Задумались о санкциях
Это может сыграть только на руку нашей судостроительной промышленности
Глава МИД Франции Лоран Фабиус дал понять, что при определенных обстоятельствах сделка с Россией по «Мистралям» может быть аннулирована.
По его словам, это может быть сделано «в случае дальнейшей эскалации ситуации на Украине», передает ИТАР-ТАСС.
«Возможность аннулировать сделку по продаже кораблей «Мистраль» входит в список мер в рамках третьей серии санкций против России. В настоящее время мы находимся на втором «уровне», – сказал министр в прямом эфире телеканала TF-1.
При этом дипломат отметил, что Франция «не намерена в этом случае действовать в одиночку, необходимы и другие страны». Франция, в частности, попросит Великобританию осуществить аналогичные по масштабам действия с «авуарами российских олигархов в Лондоне». «В санкциях должны участвовать все (страны Запада)», – подчеркнул Фабиус.
Между тем приглашение президенту России участвовать в праздновании 70-й годовщины высадки союзных войск в Нормандии остается в силе, отметил позднее Фабиус. Эти мероприятия пройдут 6 июня.
Одновременно глава внешнеполитического ведомства Франции подтвердил информацию о переносе своего визита в Москву на более поздний срок «в связи с ситуацией в Крыму». Изначально его визит был запланирован на 18 марта.
Отметим, что просто так реализовать свою угрозу – разорвать многомиллионный контракт – у Франции не получится. Срыв договоренностей по «Мистралям» предполагает весьма серьезные штрафные санкции, сообщил ИТАР-ТАСС источник в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) России.
«Если брать чисто финансовую сторону вопроса, то стоит заметить, что контракт от 2011 года предусматривает очень серьезные штрафные санкции в случае срыва своих обязательств стороной контракта, – рассказал он. – По контракту на постройку двух «Мистралей» Россия уже выплатила Франции больше половины суммы, это приблизительно 700 млн евро».
«С учетом того, что себестоимость труда и промышленного производства в Европе как такового значительно выше, чем в России, у нас каталожная стоимость постройки одного «Мистраля» составляет 250 млн евро, в то время как контракт с Францией заключен на сумму 1,15 млрд евро на два корабля», – добавил он.
По оценке источника, за эту сумму «здесь, на российских верфях, можно построить не два, а 4–5 десантных вертолетоносцев с аналогичными характеристиками».
Отметим, что еще 7 марта президент Франции Франсуа Олланд заявлял, что договоренность о продаже России «Мистралей» сохраняется: «Франция соблюдает положения подписанных контрактов. Мы еще не находимся в той стадии, когда потребуется их отменять, и хотели бы избежать этого», – говорил он.
Чуть ранее и глава МИД страны Фабиус отмечал, что Париж пока не рассматривал вопрос о введении санкций на поставку вооружений в Россию.
Еще месяц назад вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин говорил, что Россия и Франция вышли на новый уровень в военно-техническом сотрудничестве, который позволяет «развить более доверительные отношения между сторонами».
После украинских событий первыми заморозили отношения с Россией в военной сфере американцы. При этом первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Сергей Жигарев отмечал в интервью газете ВЗГЛЯД, что «с точки зрения боеспособности войск никто ничего не потеряет – ни мы, ни они». Однако, по его словам, «потеряет мировая безопасность, мировая стабильность».
«Такой исход будет самым счастливым»
#{image=727647}Впрочем, как рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, контракт на покупку «Мистралей», заключенный по инициативе прежнего министра обороны России Анатолия Сердюкова, и раньше вызывал в России много споров.
«Во-первых, критика была связана с тем, что никто не просчитал жизненного цикла эксплуатации этих кораблей в составе российского ВМФ. Получалось, что он будет эксплуатироваться порядка 30 лет, и все это время мы бы критически зависели от поставок из Франции различного рода комплектующих, от сервиса, гарантийного обслуживания», – рассказал эксперт.
Но учитывая, что немалые деньги уже были заплачены, инициативу Сердюкова было решено не пересматривать, и «Мистрали» решили интегрировать в состав ВМФ России.
«Если Франция расторгнет этот контракт, то это, как ни странно, может сыграть только на руку нашей судостроительной промышленности. В дальнейшем мы построим собственные большие десантные корабли, такие проекты у нас есть, – сообщил Коротченко. – А Франция накажет только сама себя, лишившись источника доходов, ведь разрыв контрактов предусматривает и возврат уже уплаченных денег. Кроме того, у нее появится головная боль по поводу того, куда деть эти корабли, которые строились под российские стандарты. То есть Франция высечет сама себя. Парадоксальность ситуации заключается в том, что такой исход будет самым счастливым для всего этого нашумевшего контракта».
Коротченко, впрочем, заметил, что в таких крупных контрактах предусмотрены серьезные неустойки за разрыв соглашения. Чтобы получить деньги, Россия может обратиться в Международный арбитраж, в частности, в Стокгольме.
«Если же Франция вздумает заморозить все эти средства, это будет уже международное пиратство, – считает главред «Национальной обороны». – Этим Франция подорвет свою репутацию».
