Вице-премьер Крыма Руслан Бальбек в понедельник призвал Киев не устраивать из «Евровидения» фарс и не спекулировать на трагедии более чем полувековой давности.
Использование деятелей искусства в политических провокациях, как правило, приводит к народному отторжению
«Украинские власти попытаются использовать песню Джамалы в своих политических целях, спекулируя на трагедии всего крымско-татарского народа, чтобы навязать европейскому зрителю искусственно созданный образ о якобы имеющихся гонениях крымских татар в российском Крыму», – сказал он РИА «Новости».
Он также призвал не спекулировать на чувствах татар и не политизировать события, связанные с депортацией. «Мы призываем не допустить превращения «Евровидения» из авторитетного международного культурного конкурса в срежиссированный политический спектакль», – отметил Бальбек.
Власти Крыма опасаются, что талантливую певицу могут «использовать как орудие, чтобы породить новые спекуляции вокруг крымско-татарского народа». «Использование деятелей искусства в политических провокациях, как правило, приводит к народному отторжению. Джамала рискует неосознанно стать соучастником блокады Крыма», – заключил Бальбек.
Могут не допустить
Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Вадим Деньгин надеется, что «Евровидение» не допустит к конкурсу украинскую певицу с песней о депортации татар. «Странный выбор. Я уверен, что там (голоса) накрутили специально, чтобы лишний раз уязвить Россию», – сказал он.
По мнению депутата, большинство граждан Украины, которые не получают ни зарплат, ни пенсий, позволить себе смотреть «Евровидение» не смогут, а тем, кто сможет, «вообще наплевать будет на это «Евровидение».
Даже музыкальный критик Артемий Троицкий*, который считается сторонником радикальной российской оппозиции, предположил, что организаторы вполне могут не допустить Джамалу. «Конечно, ситуация в Европе сейчас крайне политизирована и напряжена, но, мне кажется, эту песню могут и не допустить на конкурс организаторы «Евровидения», так как они всегда настаивали на том, что конкурс не политизирован. «Евровидение» совсем не про музыку, а скорее про спорт, а спорт, как известно, вне политики», – сказал Троицкий.
Он предположил, что Украина со своей стороны может сказать, что эта песня не про политику, а про историческую память. Если песня будет допущена на конкурс, даже если она не будет «очень зажигательной», она все равно может вызвать симпатию у Турции, а также у Германии, Австрии, стран Бенилюкса, так как турецкая диаспора в европейских странах достаточно многочисленна, также прогнозирует критик.
Утром в понедельник стало известно, что Украину на «Евровидении-2016» будет представлять 32-летняя певица крымско-татарского происхождения Сусана Джамаладинова, выступающая под псевдонимом Джамала. Она победила в финале национального отбора с песней «1944» о депортации крымских татар, проведенной в период правления Сталина. Певица написала эту песню специально для конкурса под впечатлением от рассказа своей прабабушки: «Тот ужасный год навсегда изменил жизнь одной хрупкой женщины, моей прабабушки Назыл-хан. Ее жизнь после этого уже никогда не была прежней», – цитирует Джамалу The Guardian.
«Евровидение-2016» пройдет в Стокгольме – годом ранее в Вене победу одержал популярный в Швеции исполнитель Монс Сельмерлев с песней «Герои». Россию на конкурсе представит Сергей Лазарев.
«Евровидение» и политика
Напомним, международный песенный конкурс «Евровидение» обвиняли в излишней политизации много раз. Во-первых, сам принцип голосования, который прозвали «соседским», нередко заключается в том, что представители разных стран дают наивысшие баллы не тому, кто лучше спел, а кто ближе географически или культурно. Так, Великобритания голосует за Ирландию, Ирландия – за Великобританию, Россия – за Белоруссию, Белоруссия – за Россию. То же относится к скандинавским странам, республикам бывшей Югославии и т. д.
Организаторы конкурса время от времени ищут способы минимизировать влияние «соседского голосования». Например, в 2008 году для этого ввели два полуфинала вместо одного.
На прошлой неделе стало известно об очередных переменах в конкурсе. При объявлении итогов теперь сначала будут называться баллы от профессионального жюри, после чего к ним добавят результаты голосования зрителей. Раньше их суммировали сразу.
Среди конкретных «политических» инцидентов на «Евровидении» можно вспомнить, например, финал 2014 года. Тогда участниц от России – сестер Толмачевых – некоторые зарубежные издания обвинили в политической пропаганде, связанной с возращением Крыма, писал Heat.ru. Поводом послужила строчка из песни: "Living on the edge, closer to the crime – cross the line a step at a time". Датский журналист Уильям Ли Адамс усмотрел в слове crime, которое переводится на русский как «преступление», название Крыма.
В 2009 году конкурс проводился в Москве, то есть менее чем через год после августовской войны в Южной Осетии. Во время национального отбора к «Евровидению» грузины выбрали группу «Стефане & 3G» с песней "We don't Wanna Put In", в которой содержался слабо завуалированный намек на Владимира Путина (Put In).
Однако в тот раз организаторы «Евровидения» сразу отвергли песню. Грузинам дали время на корректировку текста. Те отказались что-либо менять и пропустили «Евровидение-2009» в принципе.
Украина пытается использовать конкурс как политическую трибуну не первый раз. Так, в 2005 году украинский национальный отбор чуть не выиграла группа «Гринджолы», которая хотела спеть гимн «оранжевой» революции со словами «Нет – фальсификациям! Нет – лжи! Ющенко – да!». Но организаторы сочли, что песня слишком политизированна, и отвергли ее.
В 2007 году представитель Украины на «Евровидении» Андрей Данилко в образе Верки Сердючки вызвал скандал двусмысленными словами в своей песне "Dancing Lasha Tumbai". И хотя исполнитель добрался до второго места, в словах "Lasha Tumbai", якобы взятых из монгольского языка, многие расслышали английское "Russia, goodbye!". В результате популярность Сердючки в России резко упала.
В 2008 году британская газета Daily Telegraph тоже обвинила Сербию в использовании «Евровидения» в политических целях. По мнению издания, выступление сербки Елены Томашевич было «националистическим посланием в связи с отделением Косово». В целом текст сложно было назвать политическим – там рассказывалась история двух влюбленных. Но концовка англичан озадачила: «Разбуди меня в День святого Вита для того, чтобы я смогла посмотреть на него еще раз».
Газета отмечала, что на Балканах День святого Вита – 28 июня – почитается особо, ведь именно тогда в 1389 году сербы одержали победу над турками на Косовом поле. А в песне якобы завуалированно речь могла идти о потере этого края.
В том же 2007-м скандал вызвала композиция израильской группы Teapacks. В словах песни "Push the button" – о «безумных правителях», которые «нажмут на кнопку» – угадывался намек на ядерную программу Ирана. Организаторы конкурса сначала сочли ее излишне политизированной, но потом все же допустили до конкурса. Правда, в финал она не попала.
К политике на песенном конкурсе в определенной мере можно отнести и «торжество бородатой толерантности», когда на «Евровидении-2014» победил австриец Томас Нойвирт, больше известный как Кончита Вурст. Образ бородатой женщины, в котором он предстал перед зрителями, многими был воспринят как пропаганда нетрадиционных ценностей.
Из более давнего прошлого можно вспомнить, как в 1978 году телезрителям из Иордании было сообщено о победе в конкурсе бельгийца, тогда как реально победил представитель «враждебного Израиля» Изхар Коэн, бельгиец же занял только второе место.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом