Московский окружной военный суд вынес приговор Елене Аршахановой и Саиде Халиковой за финансирование боевиков запрещенной в России террористической организации «Исламское государство*» (ИГ), сообщила пресс-секретарь суда Ирина Жирнова.
Массовый уход молодых людей в радикализм – результат того, что мы завалили всю работу с молодежью
«Накануне по просьбе самих подсудимых и защиты дело было рассмотрено в особом порядке, вчера же был вынесен приговор. Аршаханова приговорена к пяти годам и трем месяцам в колонии общего режима, Халикова приговорена к пяти годам и шести месяцам колонии общего режима», – сказала ТАСС представитель суда.
Как установил суд, студентки перечисляли деньги на счета боевиков.
Следствие по этому делу завершилось в ноябре. Согласно материалам дела, бывшая студентка Астраханской медицинской академии Дарья Ицанкова организовала на одном из мусульманских сайтов сбор средств для «нуждающейся исламской молодежи». Саида Халикова, учившаяся в этом же вузе, стала активно посещать сайт, а после возвращения в Махачкалу сблизилась с переехавшей туда же к мужу Ицанковой и даже стала жить в ее квартире. Как пишет «Коммерсант», Ицанкова поручила новой подруге организовать сбор средств для «нуждающихся братьев» и познакомила ее с другими своими соратницами – Эльвирой Караевой, Еленой Аршахановой и Полиной Атемаскиной, которые к тому времени уже зарабатывали деньги продажей на махачкалинском базаре импортных детских вещей.
Саиде Халиковой Ицанкова предложила зарабатывать продажей самодельного мыла, пообещав поставлять все необходимые ингредиенты для его производства в домашних условиях. В декабре 2013 года она уехала со своим мужем на Ближний Восток, где уже открыто собирала деньги для боевиков ИГ, а с оставшимися в России соратницами продолжала поддерживать связь, требуя перечислять вырученные деньги на определенные банковские счета. Один из переводов на сумму 45 тыс. рублей был перехвачен силовиками в 2014 году, после чего находившиеся на территории России подозреваемые были задержаны. Их линия защиты строилась на том, что девушки не знали, для кого предназначались деньги.
Брошенные государством
Председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак заявил газете ВЗГЛЯД, что случаи как осознанного, так и неосознанного вовлечения молодых людей в цели и задачи террористов свидетельствуют о провалах чиновников Российской Федерации сразу по двум направлениям: образованию и молодежной политике.
«Наша молодежь, по сути, брошена государством на произвол судьбы, потому что все эти молодежные движения и государственные органы, которые должны заниматься работой с молодежью, – профанация. Большая часть молодежи сегодня предоставлена сама себе. Часть из них становятся наркоманами, алкоголиками, и кого-то, наверное, это устраивает. Те, кто не стали алкоголиками и наркоманами, пытаются себя в чем-то реализовать.
К сожалению, реализовать себя в чем-то легальном, что шло бы на пользу государству, у них не получается, потому что у нас социальные лифты нарушены. За отсутствием социальных лифтов эти люди попадают в лапы вербовщиков, которые подхватывают эти негативные настроения и начинают их обращать в свою «веру», – сказал Казак.
«Этих людей отправляют в ИГИЛ. А ИГИЛ* – это американский проект, цель которого – создать очаг противостояния, чтобы установить контроль за нефтепотоками. И по сути наши молодые ребята, которые брошены государством, становятся солдатами американской колониальной войны. Мы все последние годы только разваливали образование, которое нам досталось в наследство от Советского Союза. И массовый уход молодых людей в ИГИЛ и вообще в радикализм – результат не того, что хорошо работают агитаторы, а результат того, что мы завалили всю работу с молодежью», – добавил он.
Чтобы изменить ситуацию, по его мнению, нужно «не просто арестовывать, сажать и карать. Нужно восстановить организации, которые бы работали с молодежью».
«Совсем не обязательно жить в халифате»#{smallinfographicleft=751158}
Председатель Совета исламского образования России, ректор Российского исламского университета (Казань) Рафик Мухаметшин заявил газете ВЗГЛЯД, что вербовщики террористов влияют на неокрепшие умы, поскольку общее представление об исламе упрощенное, и непонимание этой религии приводит к тому, что отдельные представители молодежи ведутся на пропаганду террористов. «Эти молодые люди пытаются найти некую «истинную религию» за пределами своей Родины. И помешать планам террористов, я думаю, может просветительская работа», – полагает он.
Кроме того, по словам Мухаметшина, в последнее время в Сети появилось много роликов, показывающих «истинное лицо ИГИЛ», с казнями, кровью, привлечением детей и молодых людей. «И иногда я начинаю думать о том, для какой аудитории это рассчитано. Адекватные люди с устойчивой психикой вряд ли после этого пойдут воевать за ИГИЛ», – полагает он.
«Что касается антитеррористической пропаганды и просветительской работы, тут многим из нас не хватает элементарных знаний об исламе. Вот кто-то почему-то говорит, что в исламе самое главное – это создание халифата. Но совсем не обязательно жить в халифате, об этом говорил и наш пророк. Нужно жить в своей стране, главное, чтобы твое государство создавало условия для твоей религиозной свободы. И в нашей стране, в России, есть все возможности для того, чтобы исповедовать ислам», – заключил Мухаметшин.
Напомним, в МИД России недавно заявили, что в рядах ИГИЛ находятся до 2 тыс. российских граждан, и у властей есть серьезные опасения относительно деятельности этих людей, когда они вернутся в Россию.
Наиболее известной историей, связанной с вербовкой в ИГИЛ, стало исчезновение и задержание студентки философского факультета Московского университета Варвары Карауловой, пытавшейся, по данным силовиков, вступить в ряды «Исламского государства». Девушка, увлекавшаяся изучением ислама и арабского языка, втайне от родителей оформила загранпаспорт и 27 мая вместо того, чтобы отправиться на лекции, вылетела в Стамбул. Студентка была задержана турецкими властями в городе Килис на границе с Сирией.
Уже 4 июня она была задержана на турецко-сирийской границе в городе Килис в составе группы из 14 россиян, и утром 11 июня Караулова в сопровождении сотрудников Интерпола и турецкой миграционной службы вылетела в Москву. Против самой студентки СК дело возбуждать не стал, однако через некоторое время в Следственном комитете заявили, что она не прервала общение с джихадистами. Караулову, которая успела сменить имя, обвинили по ч. 1 ст. 30 ч. 2 ст. 205.5 УК (участие в террористической организации), это наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. Лефортовский суд Москвы 28 октября вынес решение о заключении ее под стражу.
Пример успешного проникновения в ряды террористов – 28-летний житель Ноябрьска Анатолий Землянка, которого его знакомые признали в засветившемся на видео палаче из ИГИЛ. В Рунете он получил прозвище Джихади Толик, а российские власти объявили его в международный розыск. Землянка, получивший образование в Тюмени, занимался единоборствами и даже подавал надежды, однако, по словам тренера, не оправдал их из-за мягкого характера. Решение примкнуть к боевикам у него созрело, когда он посещал ваххабитскую мечеть в Ноябрьске, где исламистские деятели подвергали прихожан серьезной психологической обработке. После того, как про Землянку узнала вся страна, эти деятели исчезли в неизвестном направлении. Мечеть была закрыта полицией.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