Украинская милиция назвала организаторов беспорядков, в результате которых в Киеве за минувшие сутки пострадало около полутора сотен сотрудников правопорядка.
Раз идет такое жесткое противостояние, они вынуждены на это реагировать
По данным МВД, к организации беспорядков оказались причастны около сотни радикально настроенных членов организаций «Братство» и «Свобода».
В Европе, однако, винят в произошедшем украинские власти и не исключают введения против Киева санкций.
Однако сами акции манифестантов бесперспективны, заявил при этом РИА «Новости» директор Института стран СНГ Константин Затулин.
«Просто у кого-то, может быть, нервы не выдержали. У «Беркута» (спецназа МВД Украины) точно нервы не выдержали. В результате с пятницы на субботу было жестко разогнано это стояние на майдане. На самом деле в этом необходимости никакой не было», – заявил он.
ВЗГЛЯД: Алексей Алексеевич, вы могли бы проанализировать кадры видео и оценить действия нападавших во время беспорядков в Киеве? Какие цели они преследовали? Какова была их тактика?
Ветеран «Альфы» Алексей Филатов считает, что украинская милиция действовала адекватно ситуации (фото: из личного архива) |
Алексей Филатов: Я думаю, что начать этот разговор все-таки нужно с другого. С причин, а не следствия. На мой взгляд, неподписание документа о евроинтеграции было только поводом для массовых беспорядков, для того, чтобы жители Украины вышли на майдан, на улицы. При этом я вижу, что последние экономические показатели этой страны очень слабы. Они практически самые слабые на всем постсоветском пространстве. То есть речь идет об обнищании украинского народа, я знаю, что там очень велика безработица и так далее. Все это и привело, на мой взгляд, к выплеску этого недовольства.
ВЗГЛЯД: И все-таки что вы можете сказать о форме проявления этого недовольства? Просматривая видео уже прошедших беспорядков, вы можете сказать, как ведет себя бесчинствующая толпа? Была ли у них какая-то тактика, отработанные цели?
А. Ф.: Конечно же, как обычно бывает в подобных ситуациях, есть специально обученные люди, которые провоцируют остальных на такое противостояние. К сожалению, без этого редко обходится.
ВЗГЛЯД: А как вы оцениваете действия полиции?
А. Ф.: Раз идет такое жесткое противостояние, они вынуждены на это реагировать. И сколько бы полицейских там ни было, как бы они ни были защищены, я знаю, что в таких ситуациях они нередко получают тяжелые ранения. Поэтому говорить о том, что они действуют слишком жестко, я бы не стал.
Как говорится, вялым пальцем порядок не устроишь. На такие выходки нужно или вообще не реагировать, или же реагировать достаточно жестко.
ВЗГЛЯД: На сделанных в воскресенье кадрах видно, что полицейские несколько минут стоят, не двигаясь с места, в то время как к ним подбегают манифестанты и швыряют в них тяжелыми камнями, кирпичами, кусками бетона. Не нужно было реагировать решительнее, если вы говорите о жесткости?
А. Ф.: Это может длиться и несколько минут, и несколько часов. Я бы здесь не стал все-таки призывать к чему-то. Во-первых, потому что если еще есть шанс на мирное урегулирование, то им нужно воспользоваться. И во-вторых, вся эта толпа очень сильно эмоционально возбуждена. Среди них, как я уже сказал, работают провокаторы. И полиция, я считаю, в данном аспекте действовала вполне адекватно, делая все для того, чтобы это противостояние не превратилось во что-то большее.
ВЗГЛЯД: Вы лично действовали бы так же или как-то иначе?
А. Ф.: Единственное – но тут опять же трудно судить, потому что я не нахожусь в Киеве, в гуще событий, – все-таки надо было дать митингующим немного спустить пар. И в ночь с пятницы на субботу не выходить ставить елку на центральной площади Киева. Мне кажется, тогда надо было дать людям постоять, успокоиться. И те ночные события, вероятно, спровоцировали то, что было затем.
ВЗГЛЯД: Как вы думаете, в других странах в подобной ситуации они действовали бы по той же схеме или по-другому?
А. Ф.: Мы видим, что и в Европе периодически происходят похожие стычки. И полиция там действует достаточно жестко. И дубинками бьют, и газом разгоняют, и резиновые пули пускают в ход. Обычно все-таки у полиции есть понимание, что, как бы там ни было, речь идет об уличных волнениях, участники которых не всегда способны адекватно оценивать свои действия. Особенно когда речь идет о больших группах людей, среди которых есть возмутители спокойствия и т. д.
Вместе с тем нападение на полицейского практически в любой стране одинаково считается преступлением с отягчающими обстоятельствами.
ВЗГЛЯД: Ваш дальнейший прогноз по ситуации?
А. Ф.: Пока сказать можно лишь то, что ситуация там действительно серьезная. Кто-то говорит о возможности повторения «оранжевой революции». Но я думаю, что и нынешнее руководство власть без боя не отдаст. Предполагаю, что будут весьма серьезные конфликты, к сожалению, возможно кровопролитие.