Темные миллиарды
Обналичивание части денег осуществлялось с дебетовых карт, зарегистрированных на подставных лиц, через банкоматы на территории Дагестана
В МВД России в пятницу заявили о ликвидации сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России совместно с ФСБ России и УЭБиПК по Москве деятельности участников ОПГ, подозреваемых в незаконных финансовых операциях.
«Полицейскими установлено, что с 2008 года члены группы без необходимых лицензионно-разрешительных документов занимались денежными расчетами, переводами по поручениям физических и юридических лиц, обналичиванием денежных средств за комиссионное вознаграждение», – сообщается на сайте ведомства.
В своей деятельности злоумышленники использовали практически все распространенные схемы вывода денег из легального оборота. В их распоряжении находилось около сотни подконтрольных фирм-однодневок в различных регионах России, на расчетные счета которых по мнимым сделкам переводились финансовые средства «клиентов» якобы для оплаты товаров и услуг.
«Обналичивание части денег осуществлялось с дебетовых карт, зарегистрированных на подставных лиц, через банкоматы на территории Дагестана. По имеющейся информации, всего в теневой сектор экономики выведено несколько десятков миллиардов рублей», – говорится в сообщении.
Главным следственным управлением ГУ МВД России по Москве возбуждено уголовное дело по статье «Незаконная банковская деятельность, сопряженная с извлечением дохода в особо крупном размере».
Сотрудниками полиции в Москве и Московской области проведено 22 обыска жилых и офисных помещений, изъяты печати и учредительные документы организаций, задействованных в схеме, электронные носители с системой удаленного управления расчетными счетами юридических лиц «банк-клиент», черная бухгалтерия, а также 20 млн наличными.
Четверо активных участников группы задержаны в порядке ст. 91 УПК РФ. Комплекс оперативно-розыскных мероприятий продолжается.
Примечательно, что сначала в сообщении МВД говорилось о более чем 100 млрд выведенных в тень рублей, но позже сумма изменилась на «несколько десятков миллиардов». В самом ведомстве комментировать дело отказались.
В ГУЭБиПК газете ВЗГЛЯД также не смогли ответить на вопрос, связаны ли задержанные участники ОПГ с ранее возбужденными уголовными делами о незаконных банковских операциях, выявленных в Дагестане.
Напомним, ранее по подозрению в причастности к проведению незаконных банковских операций, в ходе которых было отмыто 100 млрд рублей, задержали депутата Левашинского района Дагестана Абдуллу Гасанова.
А ровно год назад в МВД заявили о ликвидации группы «черных инкассаторов», которая вывела в тень через дагестанские банки все ту же сумму – порядка 100 млрд рублей. Участники ОПГ, которые оказались сотрудниками дагестанского частного охранного объединения «Карат-1», на протяжении семи лет занимались незаконными банковскими операциями: переводами по поручениям физических и юридических лиц, обналичиванием, а также нелегальной транспортировкой денег.
В ходе обысков, в частности, были обнаружены поддельные пропуска, позволяющие беспрепятственно въезжать на территорию аэропортов Уйташ и Внуково, а также 350 кг наличности на сумму более 600 млн рублей, 12 единиц огнестрельного автоматического оружия и боеприпасы. Кроме того, в Химках в допофисе одного из дагестанских банков были найдены документы и технические средства, свидетельствующие о ведении незаконной банковской деятельности.
Сообщалось, что противоправная схема реализовывалась группой «черных инкассаторов» в несколько этапов. Сначала денежные средства клиентов переводились по поддельным платежным поручениям и мнимым сделкам на счета фирм-однодневок, а затем через дагестанские банки обналичивались и хранились в специально оборудованных тайниках. Часть наличных поступала непосредственно от лиц, занимающихся коммерческой деятельностью (дагестанские рынки, крупные торговые центры). После чего крупные суммы денег переправлялись авиарейсами из Махачкалы в Москву на регулярной основе.
Под стражу взяли совладельца ЧОП «Карат-1» Магомедрасула Каратова, прибывшего с ценным грузом, сопровождавшего его некоего Магомедова и предполагаемого руководителя подпольного РКЦ в Химках Кузнецова. Спустя две недели в Махачкале был задержан второй руководитель «Карата-1», родной брат ранее задержанного Магомед Каратов. Их обвинили по ст. 172 и 210 УК и арестовали.
