В понедельник стало известно, что министерство экономики ФРГ окончательно остановило реализацию договоренности между оборонным концерном Rheinmetall AG и Российской армией по строительству центра боевой подготовки сухопутных войск в поселке Мулино Нижегородской области.
Есть как минимум пара компаний, которым можно поручить эту работу
Представитель ведомства заявил, что разрешение, выданное компании Rheinmetall AG предыдущим правительством, отозвано.
Cанкции ЕС против России, принятые в связи с ситуацией на Украине, не распространяются на ранее заключенные сделки. Однако в германском министерстве не скрывают, что федеральное правительство решило не оставаться в рамках решения Евросоюза и быть святее Папы Римского.
«В свете санкций ЕС мы должны были бы поставить оборудование для этого центра. Но мы не хотим этого, не хотим уже с марта. Поэтому формально мы должны это разрешение действительно отозвать. С тем чтобы поставки не продолжались», – заявила РИА «Новости» представитель министерства экономики ФРГ Таня Алемани. «Остановили мы их, однако, уже в марте. Мы приняли решение на национальном уровне», – добавила она. По ее словам, правительство Германии «с самого начала ухудшения обстановки на Украине говорит, что никаких разрешений на поставки вооружения в Россию не будет – ни на боевое оружие, ни на товары вооружения».
«И новые санкции этого не изменили. ЕС лишь принял решение не выдавать новых разрешений», – заявила Алемани.
Источник ИТАР-ТАСС в российском правительстве сообщил, что «чисто теоретически концерн, если посчитает нужным, может подать новую заявку на участие в строительстве центра в Мулино».
Соглашение о начале проектирования центра боевой подготовки на территории полигона Мулино было заключено в феврале 2011 года в Москве. Договор подписывали бывший министр обороны России Анатолий Сердюков и руководитель Rheinmetall Клаус Эберхард. Стоимость сделки оценивалась в 120 млн евро. Обучение в центре, рассчитанном на тактические учения бригады, могут проходить до 30 тыс. военнослужащих в год. В перспективе должны быть построены четыре таких центра.
Срок окончания строительства центра в Мулино – сентябрь 2014 года. К настоящему времени большая часть объектов построены, а соединения Западного военного округа еще в прошлом году проводили там тактические учения. Оружие мотострелков, танков и БМП на этом центре оснащено лазерными импульсаторами, а система фиксирует попадание в оснащенных датчиками военнослужащих и технику. Это не только позволяет воссоздать тактическую обстановку, максимально похожую на боевую, но и существенно экономит боеприпасы, горючее и ресурс боевой техники. Ранее в военном ведомстве заявляли, что благодаря этой экономии центр окупится уже через два года.
В Москве на решение правительства ФРГ ответили флегматично. «Фактически это не повлияет на запуск объектов в срок», – заявил замминистра обороны Юрий Борисов.
Высокопоставленный источник «Интерфакса» в российском военном ведомстве сообщил, что учебный центр в Мулино будет введен в строй в сентябре, как и планировалось.
«Поле работ Rheinmetall в этом проекте – всего лишь 10%. Наша промышленность в состоянии обеспечить импортозамещение», – сказал он, отметив, что Минобороны РФ подаст судебные иски за невыполнение обязательств. «Они заплатят нам гораздо больше, чем на них потратили», – сказал источник.
Весной в СМИ уже появлялась информация о приостановке поставок оборудования в Мулино по решению правительства ФРГ. В начале июня Борисов заявлял, что строительство продолжается. «Полигон в Мулино строят, продолжают, пошумели под напором «большого брата» и продолжают строить. Но мы и сами можем с этим справиться», – говорил он тогда.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, в России есть как минимум пара компаний, которым можно поручить эту работу, и они наверняка смогут завершить строительство: «КРЭТ» и «Транзас». «Однако тут есть одно большое «но». Rheinmetall уже построила один такой полигон в Германии для Бундесвера, а второй построил для армии Объединенных Арабских Эмиратов. То есть они уже имеют опыт и, соответственно, наш, третий, полигон, может быть, был бы даже лучше, чем два предыдущих. При такой сложной масштабной задаче могут быть неизбежны какие-то ошибки, нестыковки. Rheinmetall их уже прошла: военные тестировали, есть замечания. Наши компании будут это все проходить с чистого листа. Естественно, для них это будет первый опыт. Обе эти компании, конечно, уже делали тренажеры, но они никогда не делали такого масштабного проекта. Там же задача не только сделать лазерные стрелялки, но чтобы вводилась программа и компьютер создал конкретную тактическую обстановку, чтобы командир получал вводные и т. д. Это нетривиальная и очень сложная задача», – сказал он.
«Центр строила и проектировала одна компания, а заканчивать будут другие, поэтому, мне кажется, неизбежны какие-то задержки, компромиссы», – добавил Пухов.
Вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин настроен более оптимистично. По его мнению, вся технологическая документация у России есть, и то, что закладывалось в Мулино, вполне можно реализовать без участия немцев.
«Достойный ответ»
Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил в понедельник на заседании Морской коллегии при правительстве, что Россия должна достойно ответить на санкции, а именно провести полное импортозамещение.
«Санкции, несмотря на то, что приняты против России, должны получить достойный ответ. Ответ очень простой – мы должны наконец-то акцентированно заниматься развитием собственной промышленности и провести полное импортозамещение, чтобы быть максимально независимыми в условиях беспрецедентного давления на нашу страну», – сказал он.
Между тем глава немецко-японского машиностроительного концерна DMG Mori Seiki Рюдигер Капица заявил, что в результате санкций ЕС предприятия ФРГ потеряют деловых партнеров и свои доли на рынке.
При этом Рюдигер Капица выразил надежду, что концерн, являющийся одним из ведущих мировых производителей токарных и фрезерных станков с числовым программным управлением, «в относительно малой степени» будет затронут санкционными ограничениями, «поскольку осуществляет поставки исключительно для гражданского сектора». По его данным, в настоящее время торговый оборот с Россией предприятия, которое до 2013 года называлось «Гильдемайстер», составляет около 100 млн евро в год.
На прошлой неделе аналогичные сожаления высказывали в Союзе немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования (VDMA). Главный экономист VDMA Ральф Вихерс заявил, что «конфликт с Россией оставляет ощутимые следы в двусторонней торговле». «Он в принципиальном плане затрудняет спрос на продукцию нашей отрасли», – заявил он.
По данным СМИ ФРГ, российские компании еще до объявления санкций начали отказываться от немецких заказов, а за первый квартал этого года экспорт немецкого оборудования в Россию снизился на 17,2%.
«Мне не хотелось бы заниматься шапкозакидательством и говорить, что мы абсолютно безболезненно переживем приостановление контактов с немецкой стороной, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД первый зампредседателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. – Это проверенный партнер, германская техника хорошая. Но они не являются эксклюзивными держателями знаний, и существует много альтернативных поставщиков. Более того, это хорошая возможность дать наконец шанс нашему малому и среднему бизнесу занять хорошие позиции в инженерном деле».
«Мне кажется, что ситуация для наших немецких партнеров и друзей – а они таковыми являются, несмотря на нынешние события – очень трагична, – подчеркнул парламентарий. – Они затратили много усилий, заняв значительную долю российского рынка, завоевали высокий авторитет качеством продукции и своей надежностью как поставщика. И один из фундаментальных плюсов, которыми они обладают – «надежный поставщик», – будет ставиться под сомнение. И мне кажется, очень обидно разменивать авторитет, который нарабатывается годами, на евроатлантическую лояльность».