Общество

1 июля 2015, 19:05

Московское метро выбирает между кольцом и хордой

Фото: Николай Галкин/ТАСС

И.о. начальника Института генплана Москвы Михаил Крестмейн заявил, что протяженность линий московского метро надо удвоить. В то же время, по его мнению, бесконечно продлевать радиальные линии нельзя, а новые ветки можно начинать от второго строящегося кольца. Другие эксперты высказали свое мнение по этому вопросу.

Радиус и кольцо

Продление радиальных линий до того времени, как будет сделан третий пересадочный контур, приведет скорее к ухудшению состояния метрополитена

Продление существующих радиальных линий метро от центра города не может продолжаться бесконечно, заявил и.о. начальника Института генплана Москвы Михаил Крестмейн. Новые радиальные линии (то есть обычные, не кольцевые) необходимо запускать от второго кольца, которое уже начали строить, приводит его слова «Интерфакс».

Скоростной трамвай не решит транспортных проблем, считает специалист. Поэтому продолжающееся строительство Третьего пересадочного контура (ТПК, оно же второе кольцо – прим. ВЗГЛЯД) является единственной альтернативой, пишет «Вечерняя Москва».

Обо всем этом говорилось накануне на первом заседании экспертного клуба в центре урбанистики «Город». Темой круглого стола стало развитие метро в российской столице. Согласно опросу ВЦИОМ, 30% москвичей связывают комфорт проживания в городе именно с развитием подземки.

Сообщил Крестмейн и ряд других фактов о настоящем и будущем московской подземки.

«Метро и железная дорога должны быть единой системой общественного транспорта. В этом направлении много делается. Сейчас идут работы по организации пассажирского движения на МКЖД», – приводит его слова РИА «Новости».

Глава НИиПИ генплана также считает, что протяженность метро необходимо удвоить. В планах проектировщиков – строительство 180 километров новых линий и открытие 90 станций в период до 2035 года. В ближайшие 10 лет его проектировщики планируют построить 100 километров новых линий и открыть около 50 станций, а в последующие – еще 80 километров линий и еще 40 станций. При этом Киевское и Курское направления железных дорог могут быть связаны новой линией метро в Новой Москве, сообщает телеканал «360 Подмосковье».

Согласны с оговорками

«Продление радиальных линий до того времени, как будет сделан третий пересадочный контур, приведет скорее к ухудшению состояния метрополитена, чем к чему-то хорошему, – поделился с газетой ВЗГЛЯД доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей Московского автомобильно-дорожного института Сергей Зеге. – Увеличится нагрузка на существующий пересадочный контур Кольцевой, который уже сегодня зачастую не справляется, да и на центр тоже. То есть сначала нужно сделать третий пересадочный контур, который, кстати, уже строится, а к нему уже по-хорошему и надо присоединять новые радиальные линии».

По словам Зеге, речь тут можно вести и о линиях, которые отходят от нового кольца, как и говорил Крестмейн, и о линиях, имеющих станции пересадки на существующие ветки метро. «Тогда их (существующие линии – прим. ВЗГЛЯД) можно будет продлять. Потому что часть людей будет выходить на одной кольцевой, часть – на другой, часть – доезжать до центра, не будет такой загруженности», – пояснил эксперт.

Председатель профкома работников Московского метрополитена Николай Гостев не видит альтернативы строительству в российской столице новых линий подземки, а также хордовых соединений с двумя-тремя «рядом стоящими линиями, чтобы все не ехали через центр».

«Что лучше? Дешевле – продлевать те, что есть, а лучше – строить новые», – заявил он газете ВЗГЛЯД.

Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков согласился с коллегами в том, что продление существующих радиальных линий действительно нельзя вести бесконечно. По его словам, этот процесс ведет к перегрузке лимитирующих перегонов.

«Лимитирующий перегон – это обычно первый перегон перед кольцевой линией. Не думаю, что нужно строить новые радиальные линии. Во-первых, можно снова вернуться к идее хордовых линий, которые были в Генплане Москвы 1971 года, но ни одна из них так и не появилась. Во-вторых, в случае постройки второго кольца, действительно, можно какие-то линии начинать от него, но все будет зависеть от прогноза пассажиропотока. Если там будет большой пассажиропоток, допустим, как сейчас от Выхино до Таганско-Краснопресненской линии, то это бесполезно. А если взять линию с небольшим пассажиропотоком, как Бутовскую, такую можно закончить и на втором кольце», – поделился специалист.

А как у них

Мы также поинтересовались у специалистов, как решаются транспортные проблемы в других крупных мегаполисах мира. Выяснилось, что метрополитен можно строить по-разному.

«Где-то, если вы возьмете, скажем, Нью-Йорк, в метро, кроме прочих, ходят поезда-экспрессы, а также поезда, которые переезжают с линии на линию. Те же экспрессы работают по принципу, более близкому к железной дороге. А где-то, наоборот, метро является элементом для движения исключительно внутри города. Скажем, в Париже есть метро и есть RER – последние возят далеко, а метро работает внутри города для перемещения на небольшие расстояния. Все станции парижской подземки находятся в пределах досягаемости. К ним не надо ехать на автобусе», – сказал Сергей Зеге.

В Москве, по его словам, нужно развивать свое, а не копировать чью-то модель.

«Что-то можно заимствовать, но ту же систему экспрессов у нас не сделаешь. У нас слишком напряженное движение в метро – 40 пар поездов в час, и на каждой остановке количество входящих и выходящих очень большое», – пояснил он.

Николай Гостев призвал для примера посмотреть на схему лондонской подземки. «Посмотрите на схему, и все станет очевидно. Там почти вдвое больше станций и больше веток... И у них нет такого количества пассажиров, как у нас, там хорошо развиты автобусные маршруты», – добавил он.

Кирилл Янков рассказал о метро в Сеуле и Пекине, которые, по его словам, развивались гораздо быстрее, чем в Москве.

«В Пекине еще 15 лет назад было две линии, а сейчас длина пекинского метрополитена превысила московскую. В Сеуле тоже шло очень быстрое развитие в последнее время. Вместе с тем есть крупные мегаполисы, в основном в странах третьего мира, где с метрополитеном все очень плохо. В Мехико, например, или в Каире», – перечислил он.

По его словам, московский метрополитен «немножко меньше, чем нужно», этого вида транспорта российской столице действительно не хватает и других способов решения транспортной проблемы нет. Эксперт считает, что в идеале в московской подземке должно быть не чуть меньше 200 станций, как сейчас, а в полтора раза больше – 300–320.

«Да, от строительства новых линий и станций, особенно в центре, никуда не уйти. На окраинах есть более дешевые варианты – например, проводить линии метро вдоль железнодорожных путей, есть и другие возможности удешевления строительства, но в центре, внутри Третьего транспортного кольца альтернативы подземному транспорту нет», – уверен он.

Янков отметил, что в Москве, в отличие от того же Парижа или Лондона, надолго закрыть одну из центральных линий метро просто нельзя. Будет коллапс. «А там они закрываются регулярно, и ничего не происходит», – отметил он.

Одновременно Янков признался, что не является сторонником кольцевых линий.

«Я считаю, что одной нам достаточно. А вместо второй можно было бы, как я уже говорил, построить четыре хорды, и это было бы более эффективно. Сейчас Кольцевая московского метро – одна из самых незагруженных», – заключил он.

Напомним, власти Москвы уделяют большое внимание строительству метрополитена. Так, в конце апреля этого года заместитель мэра столицы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин сообщил о принятии решения о строительстве линий метро от станции «Улица Новаторов» Второго кольца до поселка Коммунарка Новой Москвы.

Ранее сообщалось о закладке транспортных коридоров метро во Внуково, Троицк и Рублево-Архангельское, строительство которых предполагается после 2020 года.

«Программа развития метро рассчитана не на пару лет, а на долгосрочный период. Уже сейчас мы планируем возможные варианты продления метро в будущем. Сегодня при строительстве Второго кольца метро предусматривается устройство поворотных съездов для новых линий метрополитена», – отмечал Хуснуллин.

Текст: Иван Чернов, Елена Сидоренко

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?