«Значительная часть водителей стала сознательно нарушать»
Все-таки контролировать скорость до километра очень сложно. Если постоянно за этим следить, это может отнимать до 50% внимания водителя
Российских водителей предлагается штрафовать за превышение скорости более чем на 10 км в час, говорится в проекте закона, подготовленного МВД России. Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 2 ст. 12.9 Кодекса об административных правонарушениях, передает РИА «Новости».
«Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 10, но не более 40 км в час, влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей», – говорится в документе.
В МВД напомнили, что с 1 сентября 2013 года был отменен административный штраф в 100 рублей за превышение установленной скорости на не менее 10, но не более 20 км в час.
«Значительная часть водителей транспортных средств стала сознательно нарушать правила дорожного движения, понимая свою безнаказанность. В результате скорость транспортного потока, в том числе на территории населенных пунктов, возросла с 60 до 80 км в час, что в случае наезда на пешехода гарантирует его гибель», – говорится в пояснительной записке к документу.
По данным полиции, даже при скорости автомобиля в 45 км в час погибает 50% пешеходов, остальные получают тяжелые увечья. При этом в России ежегодно в ДТП погибает порядка 27 тыс. человек, а ущерб от всех ДТП составляет порядка 2,5% валового национального продукта. За последние пять лет ущерб экономике от ДТП составил порядка 5,5 трлн рублей, что сопоставимо с объемом расходов на здравоохранение за тот же период, заявляют в МВД России.
Также в пояснительной записке приводятся данные Всемирной организации здравоохранения, в которых Россия лидирует в европейском регионе по смертности от дорожно-транспортного травматизма. Правоохранители отмечают, что после отмены штрафа возросло количество ДТП из-за превышения установленной скорости.
По данным МВД, число погибших и раненных в ДТП человек в этом году выросло почти вдвое: так, с января по сентябрь 2013 года в России зарегистрировано 3 тыс. 565 ДТП, в результате которых погибли 970 и 4 тыс. 798 человек получили ранения. За тот же период 2014 года зарегистрировано 7 тыс. 369 ДТП, в которых погибли 1 тыс. 806 и 9 тыс. 678 человек были ранены.
Мы не Европа
Как рассказал газете ВЗГЛЯД директор московского клуба безопасного вождения «Экстрим-драйв» Сергей Романчиков, скорее всего, новая инициатива, если она будет утверждена, больше скажется на собираемости штрафов.
«Одна из главных проблем в России – отсутствие скоростных дорог, особенно междугородних. А учитывая наши большие территории, ехать из одной точки в другую со скоростью в 90 км в час бывает очень сложно», – отметил он.
С точки зрения безопасности дорожного движения предлагаемая мера, может быть, и правильная, отметил эксперт, потому что чем медленнее машина едет – тем безопаснее. Но с точки зрения комфортного вождения и интересов водителей – наоборот.
«Если бы у нас были скоростные дороги и отдельно автодромы, где можно было бы заниматься спортивным вождением, я бы ее (инициативу МВД) приветствовал, но сейчас, я думаю, это только ухудшит ситуацию. Люди, особенно на междугородних маршрутах, будут превышать, потому что по-другому невозможно», – заметил он. Также эксперт прокомментировал ситуацию в Европе, где водители должны четко следовать тому скоростному режиму, который прописан на знаке.
«Да, в Европе есть такое. Там иногда, даже если на 1 км превысишь, тебя уже могут оштрафовать. Другое дело, что в Европе всегда висит предупреждение о том, что идет контроль скорости. И общая работа направлена не на то, чтобы собирать штрафы, а на то, чтобы улучшать безопасность на дорогах», – отметил он.
При этом российскую норму узаконенного лага превышения скорости по сравнению с той, что указана на знаке, Романчиков считает правильной.
«Все-таки контролировать скорость до километра очень сложно. Если постоянно за этим следить, это может отнимать до 50% внимания водителя. Скорость может достаточно естественно колебаться в пределах плюс-минус 10 км в час».
В свою очередь член координационного совета ОНФ по Санкт-Петербургу, член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказал удивление тем, что законы так часто меняются. Всего год назад МВД как раз и повысило «порог» нарушения скорости на 10 км.
«Мне кажется, что нужно сначала проанализировать практику, собрать статистику правонарушений, и даже не столько правонарушений, сколько аварийности за этот короткий период. А уже потом думать о том, стоит ли снова менять правила. Когда Административный кодекс у нас становится похож на периодическое издание, когда на него можно, как на газету, подписываться, это не очень хорошо», – посетовал он.
Холодов также рассказал, где ощутима разница в скоростном режиме в 10 км в час: «Возьмем петербургскую КАД. Там ограничение написано – 110 км, поток сейчас едет – 130. Что мы получим, если будет 120? Учитывая, что серьезных аварий на КАДе в последнее время не было, видимо, это не так уж и плохо, когда поток едет со скоростью 130. А когда будет 120, вполне возможно, будет обратный эффект: люди будут ехать в перерывах между радарами с большей скоростью, потом снижать, потом опять повышать, вместо того чтобы просто ехать 130 и успокоиться. Так что, я считаю, что не нужно торопиться, нужно сначала проанализировать те изменения, что уже были сделаны», – резюмировал он.
Он согласился с Сергеем Романчиковым в том, что «европейская норма» о штрафах за превышение скорости даже на 1 км – не слишком правильная. В законодательстве должна быть заложена и небольшая погрешность, например, для спидометра в машине.
Добавим, что, по мнению депутата Госдумы Михаила Старшинова, штраф за превышение скорости на 10 км в час в России станет сдерживающим фактором, передает РИА «Новости».
«На мой взгляд, увеличение ответственности на дороге – это шаг позитивный. Практика показывает, что ужесточение наказания за выезд на встречную полосу, за пьянку за рулем, за другие нарушения приводит к положительным результатам...» – сказал он.
Другой вопрос, как будет реализовано предложение МВД с технической точки зрения. «Позволяют ли приборы фото- и видеофиксации в том числе давать результаты без погрешностей, чтобы зря штрафы не выписывать», – усомнился Старшинов.
Изменение законодательства потребует масштабной перенастройки комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений, заявил «Коммерсанту» руководитель пресс-службы ООО «Технологии распознавания» (производитель комплексов «Автоураган») Сергей Кусов.
«Процедура перенастройки несложная, – пояснил он. – Но каждую камеру нужно перенастроить отдельно, поскольку каждая защищена индивидуальным ключом защиты». По оценке господина Кусова, столичные комплексы (в 2014 году их число достигнет 1,2 тыс.) можно перепрограммировать за неделю.
«Допуск в 20 км в час по сути защищал водителей от ошибок систем фотовидеофиксации и знаков, расставленных чиновниками в абсурдных местах, – в свою очередь рассказал изданию лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. – По этой причине водители оплачивают значительное число штрафов со стационарных камер, считая их справедливыми. Теперь всем придется переучиваться снова, это вызовет всплеск недовольства».
Добавим, что поручение разработать поправки к КоАП дал в августе этого года первый вице-премьер Игорь Шувалов. Фактически он поддержал инициативу властей Москвы снизить скорость движения в городе. Ранее с идеей ограничить скоростной режим до 40 км в час на некоторых улицах в центре Москвы выступил Центр организации дорожного движения. Но эту инициативу не поддержали москвичи в ходе интернет-голосования.