Темой номер один в Москве и России остается убийство 25-летнего Егора Щербакова, в причастности к которому подозревают некоего «кавказца».
Не секрет, что у нас, в Москве, в принципе есть несколько тысяч человек, которые готовы всегда поехать, скажем так, на любой «кипеж
Из-за этого резонансного преступления в ночь на воскресенье несколько десятков жителей Бирюлево пришли к зданию местного отдела полиции, а днем в воскресенье уже гораздо больше людей, приехавших со всего города, организовали так называемый народный сход, который перерос в погромы.
Протестующие били стекла, переворачивали автомобили и мусорные баки, крушили арбузные палатки, строили на улице баррикады из подручных средств, вымещали свое негодование на торговом центре «Бирюза» и местной овощебазе, повредив в ней три холодильные камеры и сломав ворота.
Чтобы усмирить толпу, в район прибыли дополнительные отряды полиции и бойцы ОМОНа, которые задержали порядка 400 человек. Сейчас правоохранительные органы изучают материалы видеосъемки и фотографии воскресных событий, чтобы найти других погромщиков.
При пресечении беспорядков были ранены несколько сотрудников ОМОНа, пятерым из них потребовалась госпитализация. Тяжелее всех пострадал командир батальона ОМОН, которому нанесли удар бутылкой по голове.
О том, что помянуть убитого Егора Щербакова приходили не только и не столько «простые местные жители», говорят различные фото- и видеосвидетельства в Сети (газета ВЗГЛЯД решила не публиковать большинство из них по этическим соображениям). На этих кадрах видны молодые люди с боксерскими капами – погромщики ТЦ, люди в масках.
Прокомментировать действия правоохранителей в ходе народного схода и расследование убийства в Бирюлево газета ВЗГЛЯД попросила председателя президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России», члена Общественного совета при ГУ МВД Москвы Антона Цветкова.
ВЗГЛЯД: Антон Владимирович, давайте попробуем оценить действия правоохранителей в хронологическом порядке. Почему с четверга, когда произошло убийство, и до позднего вечера субботы, когда жители пришли к отделу полиции, сотрудники МВД, по словам протестующих, не предпринимали видимых общественности усилий по раскрытию резонансного преступления?
Антон Цветков: Давайте для начала уйдем от популизма. Если говорить по существу, то правоохранительные органы в рамках своей компетенции сразу же начали расследование уголовного дела по факту убийства. Это первое. Второе – с какой стати у нас вдруг расследование уголовного дела об убийстве должно быть публичным и явным для общества? Этого нет, не было никогда и не должно быть. А когда люди в количестве нескольких десятков человек вышли на улицу (в субботу – прим. ВЗГЛЯД), к ним вышел исполняющий обязанности начальника УВД по Южному округу. Он вышел и довел до них определенную информацию, ту, какую можно было довести. У нас же никто не снимал тайну следствия, тайну оперативной работы – их не просто так придумали.
ВЗГЛЯД: Однако выступление и.о. начальника УВД не успокоило людей...
А.Ц.: Так можно сказать не обо всех. Собственно говоря, вменяемые жители находились в контакте с правоохранительными органами. И в то же время определенные провокаторы использовали эту трагедию как повод для определенных действий и затем, как вы знаете, попытались устроить дебош.
ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете дальнейшие действия правоохранителей?
А.Ц.: Можно давать разную оценку, но одно можно сказать бесспорно – то, что было запланировано у вышедших на улицу людей – у них это не получилось. Потому что полиция все равно успешно блокировала действия молодежи. Да, какие-то, скажем так, минимальные потери были, то есть несколько человек пострадали со стороны полиции, также есть несколько поврежденных автомобилей, пострадали торговый центр, овощебаза. Но по сравнению с тем, что могло бы быть, это совершенно минимальные потери. Вспомните, к примеру, что было в Греции во время беспорядков или что было в Лондоне.
ВЗГЛЯД: На фото и видео видны молодые люди с боксерскими капами, в масках, были дымовые шашки, были активисты НБП, то есть многие люди туда явно не для «народного схода» пришли?