Напоследок Коротченко высказал мнение, что «Мистрали» и вертолетоносцы российскому флоту не были нужны в принципе.
Если же Франция вздумает заморозить все эти средства, это будет уже международное пиратство
«Надобность в кораблях такого класса у нас фактически отсутствует, концепция их боевого применения не вписывается в традиционную линейку кораблей, которые у нас всегда строились. Французы строили их для экспедиционных задач, например, для высадки в Африке. У нас же заморских территорий нет. Словом, нам нужны десантные корабли, но у нас есть собственные проекты, которые адаптированы и под нашу технику, и под концепцию боевого применения», – резюмировал он.
Отказ Франции от контракта по «Мистралям» больно ударит по Парижу, отметил в комментарии РИА «Новости» и бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов.
«Французам надо будет сказать спасибо, если они откажутся от контракта по «Мистралям». Такие «консервные банки» мы и сами можем строить, наши проекты кораблей такого класса намного лучше и вооруженнее», – сказал он.
И руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок считает, что данным решением французы сделают хуже лишь себе: «Пускай им будет хуже. Кстати, за эти «Мистрали» мы переплатили примерно в два раза. Покупка этих кораблей – это чисто политическое решение», – признал он.
Идея закупки кораблей этого типа не нравилась даже вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Он сетовал то на невозможность использования «Мистралей» в холодных морях, то на проблемы с топливом и горюче-смазочными материалами. Ему же не раз приходилось говорить, что отказаться от двух первых «Мистралей» Россия уже не может – таковы условия соглашения. Впрочем, впоследствии, сменив гнев на милость, Рогозин назвал спекуляцией сообщения о неминуемых проблемах с ГСМ.
Предыстория
#{weapon}Несколько дней назад источник в ОСК сообщал, что корму второго «Мистраля» – корабля «Севастополь» для Тихоокеанского флота России – должны спустить на воду этим летом.
«Строительство кормы ведется на стапеле «А» Балтийского завода с участием французской компании-подрядчика DCNS. Работы идут в четком соответствии с графиком, согласованным с французской стороной», – отмечал он.
По его словам, «буксировка кормы во Францию запланирована на 8 июля», носовая часть «Севастополя» уже сейчас сооружается на верфи французского Сен-Назера.
5 марта сообщалось, что первый российский «Мистраль» – «Владивосток» – вышел на морские испытания из порта Сен-Назер во Франции.
11 февраля в бухте Владивостока была забита первая свая причала для «Мистралей». Он должен стать основным местом для базирования первых двух вертолетоносцев «Владивосток» и «Севастополь», которые уже фактически «приписали» к Тихоокеанскому флоту. Полностью пункт базирования в бухте Улисс должен быть возведен к концу декабря 2017 года, передавало РИА «Новости».
При этом на Тихоокеанском флоте уже отобрали кандидатов для прохождения службы на первых двух «Мистралях». Сейчас эти ребята проходят переобучение в Петербурге.
Представители ВМФ добавляли, что в строящемся пункте базирования во Владивостоке помимо вертолетоносцев будет дислоцироваться соединение и других кораблей. Таким образом, и без «Мистралей» в случае санкций Парижа причал не будет пустовать.
Что касается передовых технологий, ради которых, в том числе, и было принято решение остановиться на французском проекте десантного корабля, сообщалось, что Россия получит все технологии «Мистралей» лишь при заказе еще двух кораблей того же класса. В частности, речь шла о боевой информационно-управляющей системе SENIT-9.
Напомним, контракт стоимостью 1,15 млрд евро на строительство двух вертолетоносцев типа «Мистраль» для ВМФ России был подписан в июне 2011 года. Он предусматривает строительство двух первых кораблей на верфи STX во французском Сен-Назере. При этом часть корабля (корма) строится в России, но окончательная сборка происходит во Франции. А потом уже в России вертолетоносцы должны дооснастить самым современным оборудованием и вооружением. В январе сообщалось, что первый российский десантный вертолетоносец будет приводиться под нормы и требования Минобороны РФ в течение года.
Первый корабль – «Владивосток» – был спущен на воду в октябре прошлого года. По плану он должен быть сдан российскому ВМФ в конце 2015 года. Второй корабль – «Севастополь» – должен поступить в ВМФ России в 2016 году.
Корабли типа «Мистраль» имеют водоизмещение 21 тыс. тонн, максимальную длину корпуса – 210 метров, скорость – до 18 узлов, дальность плавания – до 20 тыс. миль. Численность команды составляет 170 человек, дополнительно вертолетоносец может принять на борт 450 человек.
На судах должны установить новейшие российские системы вооружения ударного и оборонительного назначения, в том числе сверхзвуковые крылатые ракеты. Авиагруппа включает 16 вертолетов, шесть из которых могут одновременно размещаться на взлетной палубе. Грузовая палуба корабля может вместить более 40 танков или 70 автомашин. «Мистрали» способны выполнять сразу четыре задачи: принимать вертолеты, десантировать на сушу воинские части, быть центром командования и плавучим госпиталем.