В четверг стало известно о приостановке экспорта из США в Россию продукции, которая может использоваться для оборонных нужд.
В общем, масса негласных ограничений в отношении России действовала и раньше
Бюро промышленности и безопасности министерства торговли США наложило вето на выдачу лицензий по экспорту или реэкспорту в Россию оборонных товаров и услуг, а также продукции двойного назначения, в том числе лазеров и взрывчатых веществ.
Запрет действует с 1 марта, однако до сих пор об этом официально не сообщалось.
Отметим, что в прошлом году бюро было утверждено 1 тыс. 832 экспортных контракта с Россией на общую сумму порядка 1,5 млрд долларов.
Foreign Policy отмечает, что от санкций прежде всего пострадают сами американские экспортеры.
«Это будет иметь негативное последствие для тех американских компаний, которые могли бы отправить свой товар в Россию, например, в нефтегазовой и химической промышленности», – приводит издание слова юриста Дуга Якобсона.
«Речь идет не о формальном запрете, а о том, что они перестали выдавать разрешения на продукцию, которая может быть использована в интересах оборонной промышленности, – пояснил газете ВЗГЛЯД эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. – Речь идет об оборудовании, комплектующих и материалах, которые могут быть нам нужны. Промышленности надо приобретать много товаров за рубежом. Вопрос в том, сможем ли мы найти варианты закупки всего этого в обход американских ограничений. Но если хорошо поискать, можно найти это у других производителей или купить через какую-нибудь фирму».
«Это не формальные санкции, объявленные по закону, а достаточно гибкая вещь. Они могут какие-то вещи придерживать и снова разрешать в зависимости от того, как развиваются отношения. В общем, масса негласных ограничений в отношении России действовала и раньше», – добавил он.
«Во многом это можно обойти, действуя через третьи страны. Даже Советский Союз, когда эти ограничения были еще жестче, находил какие-то пути. И Россия, приложив какие-то усилия, их найдет», – заключил эксперт.
Напомним, на прошлой неделе президент канадской компании Bombardier Пьер Бодуэн заявил, что планы создания в России совместного предприятия по сборке турбовинтовых самолетов Q400 могут быть пересмотрены.
«В настоящее время речь идет об отсрочке (реализации планов сборки на территории РФ) из-за происходящих событий. Безусловно, мы намерены придерживаться санкций, какими бы они ни были», – заявил Бодуэн.
Он отметил, что пока никто не знает, «насколько масштабными могут быть потенциальные санкции». «Мы вели переговоры о том, чтобы реализовать задуманное в 2014 году», – заметил он, добавив, что теперь трудно сказать, насколько может быть отложено начало проекта.
Примечательно, что это известие вызвало восторг вице-премьера правительства России Дмитрия Рогозина, который поблагодарил канадцев.
«Я всегда был против промсборки Bombardier. Свои самолеты надо делать. Спасибо смышленым канадцам, что избавили нас от необходимости выставить их за дверь», – написал замглавы в Facebook*.
О заключении предварительных соглашений между Bombardier и госкорпорацией «Ростех» по закупке 100 самолетов Q400 было объявлено в конце августа прошлого года на авиасалоне в Жуковском.
Предполагалось, что дочерняя структура «Ростеха» – лизинговая компания «Авиакапитал сервис» – обеспечит поставку в Россию 50 лайнеров, построенных в Канаде. А соглашение перейдет в твердый контракт только после создания в Ульяновской области СП по сборке таких самолетов. На российских мощностях должно быть собрано как минимум 50 машин. В случае реализации договоренностей канадская корпорация должна будет получить около 3,4 млрд долларов.
В рамках свертывания военно-технического сотрудничества с Россией под сомнение может быть поставлен и получивший едва ли не скандальную известность договор на поставку Францией вертолетоносцев «Мистраль» и строительство этих кораблей на российских верфях.
Министр обороны Пятой республики Жан-Ив Ле Дриан заявил, что правительство страны собирается выполнить международные обязательства, однако не исключил, что контракт может быть пересмотрен. «Элементы корпуса сейчас создаются Россией, и эта процедура в целом непроста. Поставка первого корабля должна пройти в октябре, поэтому вопрос о возможном приостановлении контракта по «Мистралям» будет принят в октябре», – сказал он.
Как неоднократно писала газета ВЗГЛЯД, большинство экспертов и раньше не могли объяснить целесообразность покупки вертолетоносцев для российского ВМФ и высказывали сомнение, что кораблям этого класса будет найдено подходящее применение.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