Гособоронзаказ 2012 года по кораблям оказался не выполнен, сообщил в четверг представитель ОПК. «По различным обстоятельствам, в том числе из-за отсутствия должного количества спецтехники для испытаний, оружия и, наконец, из-за погоды, промышленности не удалось передать флоту в срок пять кораблей в 2012 году. Это произойдет в 2013 году», – сказал он РИА «Новости».
В прошлом году флот должен был получить три атомных подводных лодки: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» (все проекта 955 «Борей») и «Северодвинск» (проект 885 «Ясень»), три надводных корабля – два корвета «Бойкий» и «Стойкий», а также головной фрегат «Адмирал Горшков». В итоге флот получил только АПЛ «Юрий Долгорукий».
Представитель ОПК подчеркнул, что АПЛ «Александр Невский» не сдали, потому что не повезло с погодой. Кроме того, не повезло еще и потому, что долго решались вопросы по головной лодке этого проекта «Юрий Долгорукий».
«Например, имитаторы для проверки ракетного комплекса были сделаны только в одном комплекте. Так заказали. Они были установлены на «Долгоруком», и для того чтобы проверить «Невский», надо было снять их с первой лодки и поставить на вторую, то есть снять и поставить обратно. А это время», – сказал он.
Он пояснил, что данные имитаторы позволяют, не загружая саму ракету, обеспечить взаимодействие различных частей ракетного комплекса подлодки.
По его словам, «Бойкий» был готов, прошел испытания, но на нем не было пушки, которую поставили только 28 декабря 2012 года. «Сейчас корабль ушел в Южную Балтику для завершения испытаний. Он будет однозначно сдан в мае–июне», – отметил представитель ОПК.
Напомним, и со сдачей ракетоносца «Юрий Долгорукий» до конца прошлого года так и не поспели. Сроки неоднократно переносились, в итоге, когда корабль готовились принять 30 декабря, церемония не состоялась. Корабль был принят в состав ВМФ 10 января.
«Юрий Долгорукий» был заложен на «Севмаше» в 1996 году. Затем там же в 2004 и 2006 годах были заложены два серийных корабля этого же проекта – «Александр Невский» и «Владимир Мономах». На стапеле предприятия строится АПЛ «Князь Владимир», заложенная летом этого года по усовершенствованному проекту 955А.
«Александр Невский» уже проходит заводские ходовые испытания, «Владимир Мономах» в конце прошлого года был спущен на воду.
Предполагается, что в рамках госпрограммы вооружения до 2020 года будет передано восемь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения – три проекта 955 (шифр «Борей») и пять проекта 955А (шифр «Борей-А»).
«Это абсолютно новые проекты, – сказал газете ВЗГЛЯД председатель Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко. – «Адмирал Горшков» – вообще головной корабль. Разумеется, здесь будут сложности. Я бы призывал к этому относиться спокойнее. Да, это неприятно, но не смертельно. Промышленность подтянется. Главное, ритмично ее финансировать и обеспечивать поступление средств, необходимых для расчетов со смежниками, поскольку в комплектации каждого такого изделия участвуют сотни предприятий промышленности.
«Главная причина задержек – сложности в производстве новых кораблей и подводных лодок, – считает эксперт. – Учитывая, что все проекты, о которых идет речь, относятся к категории новых, на этапе начала серийного производства неизбежно происходят задержки. Кстати говоря, эта проблема характерна не только для нашей страны, но и для зарубежных стран. Везде первоначальные сроки по изделиям, относящимся к номенклатуре военно-морских сил, сдвигаются вправо, и параллельно с этим увеличивается первоначальная стоимость. Но это неизбежная плата за новые технологические решения, которые применяются при проектировании и строительстве кораблей и подводных лодок новейшего поколения».
Комментируя сообщения о том, что причиной срыва сроков сдачи АПЛ «Александр Невский» стала погода, он напомнил, что строительство этих кораблей ведется в Северодвинске. «В течение определенного периода море покрыто льдом, и выход туда подводной лодки для проведения комплексных испытаний не всегда представляется возможным. Получается, что в осенне-зимний период по ледовым условиям просто невозможно провести полноценные испытания, они могут проводиться только с поздней весны до начала осени. В остальное время лодка в режиме испытаний тестироваться не может», – сказал эксперт.
«Новые изделия – сложности на этапе установки оборудования и проведения комплексов проверки электромагнитной совместимости, оружия, радаров и систем управления. Это неизбежная плата за неизбежный технологический прогресс. По новым кораблям и подводным лодкам мы в сроки укладываться не будем, и к этому надо относиться спокойно», – отметил Коротченко.