Самолеты не берут больше трех–пяти мигрантов
Центр для содержания мигрантов, ожидающих депортации из Петербурга, переполнился, а последние задержанные нелегалы из-за нехватки мест вынуждены ночевать в автобусах. Такие новости начали приходить из Северной столицы, начиная с вечера среды.
Некоторые частные авиакомпании в целях безопасности не принимают на борт самолета более трех-пяти мигрантов
А в четверг местные власти и правоохранительные органы собрались на специальное совещание по этому поводу, которое ряд СМИ даже окрестили экстренным.
Совещание закончилось. И, как выяснилось, по его итогам не было принято каких-то кардинальных решений, способных переломить ситуацию, также не было названо и конкретное место, куда предполагается в дальнейшем селить все прибывающих мигрантов.
Как рассказали газете ВЗГЛЯД в пресс-службе Управления Федеральной службы судебных приставов по Петербургу, различные ведомства договорились «о совместных действиях по снятию в кратчайшие сроки напряженной ситуации, связанной с недостатком мест в Центре содержания иностранцев», а также решили усилить межведомственное взаимодействие и в рамках рейдов против нелегалов.
На совещании обсуждалась и возможность предоставления городом дополнительного помещения для временного пребывания таких граждан, но конкретное место пока не названо.
«В настоящее время ведутся переговоры с национальными авиаперевозчиками о содействии в приобретении авиабилетов для выдворяемых лиц, большинство из которых составляют граждане Узбекистана, – добавили в УФССП. – Компании, осуществляющие полеты до этой страны, не могут предоставить необходимое количество билетов для граждан данной категории. На сегодняшний день службой судебных приставов приобретено 47 билетов и 15 забронировано. Ситуацию осложняет то, что некоторые частные авиакомпании в целях безопасности не принимают на борт самолета более трех–пяти мигрантов».
А резюмируя, представители УФССП отметили, что «решение проблем принудительного выдворения иностранцев лежит за пределами компетенции исполнительных органов Санкт-Петербурга и России».
Что касается тех мигрантов, которые уже провели ночь в автобусах, их судьбу пообещали решить в течение дня и куда-то их пристроить. Однако вряд ли кто-то поручится, что что-то подобное не произойдет в дальнейшем. Решений, полностью снимающих проблему, принято не было.
Отметим, что в петербургской полиции попросили не связывать переполнение центра для мигрантов с массовыми проверками, проводимыми в последнее время ФМС и полицией. В МВД отметили, что проблема нехватки мест назрела давно, а ее причина кроется в судебных проволочках, в недостаточной скорости исполнения решений о выдворениях, передает «Интерфакс».
Переполнение уже ощущается
Своим взглядом на ситуацию с газетой ВЗГЛЯД поделился уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов. Он признался, что был в центре для содержания мигрантов только вчера. Он уже был переполнен, но ситуация с ночующими в автобусе возникла чуть позже, вечером.
«Действительно, центр физически уже не смог принять этих людей. Эта ситуация, конечно, неприятная, и я надеюсь, что в ближайшее время она будет разрешена. Надеюсь также, что и в дальнейшем не будет подобных нарушений прав иностранных граждан, пусть и нарушивших российский закон», – отметил Шишлов.
При этом он признался, что никто из мигрантов в аппарат уполномоченного пока не жаловался, а те обитатели центра, с которыми он встречался, «не отрицали того, что нарушили российское законодательство», и «были удовлетворены условиями, в которых они содержатся».
Шишлов рассказал, что условия в центре в бытовом плане вполне приемлемые, в целом отвечающие установленным нормативам.
«Хотя переполнение уже ощущается. Конечно, в одну комнату можно набить и еще намного больше людей, но тогда уже можно будет говорить о том, что условия неудовлетворительные. По нормативам центр рассчитан на 176 человек, вчера там находилось 309. Конечно, вопрос о том, чтобы ускорить процедуру их выдворения, стоит остро», – добавил омбудсмен.
Шишлов привел статистику. Из 309 обитателей центра 167 – граждане Узбекистана и 48 – Таджикистана.
«Думаю, власти этих стран должны быть заинтересованы в том, чтобы их граждане вернулись домой, они должны более оперативно реагировать на запросы российских властей», – добавил он.
И, наконец, едва ли не основную вину за случившееся Шишлов возложил на работодателей, которые используют труд нелегалов.
«В их отношении и раньше предусматривались серьезные санкции, а теперь, после поправок, которые вступили в силу с 9 августа, санкции стали еще жестче. Таких работодателей нужно наказывать», – констатировал он.
Быть там год-полтора – это нормально
«Это переполнение связано не с площадью помещений, а с количеством обслуживающего персонала, – подчеркнул он. – Центр должен быть в ведении ФМС, а на деле его обслуживает ГУВД. Соответственно, в ГУВД нет штата для этого, там просто нет этого центра как такового. Каждый год говорится, что центр наконец передадут в УФМС, теперь вот с 1 января 2014 года, а там его брать тоже не очень-то хотели, потому что у них нет штата, нет зарплат для этого. Понимаете, омоновцы, проживающие в Красном селе, приезжают в свое свободное время помогать охранять этот центр, вот настолько там не хватает людей».
Матус отметил, что по закону люди могут находиться в центре до двух лет. И был как минимум один человек, которого через два года так и не смогли никуда определить, не нашли оснований для его депортации, поэтому его просто снова выпустили в город.
«А так быть там год-полтора – это нормально», – отметил эксперт (более года в центре сейчас содержится около десяти человек – прим. ВЗГЛЯД).
