 300 млн евро.
Версию происхождения этих денег следствие не разглашает. Однако ранее сообщалось, что Захарченко помог экс-главе Вымпелкома Михаилу Слободину скрыться от следствия за очень большое вознаграждение.
Между тем адвокат Захарченко Юрий Новиков заявил, что в деле его клиента не фигурирует фамилия Михаила Слободина. «Информация о связи со Слободиным не соответствует действительности. Есть официальная позиция следствия, изложенная в постановлении о привлечении его в качестве обвиняемого, в которой фигурирует эпизод о том, что он предупредил сотрудников «Нота-банка» о предстоящих обысках», – сказал ТАСС защитник.
Он утверждает, что по крайней мере по одному из пунктов обвинения (получение взятки) позиции защиты достаточно сильны, поскольку следствие не может доказать само событие преступления. «В постановлении о привлечении Захарченко в качестве обвиняемого написано, что 26 декабря он от неустановленного лица в неустановленном месте за покровительские действия получил взятку в размере 7 млн рублей. От какого именно лица, где и почему именно семь, следствие не разъясняет», – сказал Новиков.
Обнаружение швейцарских счетов может поменять весь ход расследования. Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что в сложившихся обстоятельствах – если у следствия появятся доказательства, что речь идет о преступных доходах – возникнут веские основания для переквалификации формулировки обвинения.
«Для меня факт обнаружения такой большой суммы – признак того, что если преступная деятельность велась, то она не могла вестись одним человеком, – сказал Кабанов газете ВЗГЛЯД. – Соответственно, оперативные службы и следственные органы могут в процессе следственных действий, если будут доказательства того, что это доходы преступного характера, изменить статью обвинения. Такие средства могут аккумулироваться только в некоей системе, которая именуется преступным сообществом, и, вероятно, в течение длительного времени».
Сейчас против Захарченко возбуждены дела по статьям 290 (получение взятки), 385 (злоупотребление служебными полномочиями) и 294 (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования). В совокупности ему грозит до 10 лет лишения свободы. Если же его признают виновным по статье 210 (организация преступного сообщества или участие в нем), он может попасть за решетку на срок до 20 лет, а возможно, и пожизненно – если будет признан организатором преступной группировки.
Отметим, что статья 210-я инкриминируется вору в законе Захарию Калашову (по кличке Шакро Молодой). Помимо этого он обвинен в вымогательстве. Сообщения о связи ареста Захарченко с расследованием дела Шакро то и дело появляются в прессе. Тот же «Росбалт» со ссылкой на свои источники в правоохранительных органах утверждает, что показания против полицейского дала Фатима Мисикова. Якобы именно она обратилась к Шакро с просьбой выбить долг у владельца одного из столичных ресторанов, что в итоге привело к смерти двух человек, аресту криминального авторитета, его подручных и нескольких высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов. Впрочем, официальных подтверждений того, что дела Захарченко и Шакро связаны, до сих пор не прозвучало.
Сам подозреваемый, видимо, не собирается идти на сделку со следствием и надеется если не на оправдание, то на мягкий приговор. В ходе заседания Пресненского суда в субботу Захарченко заявил, что не признает вину по делу о взятке. «То, что я брал взятку 7 млн рублей, напоминает мне юмор. Чем это зафиксировано? Может, отпечатки на купюрах? Ничего... Эти деньги, как и те, что нашли в квартире на Ломоносовском, ни фактически, ни даже теоретически мне не принадлежат. Другие деньги, которые нашли в машине, тоже не мои, а ее собственника. Он бизнесмен», – ответил Захарченко на вопрос судьи о том, понятно ли ему обвинение и признает ли он вину.
Во вторник глава МВД России Владимир Колокольцев назначил служебную проверку в отношении руководства антикоррупционного главка ведомства. Предполагается, что сотрудниками ГУСБ МВД России и ДГСК МВД России в ходе проверки будут тщательно изучены обстоятельства, причины и условия, которые привели к задержанию врио начальника управления «Т» ГУЭБиПК МВД России.
Тем временем начальник управления инкассации Сбербанка Андрей Новиков заявил, что более 8 млрд рублей, изъятых по делу Захарченко, будут перевезены на хранение в этот государственный банк. Перевоз такой большой суммы, примерно в тонну весом, он назвал «рискованным предприятием, которое должно прикрываться органами МВД». Для сравнения: 8 млрд рублей – это два годовых бюджета города Смоленска или весь бюджет Еврейской автономной области за прошлый год.