В ходе дальнейшего расследования оперативники ГУЭБиПК вышли и на Абдуллу Гасанова. По версии следствия, братья Каратовы отвечали в ОПС лишь за перевозку денег, а депутат Гасанов руководил группой финансистов, которая создавала фирмы-однодневки и находила банковские реквизиты для платежных документов.
Банки под подозрением
#{crime}Массово выявлять незаконные банковские операции в Дагестане начали еще в начале 2012 года. Тогда республиканское МВД возбудило уголовное дело по фактам незаконной банковской деятельности, но задержания подозреваемых начались только 28 марта прошлого года, когда сыщики уже раскрыли каналы, по которым перевозились деньги. Аферисты, действовавшие в Москве, Подмосковье и Ставропольском крае, предлагали бизнесменам обналичить любые суммы – наличность для этого доставлялась курьерами из Махачкалы.
Для придания сделкам видимости законности деньги клиентов (например, из Москвы) переводились на счета фирм-однодневок в Дагестане, там обналичивались и так же возвращались в столицу. По прикидкам оперативников, действовал канал обналички около семи лет.
В конце ноября 2012 года Федеральная служба по финансовому мониторингу выявила нарушения в деятельности банков Северо-Кавказского округа.
По данным Росфинмониторинга, за последние три года объем финансовых операций, проходящих через банки Северо-Кавказского региона, вырос вдвое. Совокупный объем обналиченных денежных средств в округе за девять месяцев 2012 года составил около 103,5 млрд рублей (за аналогичный период 2011 года – 88 млрд). В отчете ведомства отмечалось, что увеличение объемов обналиченных средств обусловлено значительной концентрацией «обнальных площадок» или, иначе говоря, банков-«прачечных».
Самой крупной обнальной площадкой в регионе, указывалось в отчете, был Трансэнергобанк из Махачкалы.
По данным «Коммерсанта», банк «нарисовал» не только вклады на 4,8 млрд рублей, но и «привлеченные» от граждан средства на 2 млрд рублей, а также кассу на 3 млрд рублей. При этом, отмечает издание, еще на 1 сентября 2012 года валюта баланса Трансэнергобанка составляла всего около 100 млн рублей. Более того, по сведениям источников, знакомых с ситуацией в банке, хищение денег из кассы, о котором руководство банка заявило в правоохранительные органы, было таким же ненастоящим, как и сама касса.
26 ноября 2012 года была отозвана лицензия у банка «Дербент-кредит», а 1 января 2013 года ЦБ отозвал лицензию на осуществление банковских операций у махачкалинского АКБ «Экспресс».
Уровень фальсификаций, который следствие и Центробанк обнаружили в отчетности дагестанских банков, вызвал возмущение со стороны премьер-министра России Дмитрия Медведева.
В конце октября 2013 года сотрудники правоохранительных органов задержали управляющего дагестанским филиалом акционерного коммерческого банка ООО «Эсидбанк» Гаджи Аджиева, которого подозревают в хищении около 160 млн рублей, выделенных из бюджета на федеральные программы.
По версии следствия, Аджиев, используя служебное положение, обеспечивал беспрепятственную выдачу кредитов сообщникам, а также снятие наличных денежных средств через кассу банка.
Также по этому уголовному делу были арестованы глава администрации района Абакар Хангишиев, начальник отдела Сапийбула Акаев, генеральный директор строительной организации Давлет Укаев и начальник управления сельского хозяйства районной администрации Умар Акаев.
В январе этого года стало известно о задержании депутата Народного собрания Дагестана Магомеда Магомедова по подозрению в создании преступного сообщества, совершившего на территории республики серию тяжких и особо тяжких преступлений.
Также парламентарий уличен в присвоении более 100 млн рублей граждан и юридических лиц, являвшихся клиентами «Витас-Банка». После признания указанного коммерческого банка банкротом злоумышленники мошенническим путем присвоили более 100 млн рублей, составив заведомо подложные документы о выдаче денежных средств под отчет одному из сотрудников банка.