Хотя в среднем срок пребывания все-таки составляет, по его словам, около полугода (по данным омбудсмена Шишлова – два месяца – прим. ВЗГЛЯД).
Узбекистан принял решение, что если их гражданин отсутствовал в стране более пяти лет, он просто лишается гражданства
В целом же условия содержания в центре, по словам Владимира Матуса, неплохие. Кормят хорошо, в каждой комнате живет по шесть человек на одноярусных кроватях с тумбочками, есть отдельный для мужчин и женщин душ на этаж и т.д.
«С бытовой точки зрения это, конечно, не гостиница, но и не тюрьма, а что-то среднее, скорее можно сравнить с пионерлагерем», – поделился эксперт.
Он также пояснил, почему некоторые люди живут там годами.
«Дело в том, что наше УФМС по каждому человеку должно посылать запросы в посольства Узбекистана, Таджикистана и т.д. Но они им просто не отвечают. А решение суда о депортации без этой справки не может быть принято, даже если у человека паспорт на руках. На мой взгляд, нашим властям не нужно ждать этих ответов. Естественно, посольства не заинтересованы в этих справках. Они понимают, что человека отошлют на родину, соответственно, он больше не пришлет в страну денег и т.д.» – рассказал он.
«Скажу еще такую интересную вещь. Узбекистан принял решение, что если их гражданин отсутствовал в стране более пяти лет, он просто лишается гражданства. Поэтому, когда у нас порой забирают мигранта, то на него приходят из посольства документы, где говорится, что он уже и не гражданин, раньше был, а теперь нет. Он говорит: я работал на Россию, дайте мне гражданство... А потом снова едет в Узбекистан и снова получает там паспорт», – сказал Матус.
В центре содержания мигрантов встречаются не только таджики и узбеки. Реже попадаются граждане Грузии и Азербайджана, которых, по словам собеседника газеты ВЗГЛЯД, «буквально сразу находят родственники и приносят все документы, которые нужно».
А вот как пребывание в центре описывает петербургский «АиФ». Это учреждение представляет собой восьмиэтажное здание, находящееся на отшибе – в Красном селе. И лишь решетки на узких окнах, похожих на бойницы, выдают, что здесь режимный объект. Под окнами центра дежурят родственники и знакомые задержанных.
По словам родственников, почти все нелегалы попали сюда по похожему сценарию: работали на стройке, неожиданная облава – отсутствовали документы, и вот они здесь.
Самых «буйных» содержат на 4-м этаже. Здесь гастарбайтеры не могут свободно передвигаться, будучи ограниченными в рамках одной комнаты. В центре есть даже молельная комната, созданная собственными силами мигрантов.
Известно также, что год назад здесь была усилена охрана после того, как пытавшиеся выйти за пределы центра мигранты избили металлическим прутом охранявшего их полицейского.
Даже с военнопленными так не делали
«К рейдам отношение у нас с одной стороны положительное, но с другой – отрицательное. Под одну марку часто всех гребут, и у кого все легальное, и у кого нелегальное тоже забирают», – рассказал он.
Условия содержания в центре для мигрантов в петербургском Красном селе, по его словам, хорошие, но все равно он «не резиновый». Жалоб в УМИД ночующие около центра в автобусах не писали, однако диаспора разбирается в этой ситуации.
«Мы каждую неделю туда ездим. Сейчас вот будем вещи подвозить, постельного белья там не хватает», – сказал Хайдаров.
По его мнению, проблему перенаселенности центра нужно решать на уровне правительства, искать какие-то новые помещения для мигрантов, к примеру, использовать для этого бывшие воинские части, казармы.
«У нас в Узбекистан каждый день летают два самолета, а билетов нет уже на сентябрь. Я не знаю, как они будут выдворять... Может быть, придется приделывать к поездам отдельные вагоны с конвоированием. Но это все нужно решать на уровне права», – отметил он.
А палаточного лагеря, как в московском районе Гольяново, Хайдаров в Петербурге точно не хотел бы увидеть. «Даже во время войны с военнопленными так не делали», – резюмировал он.
Рейды по всей стране
Напомним, в среду вечером стало известно, что в Петербурге переполнился Центр для содержания ожидающих депортации мигрантов, расположенный на Кингисеппском шоссе в пригороде под названием Красное село. Это единственное такое учреждение на весь город. А последние задержанные – порядка 20 человек – даже вынуждены были ночевать в автобусах.
Масштабные рейды по рынкам и местам скопления нелегальных мигрантов сначала в Москве, а потом и по всей стране, начались после избиения полицейского на столичном Матвеевском рынке 27 июля.
В Москве в ходе «зачисток» рынков были задержаны несколько тысяч нелегалов из Вьетнама, Египта, Марокко, Сирии, Киргизии, Азербайджана и Узбекистана, более 1,5 тыс. из них привлекли к административной ответственности.
А для того, чтобы разместить эту «армию», в столичном районе Гольяново был организован специальный палаточный лагерь для мигрантов, который сразу же вызвал критику правозащитников. В четверг также стало известно, что в Одинцово задержали еще почти 2 тыс. нелегалов. Решается вопрос о возбуждении более 80 уголовных дел.
Вслед за Москвой последовали рейды правоохранителей и в других регионах страны.
Так, в четверг в МВД России сообщили, что лишь за минувшие сутки в торговых точках страны были выявлены более 4,3 тыс. нарушений.
Что касается Петербурга, здесь 6 августа полиция обнаружила на рынке в Калининском районе более 300 нелегалов. В отношении 20 из них вскоре суды приняли решения о депортации.