Федеральная миграционная служба предлагает ввести специальную законодательную норму, чтобы дать особый статус жителям Юго-Востока Украины, прибывающим в Россию в поисках убежища. Об этом сообщил глава ФМС Константин Ромодановский. По его словам, 90% въезжающих в Россию граждан Украины не имеют намерения остаться в России, и «мы их условно называем «люди, вынужденно покинувшие территорию Украины».
Процедура получения статуса беженца, как и в любой стране, достаточно долгая. А ситуация требует того формата, который обеспечивает очень быстрое решение
«Сейчас у нас есть люди, имеющие статус беженца, статус временного убежища или разрешение на временное проживание. Люди, прибывшие с Украины, в данном случае относятся к категории временно пребывающих. Она отличается от статуса временно проживающих. Это очень широкая категория, к слову, к ней также относятся туристы, приезжающие в гости. Нами разработан проект нового закона о предоставлении убежища, который мы в ближайшее время внесем в правительство. В данном законе мы ввели новый институт «временная защита». Данный статус позволит оказывать содействие лицам в случае массового экстренного прибытия на территорию России из сопредельного государства, что и происходит сейчас с гражданами Украины», – сказал чиновник в интервью «Комсомольской правде».
Он пояснил, что статус беженца – международная норма, он присваивается в соответствии с конвенцией 1951 года, и «мы тут придерживаемся очень жестких стандартов».
«Если человек под них чуть-чуть не подходит, но мы понимаем, что в силу гуманитарных обстоятельств ему сложно вернуться на родину, он может обратиться за предоставлением статуса временного убежища, который дается на год с возможностью пролонгации. Люди, получившие статус беженца или временного убежища, должны на время пребывания в России сдать свой национальный паспорт. Если же человек принимает решение отказаться от этого статуса, ему возвращаются документы, и он отбывает на родину. Статус беженца позволяет человеку получать в России пенсию, медобслуживание и обучать детей в школе. Статус временного убежища пенсию получать не позволяет. Но оба статуса дают возможность трудоустроиться без получения разрешения на работу», – рассказал Ромодановский.
Согласно конвенции ООН «О статусе беженцев» таковыми считаются люди, имеющие обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, и которые не могут пользоваться защитой стран своего гражданства или не желают ей пользоваться вследствие таких опасений.
В ряде стран существует так называемый гуманитарный статус: временное убежище, предоставляемое в случае массового исхода беженцам или лицам, которые не удовлетворяют конвенционным критериям, но не могут быть высланы из соображений гуманности.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, большая часть людей, спасающихся от войны, по незнанию или по каким-то другим причинам не пишет на границе заявление о получении статуса беженца и формально прибывает в Россию как гости и туристы. Это дало повод Госдепартаменту США заявить, что большая часть людей, пересекающих границу, возможно, «едут навестить бабушек». Формально, как следует из разъяснения Ромодановского, Госдеп прав.
«Всего лишь 9,6 тыс. человек подали прошения на убежище в России», – заявила во вторник представитель Госдепа Мари Харф, несмотря на то, что, по данным ООН, в Россию прибыли более 100 тыс. беженцев.
Украинские власти, напомним, вообще не видят никаких беженцев: тех, кто едет в Россию, в Киеве вовсе не замечают, а жителей Юго-Востока, укрывшихся от войны на Украине, беженцами не считают. «Учитывая тот факт, что Донецкая и Луганская области, как и Автономная Республика Крым, являются неотъемлемой частью Украины, в соответствии с п. 6 гл. ІІ Устава Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев 1950 года и п. 2 раздела А ст. 1 Конвенции о статусе беженцев 1951 года граждане Украины, которые находятся на этой территории, не могут в принципе иметь статус беженцев», – заявили в МИД Украины.
Зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин («Единая Россия») убежден, что необходимо принимать все возможные меры на законодательном уровне и на уровне правительственных актов, чтобы обеспечить защиту прав украинцев, которые вынуждены бежать от войны на территорию России. Он заверил газету ВЗГЛЯД, что все предложения со стороны ФМС по повышению эффективности работы с беженцами «будут приниматься».
Что касается заявления Госдепа, то депутат назвал его «верхом цинизма». «Они готовы закрыть глаза на все преступления киевского режима. Пора перестать обращать столь пристальное внимание (на подобные заявления). Это делается ради одного – оправдать действия киевского режима», – уверен Дмитрий Вяткин.
В свою очередь руководитель рабочей группы Общественной палаты по оказанию гуманитарной помощи Максим Григорьев отметил, что на одной из недавних встреч с представителями ФМС говорилось о планах найти возможность, чтобы «в убыстренном формате обеспечивать решение» вопросов с беженцами.
«Многие из них не хотят оставаться в России в качестве беженцев. Они надеются, что киевские власти прекратят карательную операцию, и через несколько месяцев они смогут вернуться на Юго-Восток Украины. Поэтому для многих получить постоянный статус беженца психологически сложно. Кроме того, процедура получения статуса беженца, как и в любой стране, достаточно долгая. А ситуация требует того формата, который обеспечивает очень быстрое решение этих вопросов. Поэтому, я считаю, такую категорию вводить очень разумно», – сказал Григорьев газете ВЗГЛЯД.
По его словам, если у человека нет статуса беженца, то «юридически невозможно оплатить их проживание из местного или федерального бюджета». «Введение новой категории позволит решать эти сложности и оказывать помощь и поддержку в том объеме, в котором это необходимо, – уверен Григорьев. – Неважно, как это обозначать. Все эти люди подпадают под категорию беженцев. Только Госдепартамент Соединенных Штатов говорит о такой категории, как «посещающие бабушку».
Добавим, что международный комитет Совета Федерации обсудит возможность подготовки обращения к странам – соседям Украины с просьбой принять беженцев из юго-восточных регионов страны. Об этом заявил глава комиссии СФ по мониторингу ситуации на Украине, первый зампред комитета по международным делам Владимир Джабаров. «Почему другие соседние с Украиной страны, например Словакия, Польша, не предлагают свои услуги по принятию беженцев с Украины? – выразил недоумение Джабаров. – Может, тогда они поверят, что есть беженцы, люди, реально пытающиеся покинуть территорию Юго-Востока».
Он напомнил, что на территории России уже сейчас находится как минимум 500 тысяч человек, хотя эта цифра постоянно изменяется в сторону увеличения.