Общество

Максим Мищенко
депутат Государственной думы («Единая Россия»)

«Для интеллектуального здоровья»

31 марта 2014, 21:18

Фото: er.ru

Депутат Госдумы Олег Савченко («Единая Россия») на днях предложил вернуть в школы уроки политинформации. В разговоре с НГ Савченко сказал, что это поможет подрастающему поколению «правильно оценивать события и понимать, где тут черное, а где белое». Кроме того, по его мнению, учеников нужно чаще возить на экскурсии по историческим местам за счет муниципальных бюджетов.

Это должны быть старшеклассники, классные руководители и вообще любые учителя, которые готовы подойти к этому творчески. У меня в школе таким был учитель истории и физики

Идею поддержал лидер общероссийского движения «Россия Молодая», член Общественной палаты IV созыва, депутат Госдумы V созыва Максим Мищенко. В интервью газете ВЗГЛЯД он рассказал, почему уроки политинформации нужно возрождать как можно скорее.

ВЗГЛЯД: Максим Николаевич, что заставило вас заговорить о возрождении школьных уроков политической информации? Это будет возвращение к той практике, что существовала в советских школах?

Максим Мищенко: Я не считаю, что это возврат во времена СССР. Это адекватный ответ на сложившуюся геополитическую ситуацию. Мир изменился. Сейчас технологии развиваются стремительно. Интернет захватывает информационное пространство. К сожалению, США начинают активно доминировать, захватывая власть в других странах через «технологии захвата будущего». Прежде всего они захватывают сознание людей крупных городов и таким образом приводят к власти марионеточные режимы, которые наносят очень серьезный экономический урон тем государствам, где поставлены проамериканские правители.

Естественно, люди должны уметь со школьной скамьи отличать правду от вымысла и противостоять современным манипуляционным технологиям. Это закон выживания в будущем. Если старшекласснику не дать инструмент по отделению информационной лжи от правды, он просто станет орудием в руках глобальных сил, которые зачастую используют жителей больших городов, противопоставляя их всему народу. Наши граждане должны уметь разбираться в таких вещах. Это вопрос выживания нашей страны.

ВЗГЛЯД: Уроки политинформации во времена СССР давали больше позитивного или негативного?

М. М.: В начальный период, когда мы осваивали космос и когда СССР был триумфатором после победы в Великой Отечественной войне, было больше позитивного. Но потом элита захирела. В нее было внедрено много людей, которые открыто поддерживали Запад, а в момент разложения СССР эти уроки были доведены до абсурда. А когда начали делить советскую собственность, то было выгодно свести такие уроки на нет.

Максим Мищенко (Фото: er.ru)

Все зависит от преподавателя. Если это делать без души, желания научить, то будет восприниматься негативно. Если речь будет идти о конкретной идеологии и о конкретном формате – социализм, либерализм, это всегда вызывает отторжение, а если о технологических и глобальных смысловых вещах, то это будет только на пользу.

ВЗГЛЯД: Кому доверить проводить подобные уроки?

М. М.: Тут нужен творческий здравый подход. Это должны быть энтузиасты. Вопрос обсуждаемый. На мой взгляд, это должны быть старшеклассники, классные руководители и вообще любые учителя, которые готовы подойти к этому творчески. У меня в школе таким был учитель истории и физики. Он был готов рассказывать про существующую ситуацию в мире очень активно. Такой неравнодушный человек идеально мог бы передавать школьникам интересные вещи. Основные смыслы и технологию можно разрабатывать. У нас же много учительских сообществ. Например, Всероссийское педагогическое собрание, объединение молодых педагогов. Я знаю много активных неравнодушных людей, которые хотят работать с молодежью.

В Советском Союзе, к сожалению, когда у элиты были уже другие цели, это все свели до абсурда. Но сейчас эти уроки будут очень востребованы. Молодежи нужно где-то черпать информацию и обсуждать, что происходит в мире. Когда они заходят в интернет, то видят совершенно другую картину. Ни для кого не секрет – интернет контролируется американцами. Блокируется телеканал Russia Today, YouTube. Сейчас на Украине отключили российские телеканалы. Это все модерируется. Нужна альтернативная точка зрения, обсуждение внутри школы. Понятно, что школьники в любом случае соприкоснутся с этим в интернете. Сейчас активно работает западная машина пропаганды через социальные сети, внедряются смыслы, идет промывка мозгов. Мне кажется, нужна альтернативная отдушина в наших школах, чтобы люди могли отличить то, что им предлагают в интернете западные команды политтехнологов.

ВЗГЛЯД: Если вводить уроки прямо сейчас, то чему их посвящать? С чего начинать?

М. М.: Нужно обсуждать события современного мира. Нужно обсуждать Украину, что сейчас происходит на юго-востоке страны. Почему люди, захватившие власть в Киеве, по сути дела, сейчас подавляют любое недовольство со стороны людей. Почему там отключают интернет, телевидение, хватают и сажают в тюрьмы политических лидеров. Нужно обсуждать ситуацию с Крымом. Казалось бы, какой интерес США объявлять России санкции из-за этого. Геополитические вопросы как раз надо обсуждать в возрасте 14–15 лет, когда идет формирование человека. Сейчас с промытыми мозгами студенты приходят в вуз и реагируют уже совершенно неадекватно. Простой пример со студентами МГИМО, где профессор Зубов, который в открытую поливал грязью действия нашей политики в Крыму, поехал в Лондон, ему там рукоплескали. Он прикрывался именем МГИМО, а потом стал поднимать и будоражить студентов, когда его попросили из вуза.

