Известный петербургский депутат Виталий Милонов возглавил в городском парламенте группу по разработке федеральной законодательной инициативы о противодействии столкновениям между футбольными фанатами, сообщил в пятницу спикер Закса Северной столицы Вячеслав Макаров, передает «Интерфакс».
99% – это те, кто живет нормальной жизнью, они хотят ходить на футбол, радоваться и переживать, а потом идти домой, а не сидеть где-нибудь в автозаке
«Да, уже рабочая группа есть. Мы будем работать над этим, чтобы вот эти все футбольные разборки не выносились на улицу», – отметил Макаров.
Предполагается, что законопроект, разработанный петербургскими депутатами, впоследствии будет предложен Государственной думе.
Ранее Виталий Милонов получил широкую известность как автор резонансного законопроекта о запрете в Петербурге пропаганды гомосексуализма и педофилии. Кроме того, депутат обещал привлечь к ответственности за аморальное поведение и нарушение своего закона известных рок- и поп-исполнителей, в частности группу Rammstein и Мадонну.
Газета ВЗГЛЯД попросила Виталия Милонова рассказать, почему он решил заняться футбольными фанатами.
ВЗГЛЯД: Виталий Валентинович, почему именно вам поручили заняться конфликтами в фанатской среде? Вы являетесь специалистом по данному вопросу?
Виталий Милонов: Депутаты являются специалистами во всех вопросах (улыбается). С другой стороны, к сожалению, невозможно, конечно, быть узким специалистом во всех отраслях. Но здесь мы говорим не о том, чтобы диктовать фанатам, как надо болеть и что чувствовать, а о том, что фанатские объединения – это тоже часть нашего общества. И эта часть общества, которая почему-то зачастую воспринимается как некая проблема. Хотя в большинстве своем – это нормальные люди. Просто они объединены, и у них есть любовь, страсть к своим командам. Поэтому мы должны руководствоваться принципами не создания системы запретов, а создания эффективной системы регулирования защиты прав фанатов.
ВЗГЛЯД: Что уже сделано вашей рабочей группой?
В. М.: Начинать этот процесс немыслимо без приглашения к обсуждению представителей самих фанатских объединений. Поэтому на середину сентября мы рассылаем им приглашения. Так получилось, что председатель Законодательного собрания Вячеслав Серафимович Макаров уже давно поручил это сделать, но только сейчас закончились каникулы, мы начали эту работу. На встрече с фанатами и болельщиками мы выслушаем их и попытаемся понять те проблемы, с которыми они сталкиваются в Петербурге.
ВЗГЛЯД: Как вы собираетесь регулировать отношения между фанатами без системы запретов?
В. М.: Самое легкое – это сказать: «Нельзя, не пущу». Но это неправильно. Мы говорим о людях, которые имеют право заниматься своим любимым делом. Да, они любят ходить на футбол и как-то на это реагировать. Поэтому город должен создать такие условия, при которых и фанат чувствовал бы себя защищенным. Я уверен, что ни один футбольный фанат, за исключением полностью отмороженных, не хочет, чтобы ему дали дубинкой по башке. И это естественно. Поэтому надо просто сесть и обсудить все спокойно.
Естественная государственная тяга сказать «нельзя» должна здесь смягчиться. Надо сказать: давайте договоримся о правилах, они не должны быть дискриминационными и должны быть приняты и нами, и вами. Там нужно закрепить пожелания, насколько это возможно, которые мы услышим от фанатов. Но тогда мы договариваемся: ребята, эти правила вас устраивают, нас устраивают, а значит, никто не имеет права их нарушать. Я уверен, что большинство, 99% – это те, кто живет нормальной жизнью, они хотят ходить на футбол, радоваться и переживать, а потом спокойно идти домой, а не сидеть где-нибудь в автозаке арестованными за хулиганство.
ВЗГЛЯД: Есть ли у вас уже какие-то конкретные предложения, как решить «фанатский вопрос»?
В. М.: Давайте мы сначала обсудим все это с ними. В индивидуальном порядке встречаюсь с некоторыми представителями фанатского движения, но, безусловно, пока это только зарисовки.
ВЗГЛЯД: Когда вы планируете принять этот закон?
В. М.: До зимних каникул.
ВЗГЛЯД: Повлияло ли на начало разработки этого закона последнее громкое столкновение фанатов «Анжи» и «Зенита»?
В. М.: Это обнажило проблему дополнительно. Но такие ситуации возникают периодически. Не только петербургская история подтолкнула нас к этому.
ВЗГЛЯД: Вы сами – футбольный болельщик? За какой клуб переживаете, если не секрет?
В. М.: Я не сильный футбольный болельщик, но у меня в семье болельщики все, кроме меня. Я, честно говоря, больше переживаю за хоккей, за СКА болею очень сильно. Но то, что «Зенит» – предмет петербургской гордости, – с этим никаких вопросов. И я достаточно давно общаюсь с некоторыми руководителями футбольных фанатских организаций, «Невским фронтом», например. Мы неоднократно помогали им проводить мероприятия, в частности, связанные с детским спортом. Эти проблемы мне хорошо знакомы.
ВЗГЛЯД: Действительно ли ваш законопроект о фанатах готовится не для «внутрипетербургского использования», но для всей страны?
В. М.: Не совсем так. Я считаю, что максимально нужно идти по пути принятия закона сначала именно на петербургском уровне.
Мы – депутаты Законодательного собрания Петербурга. И люди, в том числе и фанаты (я знаю, что, например, футбольные фанаты моего округа меня поддерживают), выбирали нас, чтобы мы законы принимали, а не занимались публичными декларациями. Так вот, к сожалению, иногда инициатива Госдумы – это не более чем политическая декларация, потому что они очень сложно проходят. Поэтому давайте все-таки относиться к этому с пониманием.
ВЗГЛЯД: Но намерения выйти на федеральный уровень есть?
В. М.: Да, мы, безусловно, не можем урегулировать все положения, которые хотели бы урегулировать, только петербургскими полномочиями, их недостаточно. Но я получил задание от председателя Законодательного собрания Вячеслава Макарова. И мы договорились о том, что максимально возможное мы сделаем в рамках Петербурга, а что ну совсем нельзя уже будет сделать здесь, будем делать через Москву, но это намного медленнее.
ВЗГЛЯД: И последнее. Вы широко известны как автор законопроекта о запрете гей-пропаганды, как человек, борющийся с аморальным поведением поп-исполнителей. Не кажется ли вам, что фанаты – а нередко это люди суровые – могут отнестись с некоторым скепсисом к новому закону? Мол, человек занимался борьбой с гомосексуалистами, а теперь вот за фанатов взялся?..
В. М.: Вы знаете, я много чем занимался. За всю мою депутатскую деятельность вышло большое количество разных законов.
Суровые, я думаю, как раз нормально относятся к этим инициативам, чтобы к детям не лезли всякие извращенцы...
Повторюсь, у меня было много законов. Просто, к сожалению, иногда не очень важные законы, тем не менее, становятся резонансными, ну, не очень важные с точки зрения сущностной, а многие важные не находят должного освещения в СМИ. Что делать, это закон жизни.