А.Ц.: Там было много провокаторов и огромное количество пьяных, я же был там вчера. Это было достаточно большое количество людей. Не секрет, что у нас, в Москве, в принципе есть несколько тысяч человек, которые готовы всегда поехать, скажем так, на любой «кипеж». Вот и все. А еще там стояли девчонки, женщины, которые подначивали парней.
ВЗГЛЯД: Могла ли полиция что-то сделать, чтобы вообще предотвратить массовое скопление людей?
А.Ц.: Возможно, и были какие-то тактические промахи, которые мне пока сложно оценивать. Но в целом стратегия была принята правильная. Еще раз подчеркиваю, что Москва в очередной раз доказала, что полиция в городе может блокировать различные выходки агрессивно настроенной молодежи.
ВЗГЛЯД: В воскресенье на месте народного схода собралось большое количество журналистов, которые стали свидетелями...
ВЗГЛЯД: При этом журналисты свидетельствуют, что за довольно продолжительный промежуток времени в воскресенье с момента шествия от дома убитого до торгового центра «Бирюза», где начался погром, ОМОН сидел в автобусах и ничего не предпринимал. Почему нельзя было вмешаться, сразу рассредоточить толпу?
Антон Цветков считает, что полиция выбрала правильную тактику во время беспорядков (Фото: antontsvetkov.ru) |
А.Ц.: Погромом происходящее я бы не назвал, попыткой погрома – да. А что касается действий полиции, вы знаете, когда идет огромная толпа, существует определенная тактика по работе с ней. Да, в светлое время суток можно взять и рассредоточить эту толпу, как вы говорите. Но тогда эти молодчики группами по 15–20 человек разбегутся по всему району, а там живет достаточно большое количество мирных жителей...
ВЗГЛЯД: То есть дело было в тактике, а не в недостаточном количестве полицейских, к примеру?
А.Ц.: Нет, первоначально, конечно, полиция должна была действовать именно тогда, когда у нее стало достаточно сил для блокирования толпы. Остановить толпу из нескольких сот человек, наверно, могут и всего несколько полицейских. Но только если им разрешить применять огнестрельное оружие. А вы сами понимаете, они же не будут применять его против москвичей, которые даже, к сожалению, так себя ведут.
ВЗГЛЯД: Как вы считаете, стоило ли применять к погромщикам какие-то спецсредства: водометы, например?
А.Ц.: Нет, считаю, что справились и так.
ВЗГЛЯД: Может, стоило министру внутренних дел Колокольцеву выступить перед людьми, как он сделал в 2010 году во время беспорядков на Манежной площади?
А.Ц.: Нет, зачем? Он на тот момент был начальником ГУВД, и это дело начальника ГУВД (нынешний глава ГУ МВД по Москве Анатолий Якунин приезжал на место ЧП до погромов в воскресенье приблизительно в 16.00 – прим. ВЗГЛЯД). Попытки полиции вступить в диалог были. При этом надо понимать, что если на каждую подобную выходку будет выезжать высшее руководство, то у нас такие хулиганские выходки будут проходить постоянно, по всей стране, для того чтобы только они вышли. Хотя совершенно спокойно можно приехать на прием к начальнику полицейского главка.
ВЗГЛЯД: Что можно делать, как успокоить население и как не допустить новых преступлений, подобных убийству Егора Щербакова?
А.Ц.: Нужно найти преступника и отрегулировать ситуацию с мигрантами, которая действительно «достала» москвичей. Сейчас точное количество нелегальных мигрантов в Москве никто не знает, но их минимум 100 тыс. человек. Нужно выработать четкий механизм, обеспечивающий вывоз и депортацию этих людей, сейчас такого механизма нет. Нужно перекрывать границы, чтобы они не перетекали сюда. И нужно усмирять поведение кавказцев.
ВЗГЛЯД: Какими способами вы предлагаете обеспечить порядок на улицах? Народные дружины?
А.Ц.: Нет, этим должна заниматься полиция, но во взаимодействии с обществом. И нужно увеличить количество полицейских на улицах, конечно.
ВЗГЛЯД: А удастся ли, на ваш взгляд, поймать убийцу? И как это будет сделано? По фото, по показаниям очевидцев?
А.Ц.: Заведено уголовное дело. Были видео с камер видеонаблюдения и т.д. Работа ведется.