Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что российское руководство готово разрабатывать программу по освоению дальнего космоса совместно с Китаем.
Мы готовы двигаться вместе с нашими китайскими друзьями рука об руку
«Если говорить о пилотируемой космонавтике и об освоении дальнего космоса, совместном освоении Солнечной системы, прежде всего это Луна и Марс, мы здесь готовы двигаться вместе с нашими китайскими друзьями рука об руку», – сказал Рогозин в ходе круглого стола, который проходит в рамках выставки «Первое российско-китайское ЭКСПО».
Он напомнил, что сейчас Россия проводит глубокую реформу ракетно-космической отрасли, пытаясь наверстать отставание от технологического прогресса.
«Это сопровождается аварийностью, поэтому мы не можем спокойно на это смотреть, и глубокие реформы, которые сегодня должны привести к консолидации российской ракетно-космической промышленности, обязательно дадут очень скоро необходимый результат», – приводит РИА «Новости» слова замглавы правительства.
По его словам, Россия и Китай в перспективе могут совместно создавать космические аппараты, «независимую от кого бы то ни было радиокомпонентную базу», а также сотрудничать в картографии и коммуникации.
В рамках круглого стола «Российско-китайское сотрудничество в сфере систем спутниковой навигации» в понедельник был подписан меморандум о взаимопонимании между Федеральным космическим агентством России и китайской Канцелярией по спутниковой навигации в сфере сотрудничества по глобальным навигационным спутниковым системам.
Рогозин отметил, что российская навигационная система ГЛОНАСС и китайский «Бэйдоу» будут «очень хорошо» сочетаться друг с другом.
«В силу специфики наших систем и расположения спутников мы не имеем конкуренции в Северном полушарии, особенно в северных широтах. Естественно, Китайская Народная Республика создает спутниковую систему, орбитальную группировку южнее, и поэтому будет очень хорошее сочетание двух систем, они смогут взаимодополнять друг друга», – указал Рогозин, передает ИТАР-ТАСС.
В конце мая Владимир Путин совершил в КНР визит, в ходе которого был подписан крупнейший в истории отношений двух стран газовый контракт о поставке Газпромом 38 млрд кубометров газа ежегодно в течение 30 лет. Общая сумма договора составляет около 400 миллиардов долларов.
Как заявил Рогозин, российское руководство предполагает, что к 2020 году объем торгово-экономических связей достигнет 200 млрд долларов. «Но я думаю, что если мы пойдем такими высокими темпами и будем развивать крупные, сначала инфраструктурные, проекты, которые позволят соединить энергию России и Китая, то, может быть, эта цифра нам покажется достижимой и раньше», – уточнил вице-премьер.
«Корни пилотируемой программы Китая – в советской пилотируемой программе, – сказал газете ВЗГЛЯД редактор отраслевого журнала «Вестник ГЛОНАСС» Константин Крейденко. – В течение длительного времени были контакты разного рода: китайские специалисты у нас обучались, и наши специалисты ездили в Китай, поэтому я не вижу больших проблем по поводу сотрудничества. Подход у нас одинаковый, потому что советская школа является основной для всего мира. В пилотируемой космонавтике мы пока лидеры».
«По поводу навигационного сотрудничества тоже нет проблем, – добавил он. – Взаимодействие действующих навигационных систем – GPS и ГЛОНАСС – и перспективных (европейская «Галилео» и китайская «Бэйдоу») – вопрос, на некоторых уровнях уже решенный. Многие ведущие производители навигационных приемников уже делают мультисистемные аппараты».
«Российской стороне это сотрудничество даст возможность оставаться в лидерах. Сегодня мы технологически не так сильны, здесь можно воспользоваться китайскими наработками, у них сейчас хорошая электронная промышленность. А у нас очень хороший задел, в частности, по исследованиям дальнего космоса», – считает эксперт.
В то же время член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Юрий Караш предупреждает, что такого рода сотрудничество в перспективе не сулит России ничего хорошего. «С точки зрения науки и техники Китай, конечно, никак не обогатит Россию в данной сфере космической деятельности, потому что по большому счету он еще только учится летать в космос. Китай только приступает к сборке своей околоземной станции, когда Россия, если считать МКС, с 1971 года построила девять станций. Другими словами, Китай России с научно-технической точки зрения не подмога на дальнем космическом направлении», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Я очень боюсь, что это сотрудничество сведется к тому, что российские инженеры-конструкторы будут за китайские деньги создавать технику для полетов тайконавтов в дальний космос. Потому что, если посмотреть на взаимодействие Китая с другими странами в области науки и техники, то мы увидим, что для Китая партнерство в данной сфере – не некий равноправный взаимовыгодный альянс, а лишь способ узнать сильные стороны партнера, чтобы потом воплотить их на своей национальной почве и отказаться от дальнейшего сотрудничества. Поэтому я бы с очень большой настороженностью относился к широкомасштабному объединению усилий российской и китайской космической программ в области освоения и исследования дальнего космоса, считаю, что это абсолютно несвоевременно и непродуманно», – отметил эксперт.
Он также отметил, что нельзя забывать о том, что космическая техника – технология двойного назначения. Иначе говоря, она применяется в том числе для создания высокотехнологичных вооружений. «Способствовать тому, чтобы у Китая появлялось самое совершенное высокотехнологическое оружие, я считаю, не в интересах Российской Федерации», – заключил Караш.