Я вспомнил один свой диалог. После войны в Южной Осетии я поехал в одну из европейских стран и пытался там донести информацию, противостоять лжи и пропаганде западных стран о том, что Россия первая напала... И был очень удивлен позицией нашего посла в этой стране. Такое ощущение, что для него мнение руководства той страны, где он находится, важнее мнения государственных интересов в России. Я сейчас понимаю почему. В таких вузах, как в МГИМО, промывают мозги будущим дипломатам, что российские интересы – вообще ничто. Есть какие-то эфемерные интересы мирового сообщества. На мой взгляд, если люди учатся быть слугами государевыми и отстаивать интересы государства в других странах, они должны прежде всего обучаться именно этим технологиям, а не чему-то другому. Тем более это делается за государственный счет.

Понятно, когда это делается на американские гранты, людей прокачивают, готовят их в закарпатских лагерях. А потом они на Болотной площади раскачивают наш народ. Но здесь должна быть другая ситуация. То есть там это делается на американские деньги, а здесь – на деньги налогоплательщиков готовят людей, которые, по сути дела, работают в интересах других стран.

Начинается все со школьной скамьи. Мой опыт работы с молодежью показывает, что в студенческом возрасте уже поздно переучивать. Человек приходит в вуз со сформировавшимися взглядами. Если говорить о сути происходящего, надо начинать говорить в 10–11-х классах. Конечно, ее еще надо обсудить и продумать детали. Но это важно именно сейчас, когда важный исторический момент. Мы находимся под гнетом информационной войны со стороны Запада. Нас пытаются обвинить во всех тяжких грехах. Мы должны отстаивать свою точку зрения. Делать это не кондово, не глупо, а умно. Надо заниматься просвещением. Образование – это не только механическое обучение, это еще и воспитание. Поэтому этот воспитательный процесс должен быть запущен в российских школах.

ВЗГЛЯД: Этот процесс должен стать частью обществознания или читаться как отдельная дисциплина?

М. М.: Это может быть обществознание или просто отдельные уроки в рамках существующей школьной программы, чтобы не нарушать процесс. Все равно же есть время, которое ученики проводят с классными руководителями. Есть так называемый классный час. Если пол-урока будет посвящено основным моментам, было бы здорово.

ВЗГЛЯД: С введением таких уроков не увеличится ли нагрузка на учеников? Она и так высокая.

М. М.: Нет. Эти уроки очень важны. Как физкультура важна для физического здоровья, эти уроки необходимы для интеллектуального здоровья и для морального здоровья человека. В противном случае интернет и западная машина пропаганды будут преподавать совершенно другие уроки. Недавно мы провели для молодежи лагерь на черноморском побережье Кавказа. Ко мне подошел парень из города, в котором я родился – Таганрога, и говорит: «Я не понимаю, что делать, у нас поголовно вся молодежь – фашисты. Как их переубедить? Они рисуют свастику, рассказывают о том, что Гитлер шел освободить братьев-славян от еврейского господства...»

Они полностью прокачаны фашистской идеологией. Свято место пусто не бывает. Если здесь пустота, то молодежь найдет это в интернете либо из других источников. Я считаю, что это последствия наплевательского отношения к интеллектуальному здоровью молодежи. Этим нужно заниматься. Если это будет в рамках действующей школьной программы, то почему бы нет. 

Текст: Андрей Резчиков

Вам может быть интересно

Новая госпрограмма вооружения включила ИИ в приоритетные направления
Темы дня

Как будут освобождаться оставшиеся города Донбасса

«Вскрытием этого «крепкого орешка» предстоит заниматься нашей армии в следующем году. Если, конечно, Владимир Зеленский добровольно не выведет войска из ДНР», – так эксперты описывают задачу ВС России в районе Дружковско-Краматорско-Славянской агломерации. Какие цели преследует противник и как будет выглядеть освобождение последних вражеских «фортеций» в ДНР?

Россия взяла под контроль главную проблему в экономике

Одним из главных успехов российской экономики в 2025 году стало взятие разгоняющейся инфляции под контроль. Еще в начале года жесткая политика ЦБ по ставке – а регулятор довел ее до рекорда в 21% – казалась многим чересчур жесткой. Однако результат к концу года показал эффективность этой политики. Несмотря на это, инфляционные ожидания россиян растут. Что будет с ценами и ключевой ставкой в новом году?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Российские войска освободили Косовцево в Запорожской области

Подразделения группировки войск «Восток» продолжали продвижение вглубь обороны противника и освободили Косовцево. Кроме того, за неделю они освободили Андреевку в Днепропетровской области и Заречное в Запорожской области.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Китай предостерег Японию от милитаризации

Япония отказывается от курса мирного развития и все больше уходит в сторону милитаризации, заявил официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь на брифинге.

Банк России представил обновленную тысячерублевку

Новые банкноты номиналом 1000 рублей появятся в обращении постепенно, этот процесс может занять от одного года до полутора лет, сообщил заместитель председателя Банка России Сергей Белов.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Путин заявил о кратном увеличении производства востребованных вооружений

Производство наиболее востребованной в ходе СВО продукции, включая боеприпасы и бронетехнику, с 2022 года увеличилось кратно в 2025 году, заявил президент Владимир Путин на совещании по рассмотрению основных параметров проекта государственной программы вооружения.

Генсек НАТО не увидел причин для ЕС создавать независимую от США оборону

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил, что не видит повода для того, чтобы Евросоюз становился оборонительно независимым от США.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

В ЕС собрались ограничить полномочия будущих новых членов

Европейская комиссия разрабатывает инициативу, которая позволит ограничивать полномочия вступивших в ЕС стран при отступлении от демократических ценностей, пишет Politico.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов